Путин издевался над президентом Армении.
Рано или поздно сама Россия начнет реальный процесс интеграции в европейское пространство вместе с партнерами по ТС. Может быть, так оно и будет когда-то, но уж точно не в ближайшей перспективе. В таких случаях, как правило, принято говорит: «Когда рак на горе свистнет».
Но вопрос даже не в том, что Армения дала согласие на участие в путинских интеграционных проектах на постсоветском пространстве. В конце концов, рано или поздно так или иначе ей пришлось бы сделать выбор между интеграцией в европейское пространство и участием в путинских интеграционных проектах. И всем было известно, что Россия имеет сильные рычаги влияния на Армению, особенно в сфере обеспечения безопасности, можно сказать, что безальтернативное.
То есть в данный момент проблема не в содержательной части принятых официальным Ереваном решений. Проблема в форме. Проблема в том, в каких условиях, как заставили Саркисяна объявить о решении участия в Таможенном союзе. Сама форма была крайне оскорбительной, как для Саркисяна как президента, так и Армении как государства.
А ведь могли бы позволить С.Саркисяну сохранить лицо. В течение двух последних лет официальный Ереван постоянно заявлял, что Армения готовится подписать Соглашение об ассоциации и Договор о глубокой и всеобъемлющей зоне свободной торговли с Евросоюзом. И после двух часов переговоров тет-а-тет с Путиным все коту под хвост. Притом заставили Саркисяна просить, почти что умолять Путина по поводу того, чтобы он посодействовал членству Армении в ТС.
По сути, Путин наслаждался самим процессом издевательства над президентом Армении.
А ведь могли же Саркисяну позволить уехать без всяких там конкретных заявлений, провести агитационную кампанию по подготовке общественного мнения по данному крутому повороту во внешней политике и потом, где-то через неделю или две, выступить с заявлением о согласии на участие в путинских интеграционных проектах.
Но президент РФ решил «добить» не только самого Саркисяна, сколько армянское общественное мнение, которое в течение последних двух лет думало, что может противостоять самому Путину.
Надо было вылечить политическую элиту Армении от остаточных явлений медведевского либерализма.
Думаю, сегодня любой здравомыслящий гражданин Армении чувствует себя оскорбленным и униженным.
Таким образом, Армению не только лишили перспективы евроинтеграции хотя бы на время, оскорбили и унизили публично, но и еще она лишилась репутации серьезного и надежного партнера в международной арене.
Перейдем к России. Все зависит от того, что мы подразумеваем, когда говорим Россия. Многие помнят популярную в свое время крылатую фразу: «Мы говорим — партия, подразумеваем — Ленин». Если когда говорим «Россия» подразумеваем Путина, то президент РФ оказался в тактическом выигрыше. Путину удалось заставить Саркисяна публично признать себя вассалом президента РФ.
Кроме того, Россия получила небольшую надежду на сохранение Южного Кавказа в сфере собственного влияния. Необходимо учитывать, что участие Армении в ТС не решает стратегической задачи, стоящей перед российской внешней политикой на Южном Кавказе. Эта задача заключается в создании сквозного коридора через Южный Кавказ в Иран, притом полностью подконтрольного России. Это геостратегическая задача.
Участие Армении в ТС – это просто создание видимости победы на внешнеполитическом фронте для внутреннего потребителя. Этот шаг официального Еревана всего лишь сохраняет Армению в качестве плацдарма России на Южном Кавказе, не более. Но существование этого плацдарма, может, и мешает, но не может предотвратить реализацию геостратегических задач США на Южном Кавказе и в Центральной Азии. Для того чтобы справиться с задачей, России необходимо «разобраться» с Азербайджаном и Грузией.
Комментарии