СОБЫТИЯ ВОКРУГ НКАО В КРИВОМ ЗЕРКАЛЕ ФАЛЬСИФИКАТОРОВ (7)

На модерации Отложенный

Единственная пожелание: читать с сердцем и судить по совести.


СОБЫТИЯ ВОКРУГ НКАО В КРИВОМ ЗЕРКАЛЕ ФАЛЬСИФИКАТОРОВ


Продолжение

57. Г.И.ПЕТОЯН: «НЕ МОГУ ПЕРЕНЕСТИ ТАКОГО ПОЗОРА»
Газета «Азербайджан гянджляри», 9 сентября 1989 г.

 

«В моей смерти я обвиняю армян – экстремистов Нагорного Карабаха и Армении. Читаю в газетах, а также в передачах .на телевидении и радио, сколько бед и несчастия они принесли азербайджанскому народу. Меня мучают бессонные ночи. Я все время думаю об этом и не могу перенести такого позора. В знак протеста приношу себя в жертву.

ПЕТОЯН Г.И.»

Однако в тот день ему не дали осуществить своего намерения.

Свидетель Шахверди Ахмедов (родился в 1969 г. в селении Беюк Айрым Туманянского района Армянской ССР. Беженец из Армении. Закончил профтехучилище. Пока на работу не устроился): - Было за полдень. Три часа дня. Шел по проспекту Ленина, заметил человека, пытавшегося броситься с восьмого этажа шестнадцатиэтажного дома. Меня охватил ужас. Откуда-то появился милиционер (старший сержант А.Гулиев). Быстро поднялись наверх. Хорошо, что дверь в квартиру была открыта. Успели-таки на помощь, отвели его в квартиру. Он сопротивлялся, пытался вырваться из наших рук...».

Из рапорта старшего сержанта Аскера Гулиева начальник 9-го милицейского отделения Насиминского РУВД майору милиции В. Ибрагимову: «Он пытался выброситься с восьмого этажа. Нам удалось спасти его. Когда спросили, почему он это делает, тот, в свою очередь, ответил, что просто пошутил».

Вот что сказала Тереза Петоян: - Когда я вернулась с работы, то соседка говорила, что отец хотел выброситься с балкона. Слава богу, все обошлось. У меня выступил холодный пот. Земля ушла из-под ног. Я знаю, отец глубоко переживал события в Нагорном Карабахе. Он стал стыдиться за поступки армянских экстремистов.

Г.И.Петояна вместе с дочерью отвели в 9-е отделение Насиминского РОВД. В соответствии с законом от отца получили подписку: «Я, Петоян Гаврил Иванович, даю эту подписку в том, что больше не допущу со своей стороны аналогичного поступка».

В милицейском отделении Тереза подтвердила, что отца мучает углубление армяно-азербайджанской вражды. В этом он обвиняет армянских националистов в Нагорном Карабахе и Армении. Тереза представила в милицию вышеупомянутое письмо, обнаруженное ею в квартире.

«...В моей смерти, я еще раз напоминаю, я обвиняю армян из Нагорного Карабаха и Армении, которые нанесли много бед азербайджанскому народу. Будучи армянином, мне больно до глубины души за такой позор, который я до сих пор перенести не могу. Хочу этим напомнить, что мною было написано в предыдущей записке, является тем документом, дабы не было никаких провокационных домыслов о моей гибели, почему это должно произойти. Вчера мне помешали сотрудники милиции».

Эта записка написана спустя день...

На этот раз предотвратить несчастный случай, увы, не удалось.

Гибель Г.И.Петояна – какая же это по счету жертва, связанная с событиями в НКАО?

Сколько жертв еще предстоит? Кто может дать гарантию в том, что кто-то еще не пойдет на такой крайний шаг в знак протеста?

Нервы натянуты. Души наполнены болью за несправедливость. Человек стал стесняться (!) своей национальной принадлежности. События достигли своего апогея. Если не обуздать развитие событий, то к чему мы придем?

Из справки прокурора Насиминского района старшего советника юстиции А.Гусейнова: «30 августа» 1989 года примерно в 16 час. 40 мин. прибывшие на место события помощник прокурора М.Азизов и оперативная группа УВД Бакгорисполкома обнаружили тело Г.И.Петояна на асфальте около дома, в котором он проживал. В кармане потерпевшего обнаружена записка, написанная собственноручно, где отражена причина смерти. Все это подтверждено свидетелями А.Гулиевым, М.Аллахвердиевым, Е.Тахмазовой, В.Мамедовым. Подтверждается и то, что, когда Г.И.Петоян выбросился, рядом никого не было».

Из рассказа Терезы: «Утром пошла на работу. Сердцем чувствовала, что это произойдет. Отпросилась и вернулась домой. Первым, кого увидела, был наш сосед Л.Вайнштейн. Он сказал, что произошло несчастье, мне надо взять себя в руки. Около блока увидела тело отца. Все поняла. Он никогда не страдал нервным расстройством и в диспансер не обращался... В Нагорном Карабахе наступит день затишья, однако никогда не забуду голос протеста моего отца».

Вот что рассказала соседка Е.Тахмазова: «Покойный по характеру был тихим и приветливым. С соседями ладил хорошо. Был интеллигентным и культурным человеком».

Старший следователь Насиминской районной прокуратуры М.Магеррамов ознакомил меня с еще несколькими документами. В справке, выданной психоневрологическим диспансером, говорится, что Петоян Г.И. никогда на диспансерном учете не состоял. По заключению судебно-почерковедческой экспертизы записка с указанием причины смерти, обнаруженная в кармане покойного, написана им самим.

Заключение другого эксперта: «Потерпевший перед смертью спиртного не принимал». Из характеристики, выданной Шаумяновским управлением райпищеторга: «С 1959 г. работал заведующим магазином, с 1975 – бухгалтером-ревизором. В 1987 г. ушел на пенсию по возрасту. Награжден медалями «50 лет Вооруженным Силам СССР», «За доблестный труд». Предупреждений и выговоров не получал».

Вот и партийный билет № 12688560, выданный Петояну Г. И. Шаумяновским районным комитетом партии в 1957 г.

И все .

Прошу вас прочтите и задумайтесь: Петоян Гаврил Иванович. Родился в 1919 году, армянин, гражданин СССР. Прошел Великую Отечественную войну... Дочь Тереза – инженер-проектировщик. Вместе с 11-летней внучкой он оставил ее на азербайджанской земле, которую любил больше себя. Оставил в надежде на азербайджанцев. А сам, как волна протеста против националистических притязаний, разбился о берег жизни. Разбился, чтобы жить в сердцах людей доброй воли.

ГАРДАШХАН АЗИЗХАНЛЫ

 

58. КТО ТАКАЯ А.МНАЦАКАНОВА?
Газета «Коммунист» (на аз. языке), 10 сентября 1989 г.

 

«Мой сын идет в первый класс. Никогда не думала, что это событие станет для нас не праздником, а сплошной тревогой. Мы сейчас живем здесь, как на пороховой бочке. Нам угрожают, бьют стекла. И все это только потому, что я русская, муж армянин. Записала сынишку в школу без всяких трудностей, а теперь ночи не сплю: как-то сложится дальнейшая судьба моих детей? Раньше я всегда знала и ни на секунду не сомневалась, что Баку – их родина. А теперь?

А. МНАЦАКАНОВА»

Прочитав опубликованное письмо в «Соц. индустрии» за 5 сентября, мы удивились, а также засомневались. Удивились потому, что каждое преступление и хулиганcкое поведение периодически информируется правоохранительными органами в прессе, по радио и телевидению, а мы не сталкивались с таким фактом. Засомневались.

Чтобы выйти из сомнения, убедиться, что есть такой факт, с целью оказания помощи этой семье мы обратились в МВД АзССР. Во-первых, прояснилось, что описанное в газете «незаконные действия ни в письменной, ни в устной форме в милиции не регистрировались.

Во-вторых, в бюро адресов выяснилось, что в городе – проживает около 200 женщин по фамилии Мнацаканова, с именем, начинающимся на букву «А». Исходя из сказанного в письме, мы выбрали среди них русских по национальности. Стало известно, что их всего 4.

Анна Даниловна – 1940 г. рождения, Александра Петровна – 1925 г. рождения, Антонина Павловна – 1923 г. рождения, Анна Михайловна – 1924 г. рождения. Они решительно заявили, что ни одна из них не подвергалась никаким оскорблениям и унижениям, ни у кого из них нет детей школьного возраста и ни одна из них не писала письма в газету «Соц. индустрия»... Так кто же настоящий автор письма, который оскорбляет не только бакинцев, но и весь народ Азербайджана, представляя его варваром в глазах многомиллионных читателей?

Нас волнует еще один вопрос: какую цель преследует эта влиятельная газета? (Редакция даже не потрудилась уточнить через своего собственного корреспондента о проживании в Баку этого гражданина).

РУСАВАТ БАЙРАМОВ
СОБ. КОРР.

 

59. КАК ПРЕПАРИРОВАЛИ ИНФОРМАЦИЮ АЗЕРИНФОРМА
Газета «Коммунист» (на аз. языке), 10 сентября 1989 г.

 

5 сентября Азеринформ выпустил подборку информации «Не переступить черту» о событиях в Баку и республике в последние дни. Полностью она опубликована в республиканских газетах за 6 сентября. Однако в центральной печати («Правда», 6 сентября) эта подборка появилась со значительными купюрами.

Как выяснилось, сотрудниками ТАСС при подготовке подборки к выпуску она была по существу препарирована, причем изъяты те части материала, в которых излагались причины, приведшие к обострению обстановки, и требования, выдвигаемые как бастовавшими, так и не участвовавшим в забастовках.

Так, например, из высказывания оператора НБНЗ имени Владимира Ильича Е.Грининой, данного ей корреспонденту Азеринформа на своем рабочем месте, была вычеркнута фраза: «Мы - представители многих национальностей и народов, проживающих в столице Азербайджана,- с пониманием относимся к требованиям общественности о предоставлении республике подлинного суверенитета, наведения порядка в Нагорном Карабахе, где попираются конституционные права азербайджанского населения». Аналогичные «сокращения» были сделаны и в коротких интервью директора НБНЗ А.Гусейнова, секретаря парткома Ленкоранского кирпичного завода Р.Исмайловой. В результате был коренным образом искажен смысл их высказываний, а их принципиальная, подлинно гражданская позиция представлена в превратном свете. А главное – всесоюзный читатель так и не понял, почему бастуют бакинцы и что они требуют.

О случившемся доведено до сведения руководства ТАСС.

 

60. ЗАЯВЛЕНИЕ

 

Председателю комиссии «Ярдым» Азербайджанской ССР

товарищу АЛИЕВУ ГАМИДУ

от жителей села Агбулаг Красносельского р-на

Армянской ССР

 

Мы, как и все азербайджанцы из Армении, изгнаны из родных мест. Проходят месяцы, но наша судьба не беспокоит работников руководящих органов. Несколько раз мы заявляли о том, что нами оставлены дома, имущество и положение наше очень тяжелое.

Но все это остается безрезультатным.

Уважаемые члены комиссии «Ярдым», часть жителей нашего селения обменяли свои дома (а фактически потеряли их), а остальная часть не знает, что делать. Но сколько можно скитаться по чужим углам, сколько можно терпеть?

Мало того, что не наказываются виновники всех наших бед, но и не хотят оплатить нам стоимость оставленных там домов, чтобы мы могли найти выход?!

Просим со всей остротой поднять вопрос о нашем положении (которое ничуть не уступает положению палестинцев) перед вышестоящими организациями.

Мы же живем в Советском государстве! Почему же не действуют советские законы?

Подписи:

Азиз Зейналов

Аляс Зейналов

Муса Насибов

Миралекпер Джавадов

Бафта Гусейнова

Дуньямалы Гусейнов

Эльдар Исмаилов

Бейхан Гусейнова

Тейяр Алиев

Гасан Оруджев

Мирюсиф Джавадов

Ганбар Велиев

Мехралы Гусейнов

Оджаггулу Фараджев

Тофиг Тагиев

Габиб Аббасалиев

Ханыш Ахмедов

Валех Ахмедов

Исмаил Велиев

Гасым Гусейнов

Всего 60 подписей.

Адрес: Баку-87, пос. Воровского, ул. Кероглу, переулок 4, д. 39.

 

61. ЗАЯВЛЕНИЕ.

 

В комиссию по делам беженцев из Армении при Совете Министров Азербайджанской ССР от бывшего жителя селения «Арафса» (ныне Аревис), начальника сельского медпункта, инвалида Великой Отечественной войны 11-ой группы Магеррамова Али Гара оглы (нынешний адрес: г. Баку, ул. Шариф-заде, 174, кв. 49;тел. 32-75-28)

 

Уважаемые Председатель и члены комиссии.

По известным Вам причинам я а ноябре 1988 г. вынужден был покинуть дом и имущество и переехать в Баку. Там у меня был двухэтажный, 4-х комнатный (88м2),с балконом и верандой (90 м2), с железной кровлей стоимостью 50 тыс. руб. собственный дом, сад с яблонями и другими фруктовыми деревьями, хозяйством и домашним имуществом.

Мне стало известно, что в моем доме сейчас проживают другие люди. Документы, связанные с работой и зарплатой, остались в Армении, и, несмотря на несколько запросов, не высылаются. Обо всем этом я докладывал и тов. М.Колесникову. Попытался съездить и туда, но соответствующая организация, учитывая напряженность, не посоветовала мне делать этого.

Сейчас все мои надежды я возложил на Вас (к Вам обращаюсь впервые).

Прошу по мере возможностей оказать мне содействие или в получении стоимости моего имущества, или же в обмене дома на Баку (или на окрестные селения).

С уважением

Магерраммов А. Г.

13. VI 1989 г.

 

62. ЗАЯВЛЕНИЕ

 

Председателю добровольного общества «Гайгы»
Азербайджанской ССР товарищу МУСТАФАЕВУ И. Д.

 

от вынужденно покинувшей свое постоянное место
проживания, ветерана труда, многодетной
матери Мамедовой Учу Рамазан кызы

 

Я со своей семьей в составе 6 человек жила в селении Захмат Масисского района Армянской ССР.

29 ноября 1988 г. приблизительно в 17 часов 50-60 бандитов-экстремистов из бородачей ворвались в наш дом с приказом покинуть дом в течение 2 часов.

Ими руководил секретарь Арбатского сельсовета Газарян Варуж.

Мы 5 человек, из которых двое малолетние, вынуждены были собрать домашнее имущество (стоимостью примерно 15 тыс. руб.) в собственные «Жигули» (марки ВАЗ-2102 № Б 1955 АД, двигатель № 5391626, кузов № 475550, красного цвета) и покинуть свой дом.

Проезжая через соседнее селение (Достлуг-Дружба), были остановлены армянскими бандитами. Во главе этой банды стояли зам. начальника милиции Масисского района Искендарьян, а также прокурор района. Искендарьян заставил нас оставить машину вблизи селения Достлуг. Тогда там находилось еще 30-40 машин. Машину отняли у нас и сказали, чтобы приехали за ней через 5-10 дней. Мы приехали в Баку без машины.

8 декабря 1988 г. мой сын с четырьмя людьми поехали в селение Достлуг Масисского района АрмССР за машиной, но их там не оказалось. Они обратились в райотдел милиции, где им ответили, что машины украдены. Об этом доложено московской комиссии. 8 и 9 января мой муж - Мамедов Масим был на приеме московской комиссии, приехавшей в Масисский район, где ему сообщили, что наряду с 14-ю машинами найдена также и наша. Но от этих машин остались одни кузова и они разобраны, арестовано 5 виновников этого грабежа. Украденные запчасти машины оценены в 4 тыс. 853 руб. Об этом мы сообщили во все органы, но нам никакая помощь не оказана.

Правительство Армении не признает советских законов.

Прошу Вас оказать мне содействие в возвращении моей машины и возмещении нанесенного мне ущерба.

У. Мамедова

 

 

 

 

63. МЫ НАДЕЯЛИСЬ НА ВАС
Газета «Коммунист» (на аз. языке), 15 сентября 1989 г.

 

События, происшедшие в селе Сырхавенд Мардакертского района, останутся в моей памяти навсегда. 8 августа примерно в 23 часа тишину деревни нарушили автоматные очереди. А в половине пятого утра 15 августа все село переполошилось. Кто-то крикнул: «Помогите, деревню грабят!», возле села появились машины, забитые солдатами, танки. Солдаты грубо обращались с сельчанами. Они врывались во дворы и всех, попадавшихся на их пути, отталкивали дулами автоматов и пинали сапогами. Одному из жителей - Умуду Мамедову они нанесли тяжелый удар.

Затем солдаты вошли в дом директора совхоза Эршада Фарзалиева. На крики женщин и детей они не обращали никакого внимания. Затем они сказали, что ищут оружие. Неужели они не знают, у кого оно находится! Армянские экстремисты, не гнушаясь носить при себе оружие, пролили уже немало крови в Нагорном Карабахе, нередко на глазах тех же солдат. Мы же надеемся на них, славные их имена навеки вошли в историю нашей армии. Зачем их подбивают на такие действия?

Салех Джафаров,
член республиканского общества «Знание»

 

64. НЕ ВИНИТЕ НАС
Газета «Коммунист» (на аз. языке), 15 сентября 1989 г.

 

Он только женился. Всего 19 дней назад юношу поздравляли его близкие, друзья и знакомые. Любимая его жена не чаяла в нем души. Однако...

Трагедия, происшедшая в селении Агбулаг Горисского района, была ни с чем не сравнимой. Только что справивший свадьбу 23-летний Бархудар Аскеров был убит армянскими дикарями. Предательская пуля, настигшая его при возвращении домой, оборвала его жизнь и надежды.

Взволновалось все село. Вперед вновь выступили старейшины. Они сказали: «Кровь кровью не смоешь» и преградили дорогу жаждущим отмщения. Мы стерпели горе, хотя оно было нестерпимым. Но сколько же можно терпеть? Последовали новые нападения в сопровождении людей, милиции, руководящих работников, пролилась кровь. Мы вынуждены были покинуть родные места. Как же жить там, где праздники превращались в траур? Так что, не вините нас...

Myслим Асадов,
ветеран труда

 

65. ЭТО УЖЕ НЕ ТОТ ТУГ
Газета «Коммунист» (на яз. языке), 15 сентября 1989 г.

 

Селение Туг, название которого в прошлом ассоциировалось с дружбой, находится в окружении девяти армянских сел. В нем проживает 920 азербайджанцев и 700 армян. Армяне обрели родину, мы же как бы остались без нее. Поверьте, мы говорим правду. В разоренной части Туга, о которой упоминает Вольский, проживает именно азербайджанское население. Здесь ни вчера, ни сегодня, а издавна, еще в дозастойные времена для армян были созданы все наилучшие условия для проживания. Армянская часть села напоминает истинно райский уголок. Невольно восхищаешься, глядя на двухэтажные, окруженные садами дома. Возле каждой калитки- водопроводный кран, у каждой четвертой семьи имеются «Жигули», «Волга», каждая семья располагает поливными и садовыми участками. Вот так в действительности они и живут.

Мы же на своей родине превратились фактически в бесправных граждан. Об основных житейских условиях нам приходится только мечтать. За исключением председателя Совета, не располагающего никакой властью, все хозяйственные и иные должности в селе находятся в руках армян.

Находящиеся под защитой войск, вверенных А.Вольскому, армяне часто совершают набеги на наши дома, унижают наших детей, женщин.

Мирзали Исмаилов,
житель сел. Туг Гадрутского района

 

66. МОЖНО ЛИ ВЕРНУТЬСЯ?
Газета Коммунист (на аз. языке), 15 сентября 1989 г.

 

Читаю все номера газеты «Коммунист». Всякий раз, встречая статьи и публикации о «переселенцах», испытываю возмущение. Это не значит, что я жалуюсь на свои житейские условия. Совсем нет. Всякий раз, когда думаю о прошлом, я вспоминаю родину своих предков – Ведибасарскую область. Наша семья жила в 7-ми километрах от Веди – в селении Енгифиа. Раньше я часто ездил в Веди. Тому была еще одна причина. Во дворе нынешнего завода «Рело» находилась могила командира «Красных табористов» – кавалера ордена Красного Знамени Аббаскули бека Шадлинского, ведшего непримиримую борьбу против местных дашнаков и белорубашечников. Теперь никто из нас не знает, что стряслось с этой могилой. (Я уже не говорю о могилах его братьев и родственников). Черные дни для нас наступили так скоро, что все как-то позабылось, ушло в сторону. Была лишь одна мысль: побыстрее присоединиться к своему народу и просить помощи.

ГУСЕЙН ГАСАН0В