Сладкое слово "миацум": Армения расплачивается за роковую ошибку

В ходе недавнего стремительного марш-броска в Москву Серж Саргсян буквально накануне подписания документов о вступлении в ассоциацию с ЕС и соглашения о глубокой и всеобъемлющей зоне торговли с Европейским cоюзом объявил о желании присоединиться к Таможенному союзу России, Казахстана и Беларуси. Это указывает на то, что этап прожевывания Армении завершается и плавно переходит в процесс ее переваривания. Очевидно, что вся эта гео-физиология получит продолжение, правда, в каких конкретно формах, сейчас предсказать затруднительно.


Показательно, КАК именно все произошло. Саргсяна "нагнули", даже не дав привести в порядок косметику. Он не то, что общественности и европейским партнерам по переговорам, ближайшим соратникам не успел намекнуть, что диагноз пересмотрен, и сейчас лучше, сделав умное лицо, промолчать. Иначе не стал бы буквально за несколько дней до отъезда президента в Москву заместитель министра иностранных дел Шаварш Кочарян говорить о том, что, вступив в Таможенный союз, Армения потеряет свой суверенитет. Сейчас этот Шаварш вынужден оправдываться в том смысле, что то ли он этого не говорил, то ли его не так поняли. Но все это уже не важно. До Шаварша ли теперь...



Все это психологически весьма непросто. Саргсяна можно понять и впору даже ему посочувствовать. Судите сами. Робко затянутая два года назад песня о евроинтеграции уже звучит на всю Армению. Поют, хоть и на разные голоса, но все хором - от правящих республиканцев до оппозиционных дашнаков. Особенной популярностью в народе пользуется куплет про "европейский цивилизационный выбор", который, как выразился один из армянских политиков, "армяне сделали еще тогда, когда русские сидели на деревьях". Гости из Европы подпевают на разных языках и туманно намекают на два миллиарда евро кредитов.

Ура! Армения в авангарде Восточного партнерства! Все вокруг безнадежно отстали! Кругом флаги, оркестры с барабанами, плакаты с портретом Франсуа Олланда и призывом "Ты записался в европейцы?!" Путь к "цивилизационному выбору" и двум миллиардам ликующему народу указывает президент. Он сам в душе уже практически европеец. Знает многие буквы латинского алфавита. На завтрак - не блинчики со сметаной, а наоборот - круасаны. В Ереване подумывают, не перейти ли заодно на гринвичское время. В общем, от перспектив захватывает дух.