Облегчение Обамы
Облегчение Обамы
Игорь СЛИСАРЕНКО

Еще 9 сентября Соединенные Штаты и Франция были заняты сколачиванием международной коалиции против Сирии по лекалам, опробованным с Ираком в 2003 г.: коль нету одобрения Совета Безопасности ООН на военную акцию, надо создать на такое «богоугодное дельце» коалицию числом побольше.
От чести составить компанию в нападении на Сирию публично отказался Кипр, который уже успели занести в список «за» по итогам встречи министров иностранных дел стран ЕС с госсекретарем Джоном Керри. После встречи и появилось сообщение, что однозначно в поддержку военной операции против Сирии из 28 государств — членов ЕС выступили шесть: Дания, Хорватия, Румыния, Греция, Латвия и Кипр.
Боевики рассчитывали, что американские бомбардировки помогут им развернуться в полный рост // bigpicture.ru
«Коалиция несчастных женщин»
Конфуз с Кипром живо напомнил подобную ситуацию с «коалицией доброй воли» имени Джорджа Буша. 27 марта 2003 г. американский президент прямо с военной базы в Тампе перечислил 48 стран — «наших друзей и союзников, которые присоединились к Америке в операции «Свобода Ираку». Как помним, «примкнувший» — по словам Буша — официальный Киев тогда завертелся, как на сковородке, пытаясь улизнуть от такой чести. Куда более отважными оказались, например, Соломоновы острова, объявившие о выходе из коалиции...
А британская Daily Mirror вволю поиздевалась над коалицией, назвав ее «союзом купленных, запуганных и слепых». По ее определению, «купленными», например, были страны Балтии, Польша и другие «младоевропейцы» Восточной Европы.
Как видим, в сирийском случае ряды желающих изрядно поредели — из «младоевропейцев» согласие дали те, кто, прямо скажем, на самых низких позициях в негласном табеле о рангах ЕС по причине доставляемой своими экономическими неурядицами головной боли другим.
Ну что ж до Датского королевства — то это случай уникальный. Нынешний премьер-министр Хелле Торнинг-Шмидт в свое время вволю попинала прежнего премьера Андерса Фога Расмуссена (ныне генсека НАТО) за его согласие ввязаться в иракскую авантюру по ложным мотивам. Теперь же сама, не моргнув глазом, заявляет, что верит американским доказательствам вины правительства Сирии. И когда местная газета Politiken (04.09.13) спросила у премьера, имеет ли она эти документы, миловидная блондинка отвечала просто с патриархальной покорностью судьбе: «Американцы и французы говорят, что имеют. И мы должны слушать наших ближайших союзников».
«Несчастная она, в общем, баба», — говорил незабвенный капитан Жеглов из популярного фильма о Верке-модистке, вынужденной доверяться ворам, чтобы иметь какой-то заработок для нужд малых детей. Вот и премьер Дании, помимо ноши государственных дел, еще тянет лямку воспитания собственных маленьких детей. Что бесцеремонно обсуждает датская пресса: дескать, супруг премьера — директор Международного экономического форума в Давосе — уже годами живет вдали от семьи в Швейцарии. И причиной тому не только высокие датские налоги с дохода (потому он и предпочитает платить налог со своей солидной зарплаты в Швейцарии), но и вдруг пробудившаяся в нем нетрадиционная сексуальная ориентация...
Получив совсем не впечатляющее число союзников в Европе, Вашингтон и Париж на людях бодрились. Госсекретарь Керри объявил, что коалицию можно измерить «двузначной цифрой»: «это даже больше, чем необходимо». Двумя днями ранее он был более откровенным, утверждая о наличии «34 стран и организаций», видимо, засчитав в коалицию и НАТО с ЕС, и Лигу арабских государств, и Организацию сотрудничества государств Залива... Наверное, для пущего воздействия на американского обывателя не только через сердце, но и через кошелек Керри сообщил, что некоторые арабские страны даже предложили Америке оплатить расходы за военную операцию против Сирии.
Согласованная по нотам партия?
И в тот же понедельник, 9сентября, когда Кипр «пошел в отказ», госсекретарь Керри совершенно неожиданно для всех стал вслух рассуждать, что без военного удара по Сирии можно было бы обойтись, согласись та «передать каждый кусочек своего химического оружия международному сообществу».
Спустя несколько часов в Москве министр иностранных дел РФ Сергей Лавров откликнулся на эти слова Керри заявлением: «если установление международного контроля над химоружием в этой стране позволит избежать военных ударов, то мы немедленно включаемся в работу с Дамаском».
Готовность к этому незамедлительно выразил и сам Дамаск устами министра иностранных дел Валида Муалема: «Сирийская Арабская Республика приветствует российскую инициативу(...) предупредить американскую агрессию против нашего народа».
Опешившие от такого поворота некоторые арабские телеканалы, работающие на свержение сирийского правительства, бросились было пояснять, что, дескать, Москва просто ухватилась за импровизированные фантазии Керри, а вот позже появится сам президент Обама, чья администрация денно и нощно обрабатывает конгрессменов для положительного голосования за военную акцию, и одернет своего госсекретаря...
Заголосила и непримиримая оппозиция. «Верховное военное командование», бдящее над картами Сирии в Стамбуле, громко обиделось: мы уже согласовали с американцами цели будущих ударов, да с расчетом, что после бомбардировок туда двинутся наши отряды. Проще говоря, все будет происходить по уже испытанному в Ливии два года назад сценарию.
Но опровержения от Обамы не случилось. Более того, он сам появился в телеобращении вечером следующего дня, чтобы подтвердить готовность действовать по плану, предложенному Россией.
Создалось впечаталение, что 20минутный разговор Обамы и Путина в Санкт-Петербурге во время саммита стран G-20 был не таким уж бесплодным, как тогда отметили оба участника. И что для удовлетворенности российского президента (а заодно — даже некоторой снисходительности к американскому визави), сквозившей в ответах Путина на вопросы по Сирии на итоговой пресс-конференции, были веские основания.
Да и в самой Америке все тогда складывалось отнюдь не в пользу Обамы. Американские граждане по-прежнему упорно не хотели новой военной авантюры, о чем свидетельствовали опросы после каждого патетического заявления из Белого дома или госдепа.
Ожидание положительного голосования в Конгрессе выглядело зыбким. В соцсетях многие конгрессмены рапортовали, что 9 из 10 получаемых ими телефонных звонков и писем от избирателей своего округа — категорически против нападения на Сирию.
Видимо, действительно ситуация с получением одобрения Конгресса сложилась критическая, если сам Американско-Израильский комитет по общественным делам (AIPAC) — самая мощная произраильская лоббистская структура, чьи ежегодные съезды считают своим долгом посетить все, за исключением двух-трех членов Конгресса, — сообщил, что мобилизировал 250 своих функционеров «для работы с конгрессменами».
Методы такой работы AIPAC с законодателями не являются секретом: хочешь переизбраться, проголосуй, как мы рекомендуем. Иначе появится конкурент с превосходящим выборным денежным фондом, с симпатизирующей ему прессой и т. д.
Особо следует отметить, что и спустя 20 дней после применения отравляющих веществ в пригороде Дамаска, каких-либо доказательств вины сирийского правительства не появилось. Несмотря на все обещания и заверения. Любопытно, что в качестве такого доказательства тем же конгрессменам президентская администрация рассылала известное видео из социальных сетей.
Обама: бомбить нельзя помиловать
И сам Обама в телеобращении упирал именно на это видео и «сообщения из сетей», как на твердое доказательство. Если принять этот метод, то Обаме придется согласиться с тем, что «сообщения в сети» о его «поддельном» свидетельстве о рождении на территории США служат основанием отстранить его от власти...
Другим слабым местом выступления была историческая избирательность: упомянув о применении нацистами газа для уничтожения евреев, Обама не стал вспоминать, как в 1980-х иракская армия лояльного тогда Саддама Хусейна применяла газы против иранцев, а также — против иракских курдов. Вашингтон знал об этом, более того — противился обнародованию и передаче дела в ООН.
Логичным, конечно, было бы в обширной части президентского выступления об ужасах химического оружия сообщить американскому народу, а с ним и миру о том, что происходит нынче с запасами оставшегося после свержения Каддафи химического оружия в Ливии. Тем более что новости оттуда по-прежнему неутешительные: политические убийства, вооруженные столкновения... Вопрос охраны этих запасов не может не тревожить, когда читаешь сообщения, что, к примеру, ливийская полиция закупает боеприпасы на черном рынке. А вот поставки сирийским боевикам тяжелого вооружения (скажем, ракет класса «земля-воздух») с государственных складов Ливии уже давно не секрет. Почему-то еще никто не занялся расследованием: не ушли ли в Сирию и ливийские боеголовки с отравляющим веществами?
Впрочем, гневные филиппики американского президента в адрес Дамаска были явно не основным посланием. Более того, прозвучали неожиданные умиротворяющие нотки. Уверяя, что планируемая им акция против Сирии не будет подобной тем, что были в Афганистане и Ираке, Обама упомянул и Косово: тогда США с союзниками в течение 78дней бомбили Югославию, но наземного вторжения не было.
Отдельно сказал Обама и о том, что не преследует цели силой свергнуть президента Асада. И не потому, что чтит документы ООН, а потому что «Ирак научил». И наконец, с явным облегчением объявил, что попросил Конгресс отложить голосование по одобрению применения силы против Сирии.
Конечно, все это не свидетельствует о свершившемся чуде, подобного превращению Савла в Павла. Просто Обама трезво оценил свою — отнюдь не выигрышную — ситуацию и возможные неприятные последствия для себя лично.
Тем временем Франция незамедлительно взялась за новый проект резолюции СовБеза ООН с положениями, что если Сирия не удовлетворит ожиданий в процессе уничтожения химического оружия, то применение против нее военной силы будет полностью легитимным. Россию, разумеется, такая постановка вопроса не устраивает. Память отсылает к подобным играм — посредством управляемых инспекторов ООН в Ираке: обвинение Багдада в «недостаточном сотрудничестве с инспекторами ООН» было одним из оснований для интервенции. Такое же обвинение в «недостаточном сотрудничестве» с инспекциями (на сей раз МАГАТЭ) уже годами предъявляют Ирану. И это использует Израиль в своих постоянных угрозах напасть на эту страну.
Кстати, Тегеран приветствовал планы России и Дамаска, отметив, что всегда выступал за превращение ближневосточного региона в свободный от оружия массового поражения. Это явный намек на Израиль, который имеет ядерный арсенал, не подписал Договор о нераспространении ядерного оружия и на версту не подпускает к своим объектам инспекторов ООН.
Голосование
-3 : 167+
Уникальные
просмотры
1139
Игорь СЛИСАРЕНКО
Данная статья вышла в выпуске №37 (668) 13 – 19 сентября 2013 г.
Комментарии
Скоро и им займутся!
Комментарий удален модератором
-------------
Запором, страдал, болезный. Это от жирной пищи. Проклятый фастфуд:(