Даже самые матерые офицеры разведки разом испытали страх. С 1990 года уже бывшая сверхдержава Советский Союз все больше и больше проваливается в «шаткую пропасть». Среди большого количества сотрудников рабочих кабинетов с деревянной облицовкой в Центральном разведывательном управлении на Лубянке возрастает мучительная неизвестность. Что с ними будет, когда падет советская империя?
Сотрудники КГБ, до сих пор являющиеся костяком государства, десятилетиями представлялись как «Щит и меч партии». Они назывались «чекистами» (от «ВЧК», созданной легендарным Феликсом Дзержинским в 1917 году тайной полиции большевиков). Теперь же, весной 1991 года их судьба неизвестна, потому что Советский Союз все глубже «проваливается» в бездну.
В Москве появилось два центра власти: в Кремле сидел Михаил Горбачев, генеральный секретарь коммунистической партии Советского Союза. Его визави становится Борис Ельцин, выбранный на пост главы самой большой республики – РСФСР. Его резиденцией становится Белый дом, сегодня – Дом Правительства Российской Федерации на берегу реки.
Служба безопасности в большой беде
Однако главное командование армией и разведкой КГБ находится в руках Горбачева. Правда, его руководство «размыто» перед лицом возросшей нехватки товаров и беспомощных должностных лиц.
Ельцин, напротив, укрепляет свои позиции за счет симпатии, массово проявлявшейся со стороны российского населения. Но и он был партийным функционером в течение десятилетий. Ельцин заканчивает свою партийную деятельность и обращается в другую «веру» – и это в возрасте 60 лет. Из коммуниста он разом превращается в демократа.
Для 480 тысяч работников советской государственной безопасности, для разведки КГБ это становится сложным временем, так как и в этих рядах Коммунистическая партия дискредитируется из-за ее зачастую некомпетентных функционеров.
Когда Ельцин избирается на пост президента в главной республике Советского Союза, и возникают новые партии, многие сотрудники КГБ понимают, что дни коммунистической партии уже сочтены. Ведущие стратеги КГБ в такой удручающей обстановке решают оказать влияние на перемены по своему усмотрению.
Соглашение с тяжелыми последствиями
Их идея – не только простая, но и эффективная. РСФСР (во главе с Ельциным) – пока государство в составе Советского Союза – должна создать свою собственную службу безопасности, состоящую из надежных сотрудников КГБ. По мнению сотрудников службы безопасности, этого следовало избежать .«Демократический путь» Ельцина (так в кругах КГБ пренебрежительно называют направленные против Коммунистической партии протестные движения) предлагает новую собственную службу безопасности. Самый неприемлемый сценарий для старых кадров – новая служба безопасности, созданная западными консультантами.
«Восточногерманский путь» роспуска службы безопасности кажется авантюрой не только КГБ, но и Горбачеву и Ельцину. Идти по нему нельзя было ни в коем случае.
5-го мая 1991 года Горбачев, Ельцин и председатель КГБ СССР Владимир Крючков подписывают «роковое» соглашение, которое до сих пор существует в России. РСФСР получает свою собственную службу безопасности, состоящую из работников КГБ. Теперь эта служба подчиняется не советскому КГБ, а Ельцину.
Один из главных участников тех событий генерал – лейтенант запаса Андрей Пржездомский пишет в своей вышедшей в Москве книге под названием «За кулисами путча» о пути службы безопасности в постсоветское время. В то время офицеру Пржездомскому было 40 лет. Он был советником председателя российского КГБ, подчиненного Ельцину. Сегодня он занимает тот же пост – должность советника директора ФСБ России.
Спасение старых кадров КГБ
В своей книге Пржездомский пишет, что в то время ельцинская борьба против партийной бюрократии привлекла многих «прогрессивных чекистов». Разоблачения кровавых злодеяний времен сталинского режима потрясли даже некоторых сотрудников КГБ.
В ельцинское время чекисты «упражнялись» в клятвах демократии и правовому характеру государства. Зачастую это не было правдоподобным. Но, по меньшей мере, старые офицеры КГБ признали, что ни одно современное государство не могло быть приведено в порядок посредствам слежки за населением и арестов инакомыслящих.
Летом 1991года происходит переход власти службы безопасности от старого к новому центру власти – достаточно несенсационно и незаметно для мировой общественности.
Все руководство КГБ на территории Российской Федерации было подчинено секретной службе Бориса Ельцина. Тем самым советское центральное государство оказалось политически подавленным. Правда, впоследствии ядро аппарата службы было все же спасено.
Государство на пороге гражданской войны
И уже скоро чекисты, направленные защищать правление Ельцина, прошли первый тест на прочность. 19 августа группа ностальгирующих государственных функционеров устроила путч против Горбачева (Как раз в тот момент он находится в отпуске на полуострове Крым на Черном море). Путчисты (к ним относится и председатель КГБ Крючков) создают Государственный комитет по чрезвычайному положению.
Однако одно распоряжение Крючкова – поддержать заговорщиков – не было выполнено КГБ. Российский КГБ высылает всем ведомствам телеграмму с обвинениями Государственного комитета по чрезвычайному положению в «антиконституционном перевороте». Все подчиненные Ельцину службы дают указания сотрудникам КГБ не оказывать какой-либо помощи заговорщикам.
Государство находится на пороге гражданской войны. Путчисты направляют в Москву тысячи танков. Демонстранты пытаются не допустить танки в центр города – погибают три молодых человека. Пржездомский становится очевидцем кровавых столкновений на Садовом кольце. Те события он называет «постыдными и унизительными для достоинства государства».
Умелая агитация
Ничего кроме злобы и негодования танки вызвать не могут. На тот момент все еще всемогущий КГБ остается «парализованным». Окончательно путч подавляется тремя днями позже. «Дилетантский заговор» лишь ускоряет переход власти от Горбачева к Ельцину. В декабре Советский Союз прекращает своё существование.
В конце августа 1991 года тысячи демонстрантов осаждают Центральное управление КГБ, демонтируют гранитную статую основателя ВЧК Феликса Дзержинского. На непродолжительное время и председатель КГБ Крючков попадает под арест. Но и это в неспокойное время ядро КГБ не может не использовать свои методы. Сотрудники службы безопасности внедряют своих людей в стан демонстрантов и, по словам Пржездомского, «умело используют их в качестве буфера». Таким образом, им удается избежать вооруженного конфликта между путчистами и их противниками. Свои в своих стрелять не хотят.
Остатки советского КГБ быстро переформировываются. В последующие годы название неоднократно меняется. Но никогда Комитет не распускается. «Контора» (на рабочем жаргоне) спасается благодаря уступкам правозащитникам.
Пржездомский дает Елене Боннэр, вдове Андрея Сахарова, лауреата Нобелевской премии мира и правозащитника, посмотреть акты. Он беседует с ней об ее отце, убитом службой безопасности при Сталине. Так осмотрительный офицер начинает понимать, что люди, терроризируемые службой безопасности или потерявшие близких, «мягко говоря, уже не могут иметь «в друзьях» службу государственной безопасности».
Гласность. Пожалуйста, быстро
Возможно, поэтому ознакомление с архивом Боннэр останется лишь эпизодом. Большое количество документов из темного прошлого службы безопасности – если не сказать, что все –очень быстро снова оказались под замком. В «Океане непредсказуемых событий» (так Пржездомский описывает 1991 год) сотрудники КГБ мечтают о надежном «капитане».
Вскоре он должен бы взять бразды правления у Ельцина. Через восемь лет после распада Советского Союза бывший полковник КГБ Владимир Путин становится президентом Российской Федерации. В Дрездене, будучи офицером КГБ, Путин переживает крах «Штази» (ГДР), что находит унизительным.
Ежегодно 20- го декабря путинская Россия празднует День основания советской государственной службы безопасности, который, конечно же, сопровождается приветственным словом президента.
Комментарии
И как бы эту задачу обеспечил бывший немецкий полицай, дослужившийся до Первого Зма Председателя?
Товарищ Путен, продал ГКБ
А вместе с ним и Родину продал
Не зря со Шрёдером Вован бухал
Двойной агент он, это знают все.
Собчак во власть попасть хотел не раз
С ним рядом был и Борька-пидарас
Обоим Путен очень сладок был
Но через них Вован переступил.
Почуял власть и скурвился в конец
ГосДепа Путен правая рука
С ТиВи крутил народу дурака
Стране приснился форменный мандец.
Забил он в крышку гроба СССР
Последний, думал, очень крепкий гвоздь.
Забил его он думал глубоко,
Как вязнет в грязи придорожной трость.
Но ты ошибся, гребаный Вован,
Тебя посадим, завтра!, на кукан!
Юлить ты будешь или не юлить.
Водить не будешь! Слышишь, блеать, етить!