Россия: восстановление после поражения в холодной войне завершено

На модерации Отложенный

Всякое достижение России вызывает лютую ненависть у определенной категории людей. Однако все же Португалия – это не просто очередная ступенька из числа тех, на которые мы поднимаемся каждый месяц. Это конец эпохи.

Опыт показывает, что сейчас на меня обрушатся волны ненависти. Заранее предупреждаю – если вы настроены оппозиционно, лучше не заглядывайте. Будет больно и обидно.

Европейцы (ОЭСР) опубликовали данные, согласно которым Россия успешно достигла цели, которую поставил перед ней Путин в своей знаменитой статье еще в 1999 году. Догнала Португалию по ВВП на душу населения.

Португалия – 24 683

Россия – 24 632

Греция – 23 595

Эстония – 23 759

Польша – 22 578

Венгрия – 22 005

Как видите, Россия находится по этому показателю на уровне Южной и Восточной Европы. Правда, от самых жирных европейских стран, вроде Швейцарии и Норвегии, мы все еще значительно отстаем, однако не будем забывать, что в 1999 году подушевой ВВП Португалии был равен 17 тысячам долларов, а подушевой ВВП России плескался на критической отметке в 6 тысяч.

Таким образом, догнав Португалию, мы фактически утроили наш ВВП. Разумеется, немалая заслуга в этом выдающемся достижении принадлежит либералам девяностых годов – если бы они не довели к 1999 году Россию до состояния клинической смерти, у нас не было бы преимущества низкой базы. Тем не менее, даже с учетом этого обстоятельства, потрясающий рост налицо. Мы имеем все основания говорить о «русском чуде»: по аналогии с «немецким чудом» и «японским чудом» второй половины прошлого века.

На всякий случай уточню, что в статье речь идет о ВВП на душу населения. По абсолютному размеру наша экономика является пятой на планете: мы недавно обогнали Германию и, разумеется, маленькая Португалия не выдерживает с нами никакого сравнения. Однако каждый в отдельности русский и португалец производят ежемесячно товаров и услуг на примерно одинаковую сумму – где-то на две тысячи условных долларов.

Конечно, значительная часть этих денег идет на зарплату, поэтому чем выше в стране подушевой ВВП, тем, как правило, выше и средний доход населения. Но все же эти два параметра напрямую не связаны.

Средняя зарплата в Португалии – 780 евро. Средняя зарплата в России – 28 800 рублей, или всего лишь 660 евро.

Значит ли это, что средний уровень жизни в России значительно ниже?

Не думаю. Во-первых, в то время как Россия находится на подъеме, Португалия все глубже скатывается в тяжелый кризис. Жить в условиях сокращающейся зарплаты значительно тяжелее, чем в условиях зарплаты растущей: особенно если ты находишься по уши в неподъемных долгах.

Затем, в Португалии дичайшая безработица. Вот рассказ нашей соотечественницы о соседней Испании. Будьте уверены, в Португалии еще хуже.

Уровень безработицы в Португалии зашкаливает. При этом если взрослые специалисты еще как-то могут найти работу, то вот молодежи совсем труба. Среди людей до 25 лет уровень безработицы составляет чудовищные 37%.

Неудивительно, что уровень эмиграции из маленькой Португалии находится на отметке «геноцид»: страну покидают по 100 тысяч человек ежегодно. Для сравнения, из России эмигрируют всего лишь несколько десятков тысяч человек в год – а Россия, как-никак, почти в 15 раз больше Португалии по населению.

Если вам нужно получить нормальную зарплату в России, вы можете, например, просто устроиться в ближайший ресторан быстрого питания типа богомерзкого «МакДональдса» или его менее ядовитых собратьев. Люди там нужны всегда, берут на работу почти всех, зарплату же платят вполне достойную.

Разумеется, в каком-нибудь маленьком населенном пункте с работой могут быть локальные проблемы, но в целом по России дефицит вменяемых кадров огромен, и минимально пригодный к современному труду человек без работы не останется никак.

В Португалии же одного желания работать категорически недостаточно. Рабочих мест на всех не хватает, при этом на каждое освобождающееся место претендует масса народу: как в России в те самые лихие девяностые годы, когда план догнать Португалию казался абсолютно несбыточным.

Даже если не смотреть на остальные параметры, одного этого фактора – тяжелейшей безработицы – уже достаточно, чтобы признать уровень жизни в Португалии значительно более низким, чем в России.

Подведу итог

Сейчас мне наверняка начнут писать, что, дескать, это всего лишь цифры, которые потеряли всякое значение, как только стали невыгодны русофобам. Дескать, наплевать, что мы утроили наш ВВП – если бы ВВП Португалии не просел на полтора процента, у нас бы ничего не получилось.

Это нормально: всякое достижение России вызывает лютую ненависть у определенной категории людей. Однако все же Португалия – это не просто очередная ступенька из числа тех, на которые мы поднимаемся каждый месяц. Это конец эпохи. Теперь пора уже констатировать факт: восстановление после поражения в холодной войне завершено. Мы окончательно выздоровели после тяжелой болезни и можем уже ставить себе новые, еще более амбициозные цели.