Китай нажимает на российский газ

На модерации Отложенный
Американское информационное агентство «Bloomberg», ссылаясь на некие необъявленные источники, буквально на днях сообщило, что Китай собирается активно поучаствовать в приватизации нефтегазовых месторождений Сибири, которые сегодня принадлежат крупнейшим российским компаниям «Роснефти» и «Газпрому». Сообщается, что речь может идти о покупке так называемого миноритарного пакета акций китайской компанией «Petrochina», входящей в китайскую нефтегазовую корпорацию CNPC. В качестве тех месторождений, куда, возможно, придут китайцы, называются Чаяндинское и Ковыктинское месторождения с общими запасами газа примерно в 2,75 триллиона кубометров.

Китай нажимает на российский газ


Пока ни в «Газпроме», ни в «Роснефти» информацию о китайском предложении не подтверждают, однако основания не считать сообщение «Bloomberg» «липой» всё же есть. Дело в том, что всего около недели назад российский газодобытчик и переработчик «голубого» топлива (второй после «Газпрома») «Новатэк» заключил с китайской стороной контракт на реализацию 20% акций проекта «Ямал СПГ». Покупателем 20% акций стала всё та же китайская CNPC, которая, по всей видимости, решила более чем активно прийти на российский рынок.

Стоит напомнить, что «Ямал СПГ» - проект по строительству предприятия по производству сжиженного газа на полуострове Ямал. Сжиженный природный газ планируется доставлять конечному потребителю с помощью специальных газовых танкеров, которые могут не бояться даже сверхнизких арктических температур. Одним из главных импортёров сжиженного газа проекта «Ямал СПГ» станет Поднебесная, нефтегазовая корпорация которой и получила доступ к добыче газа на Южно-Тайбетском месторождении и производству СПГ. Нужно напомнить ещё и о том, что доля российской компании «Новатэк» в этом проекте до контракта с китайцами не равнялась 100%. До желания поучаствовать в проекте китайской компании аналогичное желание высказывали и французы. Высказывания вылились в желание приобрести 20% акций, и ровно эти 20% французы и выкупили. Таким образом, получается, что пакет акций проекта «Ямал СПГ» остался в руках акционеров «Новатэк» на 60% (20% принадлежит французской компании «Total», ещё 20% - китайской CNPC).

До 20-ти процентов акций китайская компания «Petrochina» собирается выкупить у «Газпрома» и при реализации проекта по добычи газа на восточносибирских месторождениях. При этом стоимость сделки предварительно оценивается в 10 миллиардов долларов, что называется, живых денег. Другими словами, китайцы собираются вложить в разработку месторождений углеводородов Восточной Сибири $10 млрд. сейчас, а затем, согласно букве заключённых между Россией и КНР контрактов, перекачивать обговорённые объёмы газа в Поднебесную, создав совместное предприятие с тем же «Газпромом».

События эти происходят на фоне постоянных разговоров в российском правительстве о необходимости привлечения иностранных инвесторов, которые помогут вытащить нашу экономику из предстагнационного состояния и добавить ей роста. Казалось бы, всё просто идеально: желания российского кабинета министров наконец-то совпали с желаниями тех самых иностранных инвесторов, и деньги теперь поплывут в российские проекты рекой. Однако здесь сразу же возникает целый ряд опасений и вопросов (хочется надеяться, что опасения на сей счёт безосновательны).

Одно из таких опасений заключается вот в чём: 10 миллиардов долларов - та ли эта «река», которая сегодня позволит придать российской экономике полноценный импульс для существенного развития? Очевидно, что не та… Брюссель с Парижем и Берлином в маленькую Грецию уже сотнями миллиардов, простите, вбухивает, а никаких подвижек что-то не видно.
Тем более что Россия – это совсем не Греция, хотя бы потому что потенциалы российской и греческой экономик (при всём уважении к грекам и их экономике) несопоставимы. Денег в российской экономике в отличие от той же греческой хватает, зато механизмов, направленных на то, чтобы заставить эти деньги работать, у нас нет…

Хорошо… Даже не нужно говорить об экономике России в целом. Достаточно рассмотреть один лишь «Газпром». Странно было бы предположить, что этот гигант не изыщет 10-ти миллиардов долларов из своего почти 150-миллиардного годового оборота для полновесной разработки указанных выше месторождений Восточной Сибири. Если не изыщет, то либо объёмы капитализации этой компании озвучиваются слишком завышенными (что вряд ли, так как оценка идёт далеко не только от представителей самого «Газпрома»), либо «Газпрому» отдана команда – не изыскивать.

«Новатэк» же с его более скромным оборотом (около 3,5 млрд. долларов в год) понять можно: инвестиционная помощь ему пригодится. Только вот дело в том, что «Новатэк» и «Газпром» имеют дело со, скажем так, специфическим товаром – природными ресурсами, которые, цитата из Конституции (ст.9 п.1), «используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории». Они («Новатэк» и «Газпром») вроде как не горшки или жевательную резинку производят, чтобы вот так просто решать, какой иностранной компании продавать акции стратегически важных объектов страны – углеводородных месторождений… Значит, сам конституционный тезис «…охраняются в Российской Федерации как основа жизни…» уже потерял актуальность? Кем охраняется, от кого охраняется? Разве что, ЧОП нефтегазодобывающих компаний от нас с вами…

Получается следующая картина: Китай, заключивший с Россией многомиллиардные контракты на поставку углеводородов, просто так эти углеводороды покупать не желает, а желает поучаствовать в их добыче и транспортировке. Зачем? Да всё очень просто. Если бы Китай в течение ближайшего будущего покупал газ у России на правах обычного покупателя, то он бы просто переводил деньги на счета российских компаний, получая сырьё как конечный потребитель. То есть ждал бы, пока «Газпром» или «Новатэк» выкачают газ из сибирских месторождений и пустят его по трубам (или в танкерах в виде СПГ) в Поднебесную. Покупая же акции в СП на территории России, Китай платит даже не столько за сам газ, сколько за возможность участия в масштабных проектах по освоению российских месторождений со всеми вытекающими – получением собственной прибыли, открытием рабочих мест для собственных сотрудников, уплатой определённой доли налогов в китайскую казну и т.д. Мало того, совместные предприятия с иностранным участием могут получить льготы от российского государства вследствие того, что добыча ведётся в сложных условиях и направлена на развитие стратегически важного региона. Для китайской стороны проект более чем выгодный. А вот для российской?..

Конечно, дружбой с КНР (если таковая действительно есть) нужно дорожить. Но дружба дружбой, а табачок-то врозь. Если правительству так важны именно зарубежные инвестиции, то почему для этого нужно выбирать именно стратегические сырьевые сектора. Разве у нас мало других проектов, в которые иностранные компании могли бы действенно инвестировать. Да только иностранные компании совсем не горят желанием вкладывать свои миллиарды, к примеру, в российские заводы по производству лекарственных средств, качественной мебели, экологичного топлива. Им куда выгоднее вложиться в наше сырьё, чтобы потом нам же, используя это сырьё, продавать свою продукцию, развивая собственные экономики и открывая новые рабочие места для своих сограждан.