Академик Фортов - консерватор развала

На модерации Отложенный

После некоторого затухания московской и екатеринбургской околоизбирательных истерик хочется поговорить о чем-то более фундаментальном. О науке.Тем более, что молчать о позоре под названием "Российская академия наук" - невозможно. И сейчас решается судьба правительственной реформы академии.

Президент Российской академии наук Владимир Фортов дал интервью журналу "Эксперт". В нем он повторил вранье о якобы существующей в академии "демократии", постарался убедить, что академики бьются не за чужое имущество и возможность бесконтрольно распоряжаться деньгами налогоплательщиков, а также невольно сообщил, что академия не имела никакого отношения к триумфу советской науки.

"У нас все должности, от младшего научного сотрудника до президента, — выборные, - врёт Фортов. - Буквально все. Президент академии не может приказать, он только утверждает распоряжения коллегиального органа — Президиума. Система академических свобод отработана веками. Она была принята еще в университетах средневековой Европы. Корни академической демократии оттуда. Как показывает опыт, если чиновники вмешиваются в процесс управления наукой, наука гибнет. Повторяю, это не мы придумали". Он, естественно, не уточняет, что выборами на самом деле руководит небольшая группа академиков, давно забывших о науке ради бизнеса и ничего общего с академическим самоуправлением в его европейском понимании система РАН не имеет.


Некоторая доля правды в словах Фортова все же есть: министерство попыталось поставить под контроль государства учреждение, финансируемое из госбюджета. Но академики хотят и дальше бесконтрольно распоряжаться средствами налогоплательщиков. И имуществом РАН, которое, как справедливо отметил Фортов, государственное, передано РАН "в оперативное управление и в хозяйственное ведение для исполнения основных функций". А именно - "проведения научных исследований".

"Обсуждения фокусируются вокруг вопроса, на каких принципах должны быть организованы научные исследования в России, - отметил Фортов (это верно, но не отменяет "привязанности" академиков к не принадлежащему им имуществу).

- Сейчас в РАН они осуществляются в научно-исследовательских институтах. Их около четырех сотен. Это высококвалифицированные коллективы со своими школами, своими лидерами". 

При этом, как выясняется ниже, нет уже в России на самом деле этих исследований, да и РАН не имела к ее созданию никакого отношения: "за последние двадцать лет произошло сильное разрушение прикладной науки. В советское время Академия наук составляла десятую часть всего научно-технического комплекса. Девяносто процентов — это система прикладных НИИ, КБ, которые управлялись соответствующими министерствами. Именно прикладные НИИ несли ответственность за научно-технический прогресс в каждой конкретной отрасли. И когда министр какой-нибудь отрасли отчитывался за свою работу, у него в отчете была позиция, где надо было указать, как у него дела с наукой, сколько денег выделено, какие результаты получены и так далее. Сегодня у нас совсем другая ситуация. Большинства прежних министерств нет. Соответственно, развалились многие прикладные НИИ. Они либо приватизированы, либо сменили профиль, либо просто исчезли. А их было около пяти с половиной тысяч".

Однако в итоге Фортов не призывает восстанавливать прикладную науку, а требует поддержать академические научные центры: "их надо поддерживать, потому что они находятся в более тяжелом положении, чем Академия наук". То есть снова - "дядя, дай денег", снова вымогательство без обязательств что-либо сделать.

Вот тебе и "реформатор Академии", от которого многие действительно ждали преображения полумертвого ведомства от науки! Судя по этому интервью - напрасно. И реформа Академии наук должна быть еще радикальнее ливановской. Попросту говоря, необходимо создавать параллельную структуру, а РАН следует ликвидировать. Пока она не ликвидировала российскую науку.