УПУЩЕННЫЙ ПРОРЫВ. В СССР собирались создать свои «Гонконг»?

 

Россия перешла к капитализму с большими поте­рями. Разоренная страна, бездарно растраченный экономический потенциал, и в результате - ни­щета миллионов! Но ведь этого можно было из­бежать. Например, пойти по пути того же Китая, который сумел сохранить самую динамичную в мире экономику. Тем более что СССР тоже плани­ровал создать на территории Республики Коми и в других местах свой «Гонконг» и Шанхай...

 

Попытки избавиться от пут самой «экономной экономики» предпринима­лись еще в глубоко застойные брежневские годы. Не удиви­тельно: какими древними ни были «мумии», застывшие на трибунах Мавзолея, они по­нимали, что страна катится в пропасть, и старались как-то предотвратить катастрофу.

Спасение утопающих

Есть документы, свидетель­ствующие о том, что уже в 1978 году проходили секрет­ные заседания Политбюро под председательством Ле­онида Брежнева, на которых рассматривались различные варианты вывода экономики из состояния стагнации. В том числе рассматривался вари­ант создания так называемых хозрасчетных подразделений и целых отраслей, которые вполне могли бы стать про­образами современных сво­бодных экономических &он. Но тогда в результате «борь­бы идей» победила фракция старых коммунистов во главе с Сусловым, и все экономиче­ские преобразования в СССР были похоронены на корню.

Второй раз о создании сво­бодных экономических зон заговорили в 1986-1987 годах. Примерно тогда же ведущие советские экономисты по­ехали по миру знакомиться с опытом экономических зон, которые уже активно действо­вали во многих странах Евро­пы, Азии и Америки.

Приобретенный опыт обобщили; в марте 1989 года вышло Постановление Совета Министров РСФСР «О дальнейшем развитии внешнеэкономиче­ской деятельности государ­ственных, кооперативных и иных общественных предпри­ятий, объединений и организаций».

Разработанная государственная программа предус­матривала создание сразу нескольких таких зон. Первая из них, по модели американских техно­парков, должна была появиться в городе Выборге. Следую­щая - в Находке Приморско­го края, Дальше выдвигалась идея создания вдоль трассы БАМа на базе местных сырье­вых ресурсов примерно со­рока таких зон. Они должны были специализироваться на добыче минерального сырья, производстве удобрений и других продуктов химической промышленности.

Но... ничего не состоялось. Советское правительство просто испугалось внедре­ния в этих зонах «чуждых» капиталистических принци­пов - оплаты по труду, да еще в запрещенной в СССР валюте, рыночных взаимоотношений, построенных на основе вза­имодействия спроса и пред­ложения.

Испугалось прежде всего потому, что работающие и живущие там люди увидели бы что-то «слаще морковки» и не захотели бы возвращаться в социалистический «рай».

Горькое прозрение

Но давайте подумаем, что бы произошло, если бы такие «советские Гонконги» все-таки были бы созданы. Можно сме­ло предположить, что тогда мы бы не пережили экономическо­го провала, который наступил в начале 1990-х годов. Деятель­ность зон, в которых предпо­лагалось активное участие ве­дущих иностранных компаний, сразу бы открыло нам глаза на то положение, в котором мы находились. А именно - то, что наши товары совершенно не конкурентоспособны на мировом рынке и наши тру­довые кадры не умеют рабо­тать по мировым стандартам, то есть - соблюдать трудовую дисциплину, технологические требования, юридическую и финансовую ответственность. И если бы мы это ощутили на своей «шкуре», то вряд ли су­нулись бы в дикий капитализм, не имея ни единого шанса там выжить. Можно предположить, что тогда мы все-таки пошли бы по китайскому пути - то есть с постепенным переходом эко­номики на рыночные рельсы с одновременным внедрением в российскую действительность самых передовых методов тру­да. Но этот шанс мы упустили еще тогда, когда испугались СЭЗ.

Есть еще одна забавная историческая подробность. Как рассказывают специ­алисты, которые в 1980-х годах изучали опыт работы миро­вых СЭЗ, в Советском Союзе на самом верху рассматривался еще один экономический проект. Заключался он в том, чтобы в этих зонах сдавать оборудо­вание и - главное - трудовые ресурсы. То есть отправлять туда на работу наших людей, но с тем, чтобы весь их зарабо­ток поступал государству, как это было с советскими арти­стами и спортсменами. Или же брать на исполнение отдель­ные промышленные заказы от ведущих мировых произво­дителей (тот самый прообраз «отверточных производств» ведущих западных компаний, которые сейчас широко применяются в России).

Но и от той, и от другой идей отказались по одной простой причине. Авторы проектов посмотрели, какие штрафы и судебные издержки существу­ют во всем мире за брак или несвоевременную поставку тех или иных комплектующих. А поскольку и брак, и срывы поставок были у нас в крови, в Кремле решили не рисковать. И, возможно, зря, потому что только такие меры научили бы нас по-настоящему работать.