В НИЖНЕМ НОВГОРОДЕ ПОЯВИТСЯ ПАМЯТНИК ЧЕКИСТУ

На модерации Отложенный

В НИЖНЕМ НОВГОРОДЕ ПОЯВИТСЯ ПАМЯТНИК ЧЕКИСТУ

Администрация Нижнего Новгорода объявила о планах установить на улице Рождественская, где сейчас идет реконструкция, скульптурной композиции «Чекист». Как объяснил главный архитектор города Виктор Быков, скульптура изображает чекиста периода 1918 года, в руках которого шкатулка с драгоценностями, изъятыми при обыске дома. Речь идет о доме № 46, принадлежавшего богатым гражданам  Абамелек-Лазоревым.

Идея преподнести горожанам и гостям города благостный образ сотрудника ЧК периода красного террора родилась в автономном учреждении культуры «Рождественская сторона», вплотную занимающимся реконструкцией старинной улицы.  Во главе АУК стоит экс-депутат Заксобрания области, а ныне советник главы администрации (О.А. Кондрашова) Александр Сериков. Уже готов эскизный проект (на нашем фото), идет согласование установки и привязки. Однако принимать решение – в компетенции мэрии. Сериков заверил, что изготовление и монтаж «чекиста» профинансируют из внебюджетного источника. «Ни копейки из городской казны потрачено не будет», — сказал он. Фигура чекиста, возможно, появится уже к 4 ноября, празднику народного единства. Опасений, что ее открытие вызовет горечь и протесты части нижегородцев, у авторов проекта нет. Открытие спорного монумента может совпасть с круглой датой – 95-летием массового расстрела в Нижнем Новгороде «заложников буржуазии» и, в частности, казни без суда и следствия 6 ноября 1918 года епископа Лаврентия, протоиерея Алексия Порфирьева и мирянина Алексия Нейдгарта, причисленных в 2000 году к лику святых Российской церкви.

Комментарий нашего обозревателя

На улице Рождественской в историческом центре города, где сейчас идет большая реконструкция, решили увековечить образ чекиста. Как следует из официального сообщения нижегородской мэрии, это должно развлечь гуляющую публику.

Так и написано: «Улица нуждается в доработке и насыщении ее необходимыми функциями – выставочными, торговыми, развлекательными. Главный архитектор отметил, что у дома № 46 планируется поместить композицию чекистов». Авторы проекта реконструкции одной из центральных улиц города пришли к выводу, что «для создания привлекательного архитектурного облика необходимо визуализировать историческое прошлое Нижнего Новгорода». Здорово! Но только вряд ли в этом прошлом можно найти более неоднозначные, спорные страницы, чем деятельность ЧК. Есть безусловно славные события. Выбор же авторов проекта вызывает, по крайней мере, недоумение…

Ах да, развлекательность! Это же очень смешно: чекисты «рассматривают драгоценности, найденные во время обыска в доходном доме Лазаревых». Александр Сериков говорит, что Лазаревы к тому времени город покинули.

Ему задали резонный вопрос: а знаете, почему покинули? Не из-за страха ли за жизнь, которую те самые чекисты ценили совсем уж задёшево. Зато там же, на Рождественской, было множество обысков при наличных домохозяевах. Приходили, обыскивали, гребли все ценности — и привет! Мол, скажи спасибо, что еще дешево отделался, контра!

А теперь, авторы идеи, представьте: к вам в дом приходят незнакомые люди и говорят: «А ну, сдай ценности!» Вы: «В чем дело?! На каком основании?!» «А на том, — говорят вам, — что у нас наганы имеются». Сейчас бы сказали: разбойное нападение. Тогда это была экспроприация. Быстро написали удобные для себя законы и прикрыли ими беззаконие. Но разница-то в чем? Вот почему я, например, должна отдавать кому-то свое имущество? Придут ко мне с красными бантами и «объяснят»: «А потому что у тебя есть, а у нас нету. И вообще, выметайся из своей квартиры, теперь мы будем здесь жить. У-у, эксплуататоры!» Бред? Но тогда так и было.

Что забавного увидели в трудах ВЧК радетели за привлекательный облик улицы Рождественской, непонятно. Наверное, для воплощения идеи досуга и развлечения  можно найти немало менее спорных, мягко говоря, сюжетов. История Нижнего, его старинной улицы Рождественской с ее храмами, торговыми заведениями, доходными домами таит в себе много неожиданного и, без натяжки, занимательного. Уж если нам так хочется всюду понаставить «скульптурных композиций» (которых, по-моему, и так перебор), так давайте выберем что-нибудь менее одиозное, чем «вооруженый отряд партии». Ведь ЧК пеклась на столько о пополнении фондов городских музеев, сколько о том, чтобы потуже заятнуть петлю вокруг шеи всякого рода оппонентов партии, имущих классов, да и не только их.

Только-только страна почтила память жертв красного террора, полыхавшего и в Нижнем Новгороде. И как раз в 1918 году. Чекисты выводили людей в темные места, вывозили на Мочальный остров и расстреливали. Тех, кого обрекли на уничтожение как класс. Расстрелять несколько десятков заложников для веселых парней из ЧК — раз плюнуть. Священника Порфирьева — к стенке. Епископа Лаврентия — к стенке. Абамелек-Лазаревых? — пожалуйста… ах, говорите, сбежали из города, ну, тогда ладно, найдем других. Вы думаете, ни у кого не возникнет таких ассоциаций при виде еще одной «прикольной» скульптурной композиции? У меня возникнет. У внука или внучки тех Порфирьевых и Лаврентиев — наверняка. В области, говорят, несколько тысяч детей и внуков репрессированных. Так что с новой скульптурной группой вас, нижегородцы!

Из комментариев:

"Это то же самое, что в Берлине или Варшаве поставить памятник нацисту, пересчитывающему вырванные у евреев золотые зубы."