Первое воспоминание.
Не так давно сын задал мне неожиданный вопрос: «А у тебя есть первое воспоминание? Самое-самое первое, самое яркое, с которого началась вся жизнь?» Как ни странно, но долго думать не пришлось – есть такое воспоминание.
Шаболовка, подвал двухэтажного домика, комната бабушки со старомодным диванчиком, круглым столом и печкой в углу. Мне почти три года и я болею. В те времена почему-то считалось, что если человек болеет, его надо укутать потеплее, поэтому меня засунули в бабушкину кровать – железная кровать с пружинным матрасом и блестящими бомбошками – на перину, на пуховые подушки и под пуховое одеяло. Если и были тогда антибиотики, то мои родные о них явно не знали. Меня лечат горячим молоком, густо приправленным мёдом. Отвратительный напиток! И мёд, и молоко я возненавидела на всю оставшуюся жизнь.
Душно, тяжело, хочется спать, но не спится. Всё болит и трудно дышать. Всё горит и давит, хочется избавиться от огня, но он везде. Время исчезло, растворилось, я оказалась в безвремении, которое никуда не движется и никогда не закончится. Я умираю, но не могу умереть…
Это мутное состояние – и не сон, и не явь – прерывают громкие голоса. Мой дед, ещё такой молодой, весело что-то рассказывает непонятно кому, а сам подходит к кульку, где маюсь я, и подаёт мне «гостинчик», так он всегда называл свои подарки. Букет цветов.
Букет большой, почти с меня ростом. Цветы ярко-жёлтые с густо-зелёными, круглыми листьями, на которых дрожат капельки воды. Пока взрослые обменивались фразами, я этот букет затянула под одеяло и прижала к себе. Нежная прохлада прогнала отвратительный огонь, запах окутал и проник во всю меня. Странный запах – прошлогодних листьев; сухой травы, пропитанной водой; древесной коры и земли. Была в нём горечь, но горечь приятная, терпкость и свежесть, нечто пронзительное и успокаивающее одновременно…
Я сразу уснула, а куда подевался букет, так никогда и не узнала. Зато пошла стремительно на поправку.
Цветы запомнились. Как только я освоила грамоту, сразу начала поиск. Благо, далеко ходить не пришлось – книги в те времена не столько покупали, сколько доставали. Мой хозяйственный отец, как и все, доставал всё, что доставалось. Ну, не пропадать же добру, если само в руки идёт! Таким образом, в моём распоряжении оказался толстый справочник по растениям, никем до меня не открываемый по причине ненадобности, совершенно новенький, тяжёлый, с хрусткими страницами, пахнущими печатной краской. А в справочнике, естественно, оказались мои цветы. Калужница болотная.
Конечно же, сухие фразы из справочника нисколько не отражали мои чувства к этому милому цветку: «Многолетнее травянистое растение семейства лютиковых высотой…». Но главное! Главное, я узнала имя моей спасительницы.
Отражается ли первое воспоминание на нашей жизни? Формирует ли её в дальнейшем? Я не знаю. Но у меня сформировало. С тех пор я жила двойной жизнью.
Дом, родители, учёба… всё это было лишь бледной тенью, нудной обязанностью, ожиданием НАСТОЯЩЕЙ жизни, когда наступает апрель и можно улизнуть из дома на дачу. Пока бабуля занималась хозяйством, я бродила по лесам и лугам, разыскивая старую приятельницу.
Есть в подмосковном апреле несколько дней, когда жизнь просыпается, но ещё не очень видна. Прошлогодние листья ещё не истлели, они устилают лес, они пропитаны талой водой и издают тёрпкий, винный аромат. Тогда, по руслам рек и ручейков можно увидеть яркие цветы, сияющие на коричнево-бежевом фоне земли и сухих трав, крохотными солнышками. Чуть позже рядом с ними появляются первые ростки таволги и осоки. Конечно, калужница не такая и большая, как казалось тогда, в подвале – всего сантиметров тридцать-сорок высотой. И всё же, эти цветы особенные. Маленькие, бесстрашные воины, не боящиеся тьмы и холода. Калужница болотная – хрупкий и сильный цветок с ведьминским ароматом болота, талой воды, ядовитой горечи и… чистоты.
Так и не прижилось у меня слово «природа». Всегда было, есть и будет «всё живое». Всё живое, что меня окружает, величайшее чудо из чудес, подаренное нам ( Кем? Для кого как, это дело вкуса. Лично для меня, Господом Богом) удивительно красивое, доступное, но не всеми ценимое и понятное.
Вот такое у меня самое первое воспоминание, с которого началась жизнь. А у вас есть такие воспоминания?







Комментарии
Странно,что запоминаются в первую очередь негативные воспоминания.
Комментарий удален модератором
А повествование отличное, чем-то напмнило мне рассказ Алексея Толстого "Детство Никиты".
Возможно, есть и более ранние - но не могу датировать: были ли они раньше или позже...
А в год я чуть не уронила только что подаренную большую дорогую куклу (а они тогда легко бились, и мне это объяснили) и очень испугалась и испытала облегчение, что удержала её. Ещё помню, как примерно в том же возрасте (чуть старше) спела первую песенку и все вокруг восхищались, а я смущалась (маму то не хвалят, когда она поёт, за что меня хвалить :), но повторила на бис сбежавшейся родне.
Я уехала из Ташкента в 5 лет, но мне в качестве родины снится наш сад в центре Ташкента.
А шоколадку вообще мне сунули в кроватку, где я сидела, в твёрдой уверенности, что такой малыш не сумеет её развернуть.
О том, что детская память может быть очень ранней можно прочитать у Вильяма Сибрука "Роберт Вильямс Вуд. Современный чародей физической лаборатории" в двадцатой главе об истории с бумерангом и "фази-вази".
http://www.lib.ru/MEMUARY/WOOD/robertwood.txt#ch20
А урюк (абрикос) у нас рос прямо во дворе, под ним в детстве стояла моя кроватка, но его цветение не помню - для меня оно было нормой. А вот как цветёт по весне предгорье и красное всё, включая глинобитные крыши - это помню. Не знаю, тюльпаны это или маки, но ощущение эстетического обморока осталось на всю жизнь. Я и на пустыню очень любила смотреть, когда ехала поездом в Москву и обратно.
Фотографии тоже замечательные.
Спасибо Вам за рассказ. А я сейчас немного подумаю и , если вспомню, расскажу с чего я началась...
Начало осени. Семья смотрела КВН на КВНе. Ведущий предложил приз, для тех, кто придет на студию раньше других и покажет, что он готов к зиме т.е. в шубах, валенках и шапках. Организаторы не сообразили, что большинство людей тогда жили в маленьких домах, как в деревне. Теплые вещи на зиму не убирали. Трансляция велась в прямом эфире. Люди прибывали на студию. Заполнили всю сцену и начали падать в оркестровую яму. Трансляцию прервали по техническим причинам.
Комментарий удален модератором
А ещё больше люблю купальницу - большой махровый лютик. Она потрясла моё воображение в детстве. Тоже посадила у себя.
Аромат у неё нежный, а лепестки словно шёлк.
А свое первое воспоминание я могу очень четко датировать.
Это было 5 марта 1953 года. До сих пор рассказываю, что чуть не стал последней жертвой культа личности Сталина.
Жили мы тогда в глухой тайге на линии Маннергейма, где, кстати, и родился почти за 2 года до того. Ну и объявляют народу, что скончался великий вождь и учитель. Все бы ничего, да надо было зафиксировать скорбь на собрании. Вот родители и пошли. А мать в тот день собралась как раз стирать и налила корыто воды.
Я не знаю, помнит ли кто те оцинкованные корыта. Те, что повыше и с фигурным верхом.
На а теперь передаю слово матери.
- Выхожу я из дома и слышу: вроде как вода льется. Удивилась, но пошла проверить. Захожу в комнату, а там ты головой в корыте. Схватила за ноги и спасла ребенка.
Так осталось на всю жизнь. Еще пару раз тонул, а вытаскивали всегда за ноги.
А мои воспоминания (первые) меня ведут в детский сад.Не могу сказать в каком возрасте это было.Я помню себя с 3 лет приблизительно.Меня папа лечил чаем с малиной и укрывал кучей одеял,чтобы пропотела,но это трудно мне давалось с детства.
А фотографии вообще прекрасны.Я даже не знала,как это цветок называется.
Комментарий удален модератором
Одни из первых слов, связанных с самым ранним моим детством (2-3 года) - "дэнээс", Карай и Пальма.
ДНС (Дом Начальствующего Состава" - единственное большое (этажа 2-3) здание в военном городке, где мы живем. Там цветы и красиво. Но туда строго-настрого запрещено ходить, потому что там бегают кусачие собаки Карай и Пальма...
Еще: яркий цветок, на который прилетает и садится "маленькая птичка". Я в восторге накрываю цветок рукой. Страшная боль и страшный рёв!!! Оказывается, эта "птичка" называется - "пчела"...
Брат на три года старше меня. У нас в руках оказывается коробок спичек. "А ты не умеешь зажигать!" - говорит брат. "Умею!" - возражаю я. "Ну, зажги!"
Коробок у меня в руках первый раз в жизни. Я видела, что взрослые что-то обо что-то чиркают... Эстетическое чувство подсказывает мне: коричневое - это некрасиво, это как грязь... Я поворачиваю коробок к себе синеньким торцом и чиркаю по нему беленьким ("чистеньким") концом спички. Ничего не происходит. Брат дразнится и говорит, что нужно коричневым по коричневому. Пробую по подсказке. Обжигаю пальцы. Рёв, прибегает мама и отбирает спички...
Кажется, мой философский факультет начался именно с этого "медведя"...
Комментарий удален модератором
Напишите про петуха, и не бойтесь- Вы прекрасно пишите. Я серьёзно!
Ниже я ответила.
И вот как-то я нарвался. Жена что-то крошит с ножом в руке, готовя на кухне. Я втихаря собираю малыша, и пытаюсь быстренько выскользнуть за дверь, крикнув "я гулять". "Постой, как одел... давай назад, вот там одеяло и т.п.". «Всё, надоели мне эти ваши бабьи изнеживания», - отвечаю я и пытаюсь отодвинуть жену с прохода коляской. Но тут вижу,
Потом как-то в гостях у мамы спросил ненароком как же меня одевали младенцем. И когда она начала с упоением рассказывать, как она меня укутывала…да ещё сверху в такой тёплый оренбургский платок…краем глаза уловил лукавую улыбку жены.
Моё первое воспоминание оказалось ложным.
Вот кто-то из ребят придумал игру - установить справедливость и спасти всех червей, которые повылезали на асфальт. Причём всем остальным детям он объяснял со знанием дела и с полной уверенностью, что, дескать, белые черви хорошие, а красные плохие. Что белых, как хороших и добрых, нужно положить в лужи, ведь вылезли они наружу именно для этого (так он нам объяснял), а красных нужно выбросить подальше в траву, чтобы они не мешали белым.
Так мы и топили белых червей в лужах, а красных выбрасывали в траву, кто-то даже давил. Когда за мной пришла мама и мы вместе шли домой, я рассказал об этой игре с червями. И тут, к моему величайшему удивлению, мама сказала, что я поступил плохо и очень несправедливо…
Тоже пробовала, но позже - в Ташкенте с морозами напряжёнка. Думаю, успела сделать это в первую же московскую зиму - лет в 6. Воспоминания яркие. Я помню, что была одна - меня пускали гулять одну во дворе с самого начала московской жизни, хотя домработницы тоже были.
были наказаны, оба. кто виноват особо родители не разбирались: нас с братом заставили смывать побелку и красить заново. три слоя пришлось положить.
Не поминаете ему?
Ещё раз подчеркнули, что есть у нас и среди нас чсто-то человечсеское... Часто вместе в "выборами" исчезающее! Но... прочтёшь вот такое и жить хочется!
Вернее воспоминания может и детские , но ощущения и их передача взрослые и очень яркие. Я тоже много чего помню, но все воспоминания носят характер фактов без деталей, помню что было, но все без подробностей.
Первое воспоминание до двух лет, родители не могли поверить, что я это помню. Мы жили в бараке в Измайлово и двери выходили в центральный коридор, который всегда был темным и мне было очень страшно идти до нашей комнаты, когда мне было два года мы из этого барака уехали. Помню гусей, которые все время хотели меня ущипнуть и щипали если я поворачивался к ним спиной, приходилось брать хворостину и идти прямо на них. Помню как в пять лет заболел двухсторонним воспалением легких, после пробежки на лыжах пришел домой, а дома никого и я распаренный пошел с ребятами играть в войну, вот и наползался по снегу.
Все верно. Однажды понимаешь и становится грустно.
Давно-давно повесть читал в журнале Аврора, называлась "Вчера ошибок не будет", так вот там речь идет о человеке, которому дали второй шанс и оставили ему память о прошлом и несмотря на все его потуги и изменение своего поведения в ключевые моменты жизни, он пришел к тому же самому.
Я думаю ее и сейчас можно в интернете найти.