Политический фастфуд
Выборная кампания в регионах стала моментом истины для партийной системы. Оказалось, что партии не только за несколько месяцев могут поменять свою позицию, но и выступать в разных ролях в разных регионах. Где-то в число спойлеров власти попало «Яблоко», а где-то самой жесткой оппозицией стали эсеры и даже партии из Народного фронта. Партийная система в России, кажется, окончательно превратилась в систему продажи франшиз.
От Кремля к Кремлю
2011 год. Эсеры накануне выборов в Госдуму вовсю громят «Единую Россию», которую называют вслед за Алексеем Навальным «партией жуликов и воров». Лидер партии Сергей Миронов всерьез говорит, что Навальный может войти в списки кандидатов «СР» в парламент, если только этого захочет, а второй человек в «Справедливой России», Николай Левичев, также серьезно ему кивает. Конечно, в списки тогда еще начинающий политик, но уже опытный борец с коррупцией, не попадает, но к партии относится вполне благосклонно. Эсеры, которым до обращения к риторике Навального отказывали в прохождении в Госдуму, набирают на выборах 13%. Несмотря на это, они приходят на первый митинг на Болотной и даже выступают на нем.
2012 год. Справороссы приходят на заседания Госдумы с белыми лентами, устраивают итальянскую забастовку во время принятия закона о митингах и продолжают клеймить «ЕР».
«Мы поможем вам почистить свои ряды от жуликов и воров, а местную власть заставим честно работать и вести диалог с оппозицией, а не лизать, извините, задницу начальству, подтирая ее приукрашенными бюллетенями», – без обиняков заявил с думской трибуны Левичев, за что чуть не попал под репрессии – лишение слова.
Примерно в то же время закон об иностранных агентах Миронов называет репрессивным. Пленка хроники начинает идти быстрее, мелькает лицо Елены Мизулиной, усы недовольного Геннадия Гудкова, «Марш против подлецов» с портретами Миронова и Левичева…
2013 год. Подъезд дома у Чистых прудов. Николай Левичев и еще несколько депутатов Госдумы от «СР» столпились у одной из дверей. Рядом с ними – полицейские с болгаркой, которые уже больше пяти часов пытаются эту дверь вскрыть. За ней – активисты-сторонники Навального, которых штаб Левичева заподозрил в незаконной агитации. Второй человек в «СР» теперь кандидат в мэры Москвы, он и его штаб с удовольствием дают комментарии о том, как беспринципно нарушает закон Навальный, которого еще недавно партия приглашала в список.
За два года «СР» обернулась вокруг своей политической оси два раза, успела сходить в оппозицию и вернуться обратно к кремлевским башням. Но при этом в ряде выборных регионов партия или перешла в оппозицию, или осталась в ней. На фоне боев Левичева с Навальным и поддержки владимирским эсером Антоном Беляковым кандидата в губернаторы области от «Единой России» Светланы Орловой справороссы воюют с местной властью на других региональных выборах. В Ярославле, Мурманске и Калмыкии они даже собирают подписи за отставку губернаторов, естественно – единороссов.
Фронт против губернатора
В этой кампании выяснилось, что четкой политической линии нет ни у одной из партий, кроме «Единой России», которая безоговорочно поддерживает власть и никуда не отступает, и, пожалуй, КПРФ. Остальные легко меняют роли в разных регионах и разных кампаниях.
«Яблоко» на большинстве территорий – партия оппозиционная, но в Ярославле ее отделение с удовольствием выступает в роли спойлера. Подает в суд заявления на эсеров и «Патриотов России», которые здесь оказались реальными противниками «ЕР» и власти.
Суды кандидатов с удовольствием снимают. Обычно такая грязная работа достается партиям «богдановского пула», какой-нибудь «Гражданской силе» или КПСС, но ярославское «Яблоко» не побрезговало и этим. Осуждений со стороны федеральных лидеров партии не последовало.
Нет окриков и в сторону отделений «Родины» и «Патриотов России», партий, входящих в Народный фронт и тем не менее выступивших против региональной власти и«ЕР». Так произошло в Рязани, где список «Родины» в гордуму возглавил «личный враг» губернатора, бывший единоросс Сергей Сальников; в Красноярске (там «Патриотов» поддерживает авторитетный политик Анатолий Быков, тоже находящийся с властью не в лучших отношениях); в Архангельске, Волгограде и Калмыкии. Так и хочется прибавить – далее везде. «Пусть цветут сто цветов, мы поддерживать губернаторов и тем более «ЕР» не подписывались», – намекают в центральных аппаратах фронтовых партий.
Продажа зонтиков
До этой кампании партиям, как правило, удавалось сохранять какое-то подобие единой линии по всей стране. Правда, и самих структур было меньше – всего семь. Поэтому региональные политики, решившие присоединиться к «Яблоку» или эсерам, должны были соблюдать некие правила: не обижать губернатора или, наоборот, периодически выступать с критикой (пусть и безобидной) в его адрес. После упрощения регистрации партий выбор у местных политиков расширился – стесняют условия «СР», «Патриотов» или «Яблока»? Вот есть «Родина», «Гражданская платформа» или «Альянс зеленых», выбирай любую.
В борьбе за клиента, то есть за местных политиков и спонсоров, изъявивших желание поднять флаг и пойти на выборы, партии готовы на многое. Отделениям дается полная свобода действий. Отличий у местных представительств той же «Родины» или «Справедливой России» может оказаться куда больше, чем отличий у самих партий на федеральном уровне.
Партийная система окончательно перешла на франшизный принцип. Региональная группа покупает бренд и делает с ним, что хочет. Партия может предоставить на время агитации своих лидеров, если это понадобится, а может устраниться вовсе. «Все самое любимое и только для вас».
Попытки экс-замглавы администрации президента Владислава Суркова выстроить стройную и строгую партийную систему не увенчались успехом. Франшизный принцип оказался самым живучим и намного более удобным: не пошли продажи в «Сабвее», откроем «Бургер Кинг»; не получилось с эсерами, откроем отделение «Родины» или «Гражданской платформы». Об идеологических основах в этой круговерти продажи франшиз уже никто не помнит, и в этом смысле продажа брендов в сфере фастфуда намного серьезнее и честнее. Никто не будет продавать пиццу в «Сабвее» или суши в «Крошке-картошке». Уже почти сломлен последний бастион – КПРФ. Кандидат в мэры Воронежа от Компартии Константин Ашифин в своей агитации вписывает Брежнева и Сталина в стилистику портала WOS, и, кажется, у него получается неплохо. Андрей Перцев, специальный корреспондент Газеты.Ру
Комментарии
чтобы не показалось, что я придумываю что-то, я напишу о себе в открытом режиме http://www.proz.com/profile/14890
А голосовать я пойду за Алексея Анатольевича, так как действительно достали уже воры и жулики, а также ЭФ-ЭС-БЭ которое их всех прикрывает под руководством "чиста канкретнаго пахана" сотоварисчи... и его зовут также как Маяковского, агитатора,горлана, главаря..