Будущая бывшая жена. Или Армения вступила в ТС

Зачем Армении Таможенный союз

Владимир Путин и Серж Саргсян
Власти Армении, долгое время пытавшейся совместить евроинтеграционные планы и партнерство с Россией, определились с предпочтениями. Находясь с визитом в Москве, президент республики Серж Саргсян объявил, что страна вступит в Таможенный союз. Ереван, по словам президента, готов сделать для этого необходимые практические шаги. Решение о членстве в ТС, по мнению наблюдателей, стало прежде всего политическим. Впрочем, экономические бонусы — пусть даже непосредственно и не связанные с будущим членством — Армении уже обещаны.

О готовности вступить в ТС, в который входят Россия, Белоруссия и Казахстан, глава Армении объявил во вторник, 3 сентября, после встречи с российским президентом Владимиром Путиным. Сроки присоединения пока неизвестны. Впрочем, политическое решение в Москве и Ереване, как отметил по этому поводу российский МИД, уже принято. Предстоят переговоры технического характера, согласование с другими странами, входящими в ТС.

В Москве выразили надежду, что у Белоруссии и Казахстана по поводу нового участника ТС возражений не будет. В Казахстане будущее членство Армении уже поддержали. 

О возможности присоединения к Таможенному союзу в Армении заявляли и раньше. Варианты интеграции — в условиях отсутствия общих границ с каким-либо из государств ТС — обсуждались еще в 2010 году. Тогда речь шла о возможном создании в Армении особой экономической зоны, где применялись бы правила транзита и таможенного досмотра, аналогичные тем, что действуют в Калининградской области.

Позднее, однако, к идее членства в ТС Ереван охладел. «В мировой практике нет такого примера, чтобы страна, не имея [общей с другими странами-участницами] границы, становилась членом Таможенного союза, — премьер Армении весной прошлого года. — Это было бы бессмысленным. Смысл Таможенного союза заключается в том, что обмен товарами осуществляется без таможенного досмотра. В нашем случае это невозможно, потому что мы должны проходить через территорию соседнего государства и дважды преодолевать растаможку... К тому же республика и без того тесно связана с Россией — и в экономическом (РФ является крупнейшим экономическим партнером Армении, товарооборот между двумя странами в прошлом году увеличился на 22 %, достигнув 1,2 миллиарда долларов), и в военном отношении (Армения является членом блока ОДКБ, на ее территории размещена российская военная база, которая является существенным фактором ее — Армении — безопасности). России в этих условиях не было необходимости настаивать на дальнейшей интеграции.

Армения тем временем попыталась продвинуться в сторону интеграции с Евросоюзом. Были подготовлены соглашения по ассоциации с ЕС, а также о зоне свободной торговли. Эти документы планировалось парафировать (предварительно утвердить) уже в ноябре, на саммите «Восточного партнерства» (интеграционной программы ЕС для стран бывшего СССР) в Вильнюсе. Аналогичные соглашения на этом саммите планировали также утвердить Молдавия и Украина. 

Пару месяцев назад стало известно, что цена на газ для республики увеличится со 180 до 270 долларов за тысячу кубометров. Для населения Армении были утверждены новые тарифы — выше прежних на 18 %. Тему подхватила армянская оппозиция, в Ереване прошли протесты.

В конце августа, кстати, появилась информация, что между Россией и Арменией прошли переговоры по поводу «субсидирования возросших тарифов». Министр энергетики республики Армен Мовсисян охарактеризовал эти переговоры как успешные, но деталей не сообщил.

Вполне можно предположить, что вопрос о вступлении Армении в ТС к тому времени был уже решен.

По другой версии, Москва могла форсировать интеграционный процесс, чтобы компенсировать неудачи на других направлениях - проблемами с Украиной и отчасти Белоруссией в связи с ТС». Вероятно, Москве важно было продемонстрировать успех евразийского интеграционного проекта — пусть даже и символический.

Это можно рассматривать и как ответ Украине (которую пока не удалось завлечь в ТС даже посредством «торговых войн»), и как намек Молдавии (которую недавно пугадл последствиями евроинтеграции вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин), и как сигнал Белоруссии. Последней дали понять, что «перевод конфликта [вызванного задержанием главы «Уралкалия» Владислава Баумгертнера] в плоскость шантажа по поводу возможного выхода из Таможенного союза ничего не даст».

Армении при этом уже обещаны всевозможные экономические блага. Среди них - 100 миллионов долларов на проект по строительству транспортного коридора «Север — Юг» — заявку правительства Армении на выделение средств уже утвердил антикризисный фонд ЕврАзЭС. Со стороны РЖД ожидаются инвестиции в 15 миллиардов рублей на финансировании магистрали «Иран — Армения»). «Роснефть» обсуждает сотрудничество с армянским химическим заводом «Наирит». А «Росатом» будет участвовать в проекте, направленном на продление срока эксплуатации Армянской АЭС на десять лет. Министр энергетики Армении отмечал, что вступление в ТС повлечет за собой снижение цен как на российский газ, так и на импортируемое из РФ ядерное топливо.

Участники акции против вступления Армении в Таможенный союз у резиденции президента Сержа Саргсяна
Участники акции против вступления Армении в Таможенный союз у резиденции президента Сержа Саргсяна
Обратной стороной для Армении может стать некоторое охлаждение отношений с Евросоюзом. Представители ЕС уже дали понять, что разочарованы последним решением Еревана и что соглашение о свободной торговле теперь, скорее всего, заключено не будет. «Мы уважаем любой выбор страны, но страны не могут подписать два договора с разными тарифными требованиями», — отметил глава МИДа председательствующей в ЕС Литвы Линас Линкявичюс. Комментируя выбор Армении в пользу ТС, он деликатно добавил, что тем самым «снижается уровень амбиций по поводу интеграции и сотрудничества с ЕС».

Правда, армянским властям еще придется как-то реагировать на критику со стороны прозападно настроенной оппозиции, которая решение о вступлении в ТС приняла в штыки. Оппозиционные СМИ наперебой обвиняют президента в «сдаче суверенитета страны», некоторые оппозиционеры требуют вынести вопрос о ТС на референдум и даже угрожают бунтом. 

 

 Немного от себя, любимого.
Вопросы о том, что Армения не контактирует с ТС границами, здесь не обсудили. То есть Россия слабенькую страну просто несколькими сотнями миллионов долларов заставила сделать тоже, что и Науру.
Но главный мой скепсис связан с тем, что чем больше в ТС членов, тем труднее согласовывать пошлины и регламенты. Это в ЕС долго обсуждают и находят компромисс. А в ТС есть фанат интеграции. Его фамилия Лукашенко, но он руководит не Украиной. Попляшете еще, интеграторы, на свадьбе Лукашенко с Недовольством.