окна в прошлое. 1900. врубель.
На модерации
Отложенный
<dl class="autorBlock">Автор Ткаченко Александр </dl>
03 сентября //23:45
Участвовал, в прощальной с XIX веком выставке в Париже, ещё один член Абрамцевского кружка — Врубель Михаил Александрович.
Врубель родился в 1856 году.
События в этот год и близкие к нему:
— Федотов Павел Завтрак аристократа 1850
— 1856. Основана Третьяковская галерея. Павел Третьяков приобрел картины русских художников: Николая Шильдера «Искушение» и Василия Худякова «Стычка с финляндскими контрабандистами». Третьякову двадцать восемь лет.
Шильдер Николай Искушение
Худяков Василий Стычка с финляндскими контрабандистами
— В немецком городе Карлсруэ вышло в свет 1-е издание поэмы "Демон" Михаила Лермонтова.
— Саврасов Алексей Кондратьевич: Гроза. 1856
— Адольф-Вильям Бугро Танец 1856
—Иванов Александр Явление Христа народу 1857
— Коро Жан-Батист Камиль Деревенский концерт 1857
Омск, семья военного юриста, рождение Михаила Врубеля. С трёх лет началась кочевая жизнь по стране (специфика отцовской службы): Астрахань*Петербург*Саратов*Петербург*Одесса*Петербург, в восемнадцать лет — юридический факультет университета при полном равнодушии к юриспруденции (что и привело к прозрению в своём призвании: с последних курсов посещает вечерние классы Чистякова в Академии художеств), золотая медаль по окончании. Мальчик талантлив, он и гимназию в Одессе закончил с золотой медалью, с пяти лет рисует, с детства любит театр, книги. Да, после университета он ещё отбыл воинскую повинность и ушёл в запас в чине бомбардира, немного поработал в каком-то управлении и только в двадцать четыре года поступил в Академию художеств.
Это рисунок Врубеля времён университета. Практически, вслед первым публикациям романа. Свидание Анны Карениной с сыном. Эмоциональная напряжённость и психологический нажим рисунка, умноженные на наше знание биографического трагического факта — мать Врубеля умерла, когда ему было три года — выворачивает мозги. А уж техника рисунка — сами видите. Очень мелодраматично.
М. Врубель. Свидание Анны Карениной с сыном. 1878. Бумага коричневая, тушь, сепия, перо.
Чистяков для Врубеля в первых рядах: «Он умел удивительно быстро развенчать в глазах каждого неофита мечты картинного мастерства и бредни гражданского служения искусствам; и на месте этого балласта зажечь любовь к тайнам искусства самодовлеющего, искусства избранных».
У Чистякова Врубель знакомиться с Серовым и: — «...мы очень сошлись. Дороги наши одинаковые, и взгляды как-то вырабатываются параллельно».
Надо ли говорить о том, что Серов знакомит с роднёй — Симоновичами.
Врубель и Серов вместе посещают по воскресеньям акварельные классы у Репина: «...По воскресеньям утром у меня собираются человек шесть молодежи – акварелью. Антон (так называли Серова) да еще Врубель – вот тоже таланты. Сколько любви и чувства изящного! Чистяков хорошие семена посеял, да и молодежь эта золотая!!! Я у них учусь».
Студенческие работы Врубеля:
Натурщица в черной мантилье, 1882
Пирующие римляне 1883
«Гамлет и Офелия» – первая творческая работа Врубеля.
1883
Позировали Серов и Маша Симонович. Или друзья-натурщики или не сформировавшаяся концепция проекта не дали Врубелю завершить работу. Всё впереди.
Сальери всыпает яд в бокал Моцарта 1884
Всё ещё мелодраматично.
В 1884 году с третьего курса Врубель уходит из Академии, приняв приглашение А.В. Прахова (историк искусства, археолог) реставрировать в Киеве живопись в Кирилловской церкви. Задача — создать в Кирилловской церкви на месте утраченных фресок XII в.
новые композиции. С ноября 1884 по апрель 1885 набирается опыта в Венеции.
В результате Врубель укрощает себя, становиться сдержанней, величавей, персонажи несуетливы, почти статичны, с акцентом на глаза, где внешняя суета становиться напряжением духовным. Благородно-сдержанная экспрессия старинных мозаик и фресок преображает Врубеля.
М.Врубель. Богоматерь. Кирилловская церковь Киев
Богородица (фрагмент росписи Кирилловской церкви).
М. Врубель. «Сошествие Святого духа». Роспись Кирилловской церкви в Киеве
Надгробный плач
По заказу киевского мецената И.Н.Терещенко Врубель пишет акварель-эскиз «Восточная сказка».
Портрет дочери владельца ссудной кассы. Ковры, наряд, драгоценности — вещи, заложенные в ссудной кассе. И это единственная работа по заказу, выполненная в Киеве.
Девочка на фоне персидского ковра 1886
В 1888–1889 годах Врубель работает над эскизами для росписей Владимирского собора в Киеве. Но... то ли заказчик был напуган экспрессивностью этюдов, то ли ещё что, но тем не менее Прахов сказал, что для этих эскизов надо было бы и собор построить «совершенно в особенном стиле».
Вознесение Христа
Второстепенную работу в соборе Врубель все же получил - декоративные росписи в боковых приделах (на арках, над окнами, по сторонам окон).
Орнамент с водяными лилиями. Мотив росписи панели в боковых приделах Владимирского собора в Киеве. 1889 г.
А уезжает Врубель из Киева всё такой же неизвестный широкой публике, как и до приезда.
В 1889 году художник переезжает в Москву, и Серов вводит его в Абрамцевский «кружок» Саввы Мамонтова. У Врубелю теперь есть меценат-покровитель.
В 1890-91 годах Михаил Александрович работает над иллюстрациями к произведениям М.Ю. Лермонтова для юбилейного издания его сочинений.
Тамара и Демон, 1890-1891. Иллюстрация к поэме М.Ю.Лермонтова 'Демон'
Врубель оказался универсалом, работает как скульптор, монументалист, театральный декоратор. Занимается майоликой и декоративным дизайном.
РОБЕРТ И МОНАХИНИ (Скульптура Гипс 1896 год)
Египтянка, 1899-1900. Бронза
Якобы здесь изображена... да, Вера Мамонтова.
Голова Ливийского льва. 1892 г. Маска льва. Декоративная скульптура для ворот дома С.И. Мамонтова в Москве
Лето 1896 год. Для Всероссийской промышленной выставки в Нижнем Новгороде Мамонтов заказал Врубелю выполнить панно на темы по усмотрению автора. Врубель сочинил композиции: — «Принцесса Греза» и «Микула Селянинович».
Панно Грёза вариант 1886
Микула Селянинович. 1896. Эскиз-вариант декоративного панно
Мамонтов устраивает на выставке экспозицию Врубеля: восемь картин, скульптуру. В это же время проходили гастроли Мамонтовской частной оперы в городском театре, где шел спектакль «Гензель и Гретель» в декорациях Врубеля, а в портале сцены красовался исполненный Врубелем ранее для той же Русской частной оперы занавес «Неаполитанская ночь». Дебют Врубеля Мамонтов превратил в бенефис.
Портрет Саввы Ивановича Мамонтова 1897
Камин для Всемирной выставки в Париже в 1900 году, получил золотую медаль.
Эскиз камина.
Микула Селянинович и Вольга. Камин, майолика, 1898-1899.
Но 19-й век заканчивается в том числе и этой фантастической работой Врубеля.
К ночи. 1900.
Комментарии
Спасибо)