Молниеносный удар

МОЛНИЕНОСНЫЙ УДАР

 

3 сентября – День победы над Японией 



Советское правительство, выполняя союзнические обязательства, предусмотренные решениями Крымской (Ялтинской) конференции от 4–11 февраля 1945 г., присоединилось к декларации от 26 июля 1945 года. Это обосновывалось тем, что Советский Союз не хотел для Японии тех опасностей и разрушений, которые были пережиты Германией после ее отказа от безоговорочной капитуляции.

Вступление Советского Союза в войну с Японией преследовало четкие цели: возможно быстрая ликвидация последнего очага Второй мировой войны, а вместе с тем и постоянной угрозы нападения японских милитаристов на СССР; совместное с союзниками изгнание японских захватчиков из оккупированных ими стран; сокращение количества жертв и разрушений, неизбежных при затягивании войны; возвращение нашей стране отторгнутых Японией Южного Сахалина и Курильских островов и содействие скорейшему восстановлению всеобщего мира.

В соответствии с этими целями главной задачей Советских вооруженных сил являлся разгром Квантунской армии и освобождение от японских захватчиков Северо-Восточного Китая (Маньчжурии) и Северной Кореи. От быстрого и успешного решения этой крупной стратегической задачи зависел успех разгрома японских войск на Южном Сахалине и на Курильских островах и освобождение этих территорий. Именно поэтому боевой состав советских войск на Дальнем Востоке и в Забайкалье к августу 1945 г. был увеличен почти вдвое, что обеспечило значительное превосходство в силах и средствах над противником, особенно в артиллерии, танках и авиации.

Для руководства всеми сухопутными и военно-морскими силами, сосредоточенными против Японии, было создано Главное командование советскими войсками на Дальнем Востоке. Главнокомандующим был назначен маршал Советского Союза Василевский А.М., членом Военного совета – генерал-полковник Шикин И.В., начальником штаба – генерал-полковник Иванов С.П.

Замысел стратегической операции по разгрому Квантунской армии состоял в одновременном нанесении со стороны Забайкалья, Приамурья и Приморья двух основных и ряда вспомогательных ударов по сходящимся к центру Маньчжурии направлениям с целью рассечения и разгрома по частям основных сил Квантунской армии.

Один удар предстояло нанести Забайкальскому фронту из района восточной части Монголии в направлении на Чанчунь и Мукден. Этот мощный удар отсекал Квантунскую армию от Северного фронта японских войск в Китае.

Второй удар наносил 1-й Дальневосточный фронт из района Гродеково и Ворошилова в направлении на Гирин. Он отсекал основные силы Квантунской армии от 17-го (Корейского) фронта японских войск.

В дальнейшем войска Забайкальского и 1-го Дальневосточного фронтов, соединившись в районе Чанчунь и Гирин, должны были развивать наступление в направлении на Мукден и Порт-Артур, а также в Северной Корее с целью уничтожения противника и освобождения от японских захватчиков Ляодунского полуострова и Северной Кореи.

2-му Дальневосточному фронту ставилась задача – главными силами во взаимодействии с Амурской флотилией наступать из района Ленинское вдоль р. Сунгари на Харбин, из района Бикин в направлении на Жаохе и Баоцин, а также оборонять район Благовещенска, побережье Татарского пролива, Северного Сахалина и Камчатки. Со второго дня операции войска фронта переходили в наступление на всех остальных направлениях в Маньчжурии, а также на Южном Сахалине и Курильских островах.

Войска фронта и соединения флота, находившиеся на Камчатке и в северной части Сахалина, вначале имели задачу не допустить высадки противника на указанных территориях. При успешном развитии Маньчжурской операции они должны были очистить от японских войск южную часть Сахалина и Курильские острова, в связи с чем Тихоокеанскому флоту были поставлены задачи по овладению портами и военно-морскими базами Японии в Северной Корее, на Южном Сахалине и Курильских островах. Кроме того, предусматривалось, что если Япония после поражения в Маньчжурии и Корее будет продолжать дальнейшую борьбу, то в этом случае боевые действия советских войск перенести на территорию собственно Японии и вынудить ее капитулировать.

Замысел Маньчжурской наступательной операции характеризовался решительностью цели (полный разгром Квантунской армии врага) и не менее решительным способом достижения этой цели (двусторонний глубокий охватывающий маневр по сходящимся направлениям на окружение всех основных сил противника, сосредоточенных на территории Маньчжурии). Два основных удара намечалось нанести на таких направлениях, которые позволяли бы советским войскам быстрее всего лишить Квантунскую армию сообщений с метрополией и с ближайшей крупной группировкой японских войск в Северном Китае, а также обеспечивали бы быстрое окружение главных сил Квантунской армии…

8 августа 1945 г. Народный Комиссар иностранных дел СССР от имени Советского правительства сделал японскому послу в Москве заявление, что «с 9 августа Советский Союз будет считать себя в состоянии войны с Японией».

Наступление советских войск проходило при неблагоприятных метеорологических условиях. С 8 августа в Маньчжурии шли почти непрерывные дожди. Уровень воды в реках поднялся на 2–4 метра. Даже небольшие горные реки и ручьи превратились в бурные потоки, затопили долины.

Ночью и на рассвете 9 августа войска Забайкальского и 1-го Дальневосточного фронтов перешли в наступление и на широком фронте пересекли государственную границу. Они быстро прорвали приграничные укрепленные районы, разгромили японские войска прикрытия и вступили на территорию Маньчжурии одновременно с востока и запада. В это же время главные силы, а 11 августа и остальные войска 2-го Дальневосточного фронта во взаимодействии с Краснознаменной Амурской флотилией, форсировав Амур и Уссури, атаковали вражеские укрепления на противоположных берегах этих рек. Бомбардировочная авиация трех фронтов с утра 9 августа нанесла сосредоточенные удары по крупным железнодорожным станциям, узлам связи и важнейшим военным объектам противника. Тихоокеанский флот начал подготовку к десантным операциям, а его военно-воздушные силы и соединения торпедных катеров подвергли ударам корабли и объекты береговой обороны в занятых японцами корейских портах Юки, Расин и Сейсин.

В течение первых двух дней войны Квантунская армия была атакована на суше, с воздуха и со стороны моря на всем протяжении границы с Маньчжурией и на побережье Северной Кореи.

За период военной компании с 9 августа по 2 сентября таких больших людских и материальных потерь и за такой короткий срок японские вооруженные силы не понесли ни в одной из операций, проведенных ими в период Второй мировой войны. Это был действительно молниеносный удар, мастерски осуществленный Советскими вооруженными силами. Японские империалисты потеряли все свои плацдармы, которые они десятилетиями готовили для войны против СССР, и военно-морские базы: Порт-Артур – на Ляодунском полуострове, Расин и Сейсин – в Северной Корее, Отомари – на Южном Сахалине и Катаока – на острове Сюмусю (Шумшу).

Потерпев полное поражение во Второй мировой войне, японское правительство вынуждено было подписать акт о безоговорочной капитуляции. В 10 часов 30 минут 2 сентября 1945 г. (по токийскому времени) состоялось подписание этого акта, а в 21 час 3 сентября (моск. время) столица нашей Родины Москва салютовала доблестным войскам Советской армии, кораблям и частям Военно-морского флота, одержавшим эту замечательную победу.

Народы мира вынесли суровый приговор главным японским военным преступникам, виновным в организации и проведении агрессивной войны и в тягчайших преступлениях, совершенных ими перед человечеством. 12 ноября 1948 г. Международный военный трибунал приговорил к смертной казни через повешение семерых подсудимых, остальные были осуждены на различные сроки тюремного заключения. Этот приговор, как и приговор над главными немецкими военными преступниками, явился грозным предупреждением свободолюбивых народов всем тем, кому не дает еще покоя печальная слава и бесславный конец гитлеровской клики и ее незадачливых японских союзников.

30 сентября 1945 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ об учреждении медали «За победу над Японией», а день 3 сентября 1945 г. был объявлен Днем Победы над Японией.

Владимир ЕМБУЛАЕВ,

профессор, доктор экономических наук

г. Владивосток

 

Самурайские флаги в руках советских воинов 

 [03/09/2013]