Фольклор о душе. Бессмертное духовное существо

На модерации Отложенный

Душа – «безсмертное духовное существо»

Душа человека наделена божественной искрой. Карельская Руна "Рождение огня" поведала о передаче душе-девице искры Свят Духа Укко. Здесь Укко Рун – сам Всевышний.

Укко в небе высек пламя,

над землёй огонь зажёг он

остриём меча стального,

режущим клинком калёным

высоко на небосводе,

возле звёздных хороводов.

Искру огненную Укко

спрятал в золотой мешочек,

в серебристое лукошко.

Девушке отдал он искру,

чтоб она растила пламя.

Девушка на тёмной туче,

на краю небесной крыши,

начала качать ту искру,

холить маленькое пламя,

в зыбке золотой баюкать

на серебряных верёвках.

Жердь серебряная гнулась,

золотом звенела зыбка,

двигались, стонали тучи,

свод небесный накренился

так огонь укачивали,

убаюкивали пламя.

Девушка качает пламя,

на руках его лелеет.

Вырвался огонь у глупой,

у неосторожной девы,

выпал из руки ласкавшей,

выскочил из пальцев няньки.

Искорка огня упала,

красненький клубок скатился

с самой верхней точки неба,

проскочил он через тучу,

через девять небосводов,

шесть небесных крыш прожёг он.

Продырявилось всё небо,

много в нём окон открылось...

Укко и есть Творец вселенной (и у него много имён!), его воплощение – Илмаринен. Укко, как и Сварог Вед, – вековечный Кузнец. А девушка – это душа человека или птичка-пташечка фольклора. Искра огненная Укко подарена каждой душе. Мудрость Руны советует, чтобы душа из этой божественной искры растила пламя. Этим пламенем она и отдаривается перед Укко на обратном пути из Яви в Правь. Селькупская сказка "Хозяйка огня" вторит повествованию Руны: "из живого сердца огонь зажёгся". В этом же состоит и суть отдаривания, о котором упомянуто в былине "Садко".

Руна поведала о начале движения идеи жизни в вечности: "двигались, стонали тучи". Когда первородные начала взволновали окиян-море, тогда и раскололось яйцо вселенной – продырявилось всё небо Калевалы (вечности), и родилась страна Похьола (ночь вселенной). Тогда-то и отправились мудрец Вяйнё и вековечный кузнец Илмаринен посмотреть, куда же упали искры из божьих уст Укко. Но речка путь им преградила, разлилась она, как море. У этой речки есть несколько названий. Сказки Руси её называют Пучай-река, речка Смородина или просто речка, в которой "не вода бежит, а огонь горит, пламенем полыхает". Огненная речка разделяет царства вселенной (Калевалы и Похьолы). Плавать в ней или перейти через неё по калинову мосту можно только по родительскому благословению. Беспрепятственно перебираются через огненную речку, кто умеет управлять первородными началами, волхвы, шаманы, ведуны и другие жрецы народных традиций.

В пути из вечности в ночь вселенной Вяйнё и Илмаринену повстречалась краса-девица. Она-то и предупредила странников об опасной дороге.

…Поиски огня опасны,

пламя принесло несчастье,

бед немало натворило!

Искра пронеслась по небу,

огненный клубок скатился

по небесному простору

через чёрный дымник в крыше,

по сухим стропилам новым

в дом, построенный недавно.

Там кормила мать ребёнка,

сидя возле старой люльки.

Вмиг огонь, разбушевавшись,

сжёг ребёнка вместе с люлькой.

В Маналу сошёл малютка,

в муках принял смерть несчастный...

Здесь Манала, как и Похьола – царство мёртвых, ночь вселенной или следом за Калевалой дом построенный недавно. В Манале малютка – это лишь образ жителя царства смерти и будущей плоти души или красы-девицы.

Вяйнё, как и Я небылицы, совершает путешествие по окиян-морю (по просторам вселенной) в поисках особых дров (первородных начал) для золотистого устья вселенской печки, с их помощью творится идея и образ вселенной со всеми её жителями, чтобы потом в их воплощении огонь печки мог согреть и жителей дня вселенной.

…чтобы днём горело пламя

на берёзовых поленьях,

чтобы ночью укрывалось

в золотистом устье печки…

Мудрый Вяйнё находит огонь и приносит его в Явь людям.