Немножко о витражах

На модерации Отложенный

Выполняю свое обещание познакомить заинтересовавшихся читателей с моим хобби поближе.

Я не стану углубляться в исторические факты, т.к. о витражном искусстве можно говорить бесконечно а подробной информации в интернете очень много.

Скажу лишь, что витражное искусство пришло к нам из глубокой древности.

"Витраж" в переводе с латинского "vitrum" означает "стекло". Нет точных данных о том, где и когда появился первый витраж. Известно, что в Древнем  Риме в архитектуре применяли кусочки дутого и литого стекла. В  записях, датируемых V веком, говорится об окнах с цветными стеклами. Возможно, что речь идет именно о витражах.

Витраж, в отличии от таких видов творчества, как фреска или мозаика, способен не просто украсить интерьер, а полностью его преобразить, поскольку, в зависимости от освещения, в любой момент времени картина может быть совершенно иной.

Свет, проходящий сквозь витражное стекло, преломляется и повсюду распространяется разноцветными бликами, превращая унылый осенний пейзаж за окном в теплые лучи весеннего солнца.

Техник изготовления витражей достаточно много. Наравне с современными технологиями обработки стекла и нанесения рисунка, классические техники древних мастеров не утратили своей актуальности и в наше время. Процесс создания таких витражей практически не изменился. Речь идет о классических наборных витражах.Наборные витражи, дошедшие до нас из древности, только подтверждают, что эта техника была не только великолепна, но и долговечна. Наглядным свидетельством этому являются витражи, украшающие средневековые храмы Западной Европы.

По способу крепления стекол выделяют две техники изготовления наборного классического витража: крепление металлическим профилем (протяжкой) и техника Тиффани.

Протяжка - это металлический П- или Н- образный металлический профиль, изготовленный из свинца, меди, бронзы, латуни или мельхиора. Фрагменты стекла, вырезанные в соответствии с рисунком по шаблону, заключают в профиль,  выкладывают, согласно рисунка, плотно прижав их друг к другу и спаивают с применением оловянного припоя и флюса сначала с одной, затем, перевернув, с другой стороны. После витраж заключают в боковую латунную протяжку, а свинцовый профиль покрывают патиной, в результате чего он начинает напоминать старую бронзу.

Вторая техника названа в честь ее изобретателя Льюиса Комфорта Тиффани, жившего во второй половине IXI века в США. Благодаря его разработкам появилась возможность создавать витражи со сложной деталировкой, отличающейся  плавными и извилистыми линиями, а также появился способ создавать объемные объекты, такие, как абажуры к лампам и радиусные поверхности.

 Теперь я по подробнее остановлюсь на этой технологии, т.к.свой витраж я выполнила именно в технике Тиффани. Весь процесс своей работы я не фотографировала, но три фотографии всё же есть.

 Вся работа условно делится на следующие этапы:

  • Создается в карандаше рисунок будущей картины в нужном масштабе;
  • Рисунок очень точно копируется на картон.
  • Специальными ножницами с тремя лезвиями (два снизу, одно сверху) разрезают картон на фрагменты. Такие ножницы помогают вырезать фрагменты с учетом толщины медной фольги, которая будет находиться между фрагментами.
  • Каждый картонный фрагмент должен быть точно перенесён фломастером на витражное стекло согласно рисунка и цветовой палитры.
  • Фрагменты стекла вырезают стеклорезом и укладывают согласно рисунка.

  • Острый или неровный край фрагмента обтачивают на специальном станке.
  • Каждый фрагмент моют, обезжиривают и по всему контуру обклеивают специальной медной лентой  липкой  внутренней стороной.
  • .
  • Все фрагменты укладывают на идеально ровную поверхность согласно рисунку и пропаивают медные швы с помощью оловянно-свинцового припоя и флюса сначала с одной, а затем с другой стороны.
  • Витраж заключают в латунный П- образный профиль.
  • Витраж хорошо моют с помощью моющего средства, сушат.
  • Оловянные швы покрывают патиной нужного цвета. Я выбрала медную патину, поэтому швы моего витража приобрели цвет старой меди.
  • В завершении витраж покрывают финишным составом, который будет защищать витраж от влаги, а швы витража от окисления.

Что у меня получилось вы уже видели:)