Операция «Сирия»: цена вопроса
Пока США и Великобритания готовятся нанести военный удар по Сирии, инвесторы пытаются застраховать себя от рисков. Уже сейчас на мировых рынках отмечается резкий рост котировок нефти и золота. Вероятность ракетного удара, несомненно, стала катализатором этого роста, пишут Вести.
Поскольку движения рынка зависят не только от точки прицеливания американских «Томагавков», стоит рассмотреть несколько других объективных факторов опасности для мировой экономики.
Взять, например, инфляцию. Поскольку цены на нефть и золото слишком долго были стабильными, все это время Федеральный резерв США накачивал мировую экономику долларами. Программа количественного смягчения продолжается и в настоящий момент, печатный станок включен и работает на полную мощь, все условия для роста цен созданы.
В результате впервые за 4 месяца цена золота перешагнула рубеж в 1400 долларов за тройскую унцию. Серебро и платина также выросли в цене.
Обновило рекорды и черное золото - нефть WTI на двухлетнем максимуме, а Brent подбирается к 120 долларам. Поэтому в этой части фактор подготовки к военным действиям со счетов не сбросить, и сейчас все внимание приковано к американским запасам. Война требует топлива.
«У нефти, безусловно, существует фактор подготовки к военным действиям... нефть достаточно серьезно всегда реагировала на геополитику. Да, безусловно, Сирия не производит нефть. Но Сирия стоит, если мы посмотрим на карту, на пересечении торговых нефтяных путей, она находится рядом с Ираном. И, собственно говоря, Иран является фактором нестабильности, точно таким же, как и Сирия», - отмечает директор аналитического департамента инвестиционной группы «Норд Капитал» Владимир Рожанковский.
Главный вопрос: до каких уровней вырастут цены и как долго на них продержатся? Судя по риторике американских военных, они не хотели бы втягиваться в долгосрочную войну, поскольку это обойдется слишком дорого.
Только для того, чтобы установить контроль над сирийским небом, потребуется по миллиарду долларов в месяц, а каждый запуск крылатой ракеты обойдется американским налогоплательщикам в полтора миллиона долларов. И далее по списку. Только обучение сирийских повстанцев обходится Штатам в 500 миллионов долларов в год.
«Если военный конфликт перейдет в активную фазу, то я думаю, что мы увидим нефть в районе 120 и немного выше долларов за баррель. Возможно также, что этот период будет непродолжительным. Мы видели подобную ситуацию и по Ливии, и по Египту. Достигался уровень 120 долларов, после чего цены возвращались к прежним отметкам», - прогнозирует директор аналитического департамента инвестиционной компании «Регион» Валерий Вайсберг.
Однако мировая экономика все еще слишком слаба. И долго не выдержит столь высоких цен на основные энергоносители. Не смотря на то, что Сирию никак нельзя назвать нефтяной державой и экспортировать свою нефть она перестала еще в конце 2011 года, военные сводки будут сильно влиять на движение цен как вверх, так и вниз.
Тем временем Америка хорошо умеет зарабатывать на войне, и опять не упустит выгоды. Высокие цены на нефть сейчас очень на руку США. Сланцевые технологии позволяют держать внутренние цены на топливо гораздо ниже, чем в среднем по миру. Это дает преимущество для производства. А высокие мировые цены станут дополнительным аргументом в диалоге, например, с Китаем.
Одновременно инвесторы опасаются, что в случае начала военных действий под угрозой окажутся поставки нефти из всего Ближневосточного региона, на который приходится более трети всей добываемой в мире нефти. США готовы «преодолеть» и эту трудность.
Комментарии