Азиатская версия НАТО: что создают Вашингтон, Токио и Сеул?
На модерации
Отложенный
Несмотря на относительное затишье после нескольких тревожных месяцев ожидания войны на Корейском полуострове ситуация в Азиатско-Тихоокеанском регионе далека от стабильности. Здесь не гремят выстрелы, нет видимых угроз обострения обстановки, но продолжаются скрытые от широкой публики процессы углубления военного сотрудничества США с Южной Кореей и Японией, целью которого является создание военно-политического альянса и установление контроля над морскими акваториями региона.
В условиях сокращения оборонного бюджета Соединенных Штатов Пентагону крайне желательно добиться увеличения ассигнований на военные нужды от своих союзников, в первую очередь, Южной Кореи и Японии. Не секрет, что американские военные эксперты заявляют о том, что южнокорейские ВМС в их нынешнем виде не способны обеспечить должный уровень защиты РК от возможного нападения со стороны КНДР, и все слабости управления южнокорейскими ВМСнаиболее четко проявятся после передачи Сеулу в 2015 году командования объединенными силами, поскольку в Южной Корее ощущается острый дефицит военных кадров, а также не отлаженавзаимодействия ВМСс другими родами войск (в первую очередь, с ВВС).
Справедливости ради стоит отметить, что южнокорейские ВМС действительно отстают по своему развитию от США, Китая и Японии. Даже выполнение озвученного плана развития подводного флота, который был одобрен правительством Южной Кореи и предусматривает поставку ВМС девяти подлодок водоизмещением 3000 тонн к 2030 году и столько же субмарин класса 1800 тонн к 2018 году, позволит достичь лишь 70% аналогичных возможностей соседних крупных держав - Китая, Японии и России (это при условии, что возможности подводного флота этих стран останутся на нынешнем уровне). При этом наиболее слабым звеном является защита от атак со стороны подводных лодок. В частности, существует проблема с низкой оснащенностью противолодочных сил РК гидроакустическими системами обнаружения, а также средствами поражения подводных лодок. Исходя из этого американцы настойчиво предлагаюторганизовать поставки в Южную Корею соответствующей военной техники и вооружений для противолодочной борьбы (включая оснащенные мощными сонарами вертолеты Ромео), а также разработать совместные планы осуществления превентивных ударов по базам подводных лодок КНДР, отработав вероятные сценарии военных действий в ходе совместных учений. Фактически, речь идет о том, что военно-политическое руководство Южной Кореи должно принять доктрину, предусматривающую нанесение превентивных ударов по военным объектам на территории КНДР в случае возникновения признаков подготовки Пхеньяна к агрессии против Сеула. То есть, если южнокорейцам покажется, что северокорейцы готовятся к войне, Сеул ударит первым.
Весьма примечательно, что представители Пентагона настоятельно рекомендуют Южной Корее повысить боеспособность морской пехоты, для чего США даже готовы оказать содействие в подготовке южнокорейских морпехов, вплоть до их подключения к миротворческим операциям под эгидой ООН в качестве сил, приданных к американским подразделениям морской пехоты и, соответственно, находящихся под управлением американского командования.Одним из вариантов является практическое обучение южнокорейских морских пехотинцев в совместных с США антипиратских операциях в Аденском заливе. Соответственно, должна быть увеличена и численность морской пехоты РК за счет создания дополнительного специального подразделения в количестве не менее 4000 человек (включая амфибийную и вертолетные группы). Примечательно, что для создания вертолетной группы США предлагают Южной Корее закупить американские вертолеты СН-46, которые базируются на базе на Окинаве. Фокус в том, что эти вертолеты в Японии уже не нужны в связи с поставками на Окинаву американских конвертопланов. Поэтому для Пентагона было бы очень выгодно продать их Южной Корее, чем ломать голову над поиском нового места дислокации и тратиться на перевозку.
Следует также отметить, что представители Пентагона очень хотели бы продвинуть идею создания в РК отдельного командования десантными силами в рамках объединенного командования. Как известно, в 2015 году командование сухопутными и военно-морскими силами перейдет к Сеулу, а командование ВВС останется за Вашингтоном. Однако американцы хотели бы отдельно выделить морскую пехоту с приданными ей амфибийными силами и подразделениями морской авиации, чтобы сохранить за собой управление этим компонентом. При этом в Пентагоне витает и идея создать в РК пункт постоянного базирования 7-го флота ВМС США (как минимум, один эсминец и одна атомная подводная лодка), а также базу базирования ударных вертолетов Apache и совместный центр военно-морской разведки.
Разумеется, нельзя обойти и проблему ПРО. Недавно представители Южной Кореи заявили, что будут создавать собственную систему противоракетной обороны вместо того, чтобы размещать у себя элементы американской ПРО. Однако данная постановка совсем не устраивает американцев, которые настаивают, чтобы южнокорейская система была интегрирована в региональную систему ПРО. Это предполагает как совмещение программ управления, так и поставки в РК корабельных ракет SM-3 и ракет наземного базирования PAC-3, а в перспективе – покупку Южной Кореей ракет SM-6. Пока в Сеуле не склонны принимать такое решение, но все может измениться – например, в случае очередного запуска северокорейских ракет.
Весьма примечательно, что одним из наиболее эффективных способов повышения обороноспособности ВС Южной Кореи представители Пентагона считают увеличение числа совместных военных учений. С этим сложно спорить, но весьма примечательно, что американцы предлагают активным образом привлекать к проведению военно-морских маневров представителей Японии, Филиппин, Австралии, а также Вьетнама и Индии. И при всем этом ключевыми направлениями учений должны стать проведение десантных операций, а также отработка вариантов противодействия возможным атакам со стороны подводных лодок условного противника, в том числе практическую проработку установки подводных минных заграждений на наиболее уязвимых направлениях (в качестве образцов техники противника рассматриваются субмарины, стоящие на вооружении КНДР и КНР).
Как уже отмечалось, ключевой задачей США в Азиатско-Тихоокеанском регионе (вернее, в Северо-Восточной Азии) является создание военно-политического альянса США-Япония-Южная Корея. Однако в отношениях Токио и Сеула до сих пор существует множество проблем, вызванных как историческими факторами (японская оккупация Кореи), так и территориальными спорами (из-за островов Токто/Такэсима).
Поэтому Вашингтон крайне заинтересован с сближении Японии и Южной Кореи.
Казалось бы, в США должны быть безусловно довольны победой коалиции ЛДПЯ-Комейто на недавних выборах в верхнюю палату японского парламента, позволяющейСиндзоАбэ приступить к осуществлению реформ как в военно-политической и экономической сферах, включая изменение конституции страны. Однако американские эксперты опасаются, что полный отказ от 9-й статьи японской конституции и озвучивание создания Японией полноценных вооруженных сил негативно отразятся на отношениях Токио с Сеулом.
Исходя из этого в Вашингтоне полагают, что на данном этапе Токио следует ограничиться продвижением права Японии на участие в коллективной самообороне в плане признания необходимости защиты японскими ВС своих союзников, а также снятии ограничений на участие в международных миротворческих миссиях и соответственном увеличении оборонного бюджета. Собственно, введение данных положений возможно без изменения конституции Японии и позволит добиться наибольшего эффекта при наименьших внешнеполитических потерях – эти изменения будут менее тревожными для стран АТР (в том числе для Южной Кореи), чем изменение конституции. Кроме того, полученных правящей японской коалицией мест в верхней палате парламента недостаточно, чтобы обеспечить изменение конституции.
Действительно, сейчас многие страны региона пристально наблюдают за Японией, опасаясь, что правительство Синдзо Абэ может пойти по пути «исторического ревизионизма». Но Абэ вынужден учитывать и тот факт, что его отказ от внесения изменений в конституцию может быть воспринят японскими националистами (голосовавшими за ЛДПЯ) как «предательство национальных интересов». Японскому премьеру могут простить, если он найдет предлог для отказа от посещения храма Ясукуни 15 августа, но ему не простят, если он забудет о своих собственных словах о необходимости пересмотра конституции. Поэтому, скорее всего, Синдзо Абэ будет пытаться лавировать между разными силами, но при этом неизбежно одно – военное и политическое сотрудничество с США будет расширяться, как и участие японских сил в операциях за рубежом. При этом вполне вероятно, что Токио, следуя рекомендациям экспертов, для сближения с Сеулом предложит отложить решение вопроса о территориальной принадлежности островов Токто/Такэсима на неопределенный срок, сосредоточив усилия на продвижении тезиса о равных правах на судоходство и рыболовство в районе спорных островов и возможности совместного освоения шельфа на равноправных условиях.
Но риторика риторикой, а на практике Япония активно развивает возможности своих Сил самообороны, превращая их в реальные боеспособные вооруженные силы. Так, Токио начинает возрождать авианосный флот. К концу 2011 года в боевой состав ВМС введены два якобы эсминца-вертолетоносца (ЭМВН), а фактически легкие авианосцы (АВЛ) типа Hyuga, на которых предполагается базирование многоцелевых истребителей (МЦИ) вертикального взлета и посадки F-35. 6 августа 2013 года (в 68-ю годовщину ядерной бомбардировки Хиросимы) публике был продемонстрирован новейший вертолетоносец «Изумо» длиной 248 метров и водоизмещением 27 тысяч тонн, который, по заявлению японцев, планируется ввести в строй при полной нагрузке в 2015 году.
На борту «Изумо» сможет разместиться девять вертолетов, и, в соответствии с официальными заявлениями, корабль будет в первую очередь предназначен для спасательных и поисковых работ, а также для патрулирования территориальных вод и защиты суверенитета Японии. Это заявление уже вызвало негативную реакцию китайских политиков, которые расценили строительство корабля как наращивание военного потенциала и отход 9-й статьи японской Конституции, которая прямо запрещает создавать морские вооруженные силы, а силы самообороны Японии не могут иметь технических средств, позволяющих вести боевые действия вдали от островов (например, авианосцев или стратегических бомбардировщиков).
Кроме «Изумо» Япония намерена построить еще один корабль этого класса и заменить новыми вертолетоносцами эскадренные миноносцы типа «Сиранэ», один из которых планируется списать в 2014 году. Наряду с этим, в настоящее время стоятся три неатомные подводные лодки по модернизированному проекту Improved Oyashio. Для замены эсминцев Yuugiri и Hatsuyuki разворачивается программа строительства эсминцев проекта 19DD (в настоящее время строится четыре корабля, всего должно быть построено 10–16).
В целом планы развития японских ВМС свидетельствуют о стремлении Токио повысить их боевые возможности и готовность решать комплекс задач в соответствии с новым соглашением о военном сотрудничестве с США и национальными интересами в Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Таким образом, не исключено, что в кратко- или среднесрочной перспективе мы столкнемся с появлением в регионе нового образования в виде какого-нибудь Тихоокеанского военного альянса - регионального подобия НАТО, в который сначала войдут США, Япония и Южная Корея, а затем присоединятся Филиппины, Австралия и Новая Зеландия. Эта структура сможет контролировать огромное пространство, важнейшие морские транспортные пути – а значит, контролировать значительную часть мировой торговли. Прежде всего, Тихоокеанский военный альянс может взять на себя функции обеспечения безопасности торговли (защиту транспортных коммуникаций, портов и т.п.) в рамках формируемого сейчас Транс-Тихоокеанского партнерства, которое должно ознаменовать создание зоны свободной торговли в АТР. Аналогичным образом НАТО может взять на себя такие же функции применительно к Трансатлантической зоне свободной торговли, которая должна будет возникнуть после подписания договора о ЗСТ между США и Евросоюзом.
В этих условиях создание глобальной Тихоокеанско-Атлантической зоны свободной торговли будет лишь вопросом времени. Эта структура вполне может претендовать на роль альтернативы Всемирной торговой организации, поскольку она будет определять правила торговли для стран, обеспечивающих большую часть мирового ВВП. И будет вполне логично, если вслед за этим встанет вопрос о создание такой же глобальной структуры, которая будет обеспечивать безопасность торговли в Тихоокеанско-Атлантической ЗСТ. Это – будущий вызов, и на этот вызов нам надо реагировать до того, как он станет реальностью.
Комментарии
Давно и успешно в головы россиян вбивался синдром "крепости, окруженной врагами". В такой крепости любой, кто потребует смены коменданта, будет объявлен наймитом врагов, и население крепости не будет сомневаться в справедливости обвинений. Голод и нищету населения крепости объясняют осадным положением, и народ это воспринимает. Когда в кузницах крепости куют мечи, а не детские горшки, не ложки с вилками, не кровати и стулья, всем понятно почему.
Вы обратили внимания, с какой легкость, с каким всенародным ликованием, россияне вернулись к привычному ощущению себя в крепости, окруженной врагами?
С какого перепуга Вам писать о проблемах Северной Кореи и США? Вам то них какое дело, когда в собственном дому проблем, хоть греблю гати! :))))
Вы внятно и четко умеете отвечать?
Извините, но Вы типичный слабоумный, пытающейся сверкнуть пропагандистскими штампами, придуманными АгитПропом для тупого быдла.
Вы мне не интересны, я все повторяемые Вами штампы слышал уже раз 200 от подобных Вам...
Зачем США обеспечивать поставки энергоресурсовм для себя, если Америка сама у себя добывает достаточно, Вы сами себе вопроса не задавали?
Странны вы люди, ребята, мыслите штампами, клише, причем, все одиними и теми же. Мозг хотя бы изредка включать Вам что-то мешает?
Можно я у Вас буду лекции слушать по вопросам энергетики? А то в Техасе, Вы же сами знаете, никто в энергетике ни хрена не понимает! Не говоря уже о Калгари! :)))
И, честно говоря, не совсем понятно Ваше деление востоковедов на военных и невоенных. лучшие специалисты - те, кто получал образование в гражданских вузах (ИСАА, Питерский и владивостокский востфак). Востоковед - не тот, кто знает восточный язык, а тот, кто знает изучаемую страну - язык, историю, культуру, политику и т.п. При этом для высказывания профессионального мнения необходимо знание не одной страны, а всего региона. Если хотите, могу дать пару лекций, хотя в моих статьях изложено все необходимое для понимания (но для этого надо хотя бы иметь базовые познания)
Вам лучше не вспомнинать ни о чем, кроме Ваше лечащего врача. :)))
Я больше 30 лет работаю в этой области, поэтому не смею даже сравнивать уровень своего разбирательства в обсуждаемой теме с Вашим, востоковедеческим! :)))
Я догадываюсь, что Вы еще то "востоковед", который знает восточный язык, а еще умеет ходить строем! :)))
Странно в XXI веке читать записки полкового замполита Советской Армии века ХХ....
Мир далеко не такой, как когда-то казался старым мудрилам из Главного Политическог Управления Советской Армии и АгитПропа...
Вы мне, или, как минимум себе, можете пояснить, для чего США важно установить контроль над основными морскими коммуникациями, и какие условия можно диктовать Китаю, установив контроль на проливом Дрейка, к примеру, или Гибралтаром? :)))))
А с какого перепуга Вы решили, что США намерены создавать военно-политическое образование антикитайской направленности? Как Вы такое создание у себя в голове сопрягаете с инвестициями США в Китай? :))))
Зачем США контроль над Малаккским проливом Вы сами себе можете пояснить? Это Ваши слова "...для США важно установить контроль над основными морскими коммуникациями.." Так чего ж Вы удивляетесь Гибралтару или проливу Дрейка? :)
Я в молодые годы работал и в Атлантике и Тихом, в отличие от Вас, кто видел их только с пляжа. Вы мне расскажете, что Пасифику от Атлантики отличается? :))))
И, кстати, на пляжах побывать не довелось, работы было много на берегу
Извините, но Вы пустой и некчемный человек, с уровнем мышления полкового замполита, и я для меня не интересны, как собеседник.
Так чего Вам из штанов выпрыгивать?
Я Вам еще раз говорю, Вы мне не интерсены. Перед женой на кухне умничайте.
Комментарий удален модератором
С равным успехом Вы, захлебываясь от пафоса, можете утверждать, что Филиппины или Украина с Польшей напали на Ирак, а Россия на Югославию.
Я никогда не утверждал, что США были правы. Вы, как я понимаю, из тех "патриотов", которые даже сидя в дерьме по горло, начинают ощущать себя почти чистенькими, если узнают, что кто-то где-то сидить в дерьме по уши?
Какое отношение война в Корее имеет к нападению России без объявления войны на Грузию, Вам самому понятно? Если глава Правительства Германии Гитлер объявил войну СССРу, а глава Правительства России Путин не объявил войну Грузии, то можно ли Гитлера считать более благородным человеком, чем Путин?
Следуя Вашей логике, Россия напала на Чечню?
Вы кого спасли от геноцида, если вашими штыками изгнаны грузины из родых домов, где жили веками?
Если Вы один из наемников, то Вы негодяй и подонок!
Общаться с Вами, и Вам подобными кровожадными нелюдьми брезгую...
Бог Вам Судья...
С уважением, Тимофеев Александр Игоревич, руководитель аналитического отдела газеты "Служу Отечеству"