Восходящая звезда Театра Моссовета в середине 1950-х вдруг круто меняет свою судьбу: с командой Олега Ефремова создает новый театр. В спектакле, с которого началась история "Современника" – "Вечно живые" по пьесе Розова, Лилия Толмачева сыграла одну из главных ролей – Ирину Бороздину.
Много лет ее коллегой по сцене была Алла Покровская. "Она была для меня и моим режиссером, и партнером Очень мудра, очень умна, очень порядочный человек. Мне очень трудно сказать… примириться с тем, что ее не стало, потому что это уход очень горький для театра, который с ее помощью, с ее друзьями и любимыми партнерами, и ее актерами был создан", – подчеркивает она.
В 1960-е и 1970-е именно Толмачеву считали "лицом" театра. На родной сцене актриса сыграла более тридцати ролей. Леночка в "Поисках радости", Тамара в "Пяти вечерах", Надя из "Старшей сестры". В этом спектакле ее запомнил режиссер Роберт Стуруа.
"И когда она читала Белинского – там есть такая цитата большая о театре, в конце монолога весь театр встал в слезах и аплодировал ей несколько минут. Вы знаете, что оборвать спектакль – это не опера – настолько она на нас подействовала, что на всю жизнь запала мне ее личность. Потом я с ней сдружился, и она была необыкновенной женщиной", – вспоминает мастер.
Ведущую актрису "Современника" стали приглашать и в кино. Лилия Толмачева еще раз доказала, что ей доступны любые жанры: от трагедии до гротеска.
Сочетание силы и слабости придавали каждой ее роли особый объем. Силу воли проявляла Лилия Толмачева и в жизни. Без этого невозможно было бы освоить профессию театрального режиссера, а она ставила неоднократно и на такой знаменитой сцене, как МХАТовская, и на родной сцене "Современника". Спектакль Лилии Толмачевой "Фантазии Фарятьева" много лет не покидал репертуар "Современника". Но самой выдающейся ее работой коллеги единодушно признали "Все кончено", по пьесе Олби с легендарными мхатовскими "стариками" – Марком Прудкиным и Марией Бабановой.
Все кончено – это не про нее. Играть продолжала, несмотря на возраст и болезнь.
"Она за собой всегда следила, до конца была стройная, с прекрасной фигурой. Могла, как Аркадина (она, кстати, ее когда-то играла в "Чайке"), могла бы сказать, что сегодня может играть 18-летних. Она никогда не выглядела, как пожилая актриса, которая хочет играть молодых героинь", – подчеркивает Борис Поюровский.
Комментарии