Уроки Цхинвала
На модерации
Отложенный
Уроки Цхинвала
Карта Южной Осетии.
Странно выглядит все то, что происходит в Южной Осетии. Создается впечатление что как будто грузины не ожидали вмешательства российской армии. Возможно кто-то грузин использовал втемную. Сейчас в России многие не понимают, что карта Южной Осетии по сути фикция. Ленингорский район грузинам принадлежит с распада СССР, и он в войне участия не принимал, Знаурский район участвовал благодаря селам Знаур и Хетагурово, которые похоже грузины уничтожили. В долине Малой Лиахвы там и в 1992 году было максимум(!) сотня осетинских боевиков в селах Дмениси, Сарабук и Ортеви, и это прекрасно знали и грузины и осетины, тем более что грузины контролировали большую часть этого ущелья. Южная Осетия это лишь долина Лиахвы с городом Цхинвал и поселком Джава, где и находится Российская Армия.
В 1992 году грузины село Приси штурмовали танками и БМП, а Цхинвал обстреливала артиллерия. Село Приси грузины взяли до начала августовской агрессии, а так это осетинское село. Оттуда есть выход над Цхинвал, следовательно надо было не дать грузинам взять село. Его грузины первый раз взяли в 2004 году, и один из постов миротворцев надо было ставить там и оборудовать его в инженерном отношении.
На карте есть села Дмениси и Сарабук. В 1992 году там стоял взвод внутренних войск, но миротворческого поста, размером желательно с роту, туда никто так и не поставил, хотя это ущелье очень важное, и грузины потому его сразу и заняли.
Сам Цхинвал находится в долине, и туда на танках можно было войти только со стороны Никози. Согнать все южноосетинские вооруженные силы в котел (Цхинвал, мало того, что находится в долине, но вдобавок окружен грузинскими селами), значит сделать полдела для грузин. Выводить осетин не вывели, и парни остались без боеприпасов. Вроде бы еще Наполеон и Жомини в 19 веке писали о том что действующая армия должна иметь пути ее снабжения и подхода резервов. Очень интересует что же сейчас скажут военные спецы, то есть те для которых грузины были несерьезным противником. Списывать все на осетин нельзя, все таки население Южной Осетии 80 тысяч, а создание и подготовка ее вооруженных сил велась(если конечно велась на практике) под руководством Министерства обороны РФ.
Южная Осетия никогда и не содержала свою армию. В 1992 году она получила БМП и оружие через миротворческие силы Северной Осетии, да и откуда еще в Южной Осетии могло что то взяться, если в 1992 не было практически ничего. Все поставлялось через Северную Осетию.
За Южной Осетией, стояла Северная Осетия, а за Северной Осетией Россия. Если Грузию США вооружала по остаточному признаку, и кстати оружие то у нее в основном ведь из стран бывшего соцблока, то для России Северная Осетия была главной опорой на Северном Кавказе. Вооружением и техникой Россия не оскудела. Ну а о том что этим она нарушила бы статус миротворческой стороны, так ведь обучала бы ведь не в Южной Осетии, а в Северной, где и так ,что ни для кого не секрет не секрет, обучали и гвардейцев и МВД. Да и об офицерах ГРУ в Цхинвале в СМИ много говорили.
Для России было бы куда лучше финансировать, подготавливать и вооружать формально ей неподчиненную армию Южной Осетии нежели вводить свои войска. Этот ввод может привести к тому, что уже все российские войска оттуда уберут по требованию ООН, хотя сейчас рано о чем то говорить. Все могло быть решено в Северной Осетии еще до начала этой войны, но тогда об этом никто говорить не хотел ни во Владикавказе, ни в Москве. Наоборот говорили что грузины ничего не смогут сделать, а их армия это мол -смех.
Разумеется если Грузия капитулирует, все вопросы будут решены, и тогда все ошибки прошлого приемлемы. Ну а если не капитулирует, и если война продолжится как позиционная? Держать там России надо будет, эдак тысяч 10-15 с боевой техникой, так как тут у Грузии руки будут развязаны. Не останутся в стороне и чеченские боевики, которым эта война как бальзам на рану. Вот тогда и возникнет в ООН вопрос почему Россия держит войска на чужой территории. Конечно тяжело что либо прогнозировать, но ситуация там очень сложная и ее последствия могут быть достаточно непредсказуемыми.
Похоже не зря Рокский туннель грузины не трогали. Россия втягивается в войну в Закавказье. Печально, ведь ее можно было избежать еще до начала конфликта эффективной организацией миротворческих войск в Цхинвале, то есть не собирать их в одном Цхинвале и организацией элементарного порядка в самой осетинской среде Южной Осетии.
Не слишком было дальновидно загнать российские войска в котел ,где у них отрезан подвоз боеприпасов и горючего. nТанки на грузинском вине ездить не могут, а автоматы не стреляют как в голливудских фильмах до бесконечности. Один боекомплект в городских боях расходуется за пару часов. Раненных им можно только днем вывозить вертолетами. Аэродрома для самолетов там нет. Ночью же через Кавказский хребет вертушкам летать невозможно. Удивительно, почему нельзя было тогда уж больше войск сразу ввести, что бы дорогу полностью прикрыть, а не проводить колоны под обстрелом. Все это было достаточно ясно всем, кто когда то служил в Цхинвале.
Все могло просто решится, раз в 1992 году сами осетины без серьезной организации и с несколькими БТР, парой противотанковых пушек и с несколькими группами боевиков и отрядом ОМОНа в сотню человек смогли отстоять Цхинвал, хотя грузины против них послали серьезные силы с танками и БМП, причем в боях с их стороны принимала участие нанятая ими группа солдат внутренних войск России (возможно уже к тому времени демобилизованных), то в 2008 году они тоже это могли сделать. Естественно надо было подготовить их силы, вооружить, в конце концов организовать добровольческий резерв в Северной Осетии (но резерв с постоянной боевой подготовкой и дисциплиной), готовый прибыть на помощь, и тогда может не только российской армии не пришлось бы воевать в Южной Осетии, но и грузинскую может и не решились бы послать в затяжную войну
Достаточно плохую службу сослужили появлявшиеся в прессе комментарии про робких грузин. Противника недооценивать нельзя, как и грозить всем неприятелям безусловным разгромом.
Я не поклонник ни грузинской армии, ни грузинского национализма, но все же недооценивать проведенную в течении нескольких лет работу в ней было бы явно глупо. Такое ощущение что некоторые российские официальные лица считали, что стоит российским танкам подойти к Цхинвалу, грузины сразу убегут. Однако из под Цхинвала грузинские войска бежать не стали, бронетехнику вывели, прикрыв ее вывод пехотой которую оставили в окрестных селах, опять таки на территории Южной Осетии.
Вообще ситуация получилась очень странная, грузины нападают на Цхинвал не перекрыв туннель, и в полной уверенности, что Россия в войну не вмешается, российские войска выдвигались медленно в Цхинвал, потом грузины отступают по приказу из Цхинвала, и более того отступают из Гори, где российские войска не появлялись. Не думаю что руководство Грузии пошло бы сознательно на войну против России, если бы знало что будет введена 58 армия. Видимо были получены гарантии, что Россия не вмешается, и потому туннель минировать не надо, дабы все осетины сами бежали в Северную Осетию
Не хотелось бы заниматься пустой критикой, но все таки не в традициях русской военной мысли заниматься восточными хвалоспевами мудрости вышестоящего начальства. Никто не отрицает факта успешных тактических действий российской армии после того, как она начала бои в Цхинвале. Однако надо напомнить что Цхинвал таки грузины захватили, а город находился под защитой фактически Североосетинского МВД и Минобороны РФ, от которого там действовали не только миротворцы но и спецназ ГРУ.Я писал еще в 2006 году в своей статье о Южной Осетии о возможности быстрого охвата города грузинами, так что он окажется в кольце. Тогда реакция была такого толка, что мол грузины разбегутся при первом выстреле. Оказалось, не разбежались. В итоге погибли люди, и если бы после захвата Цхинвала грузинские войска все таки захватили Джаву, колона 58 армии, и так понесшая тяжелые потери, осталась бы в окружении и без боеприпасов. Конечно, в этот раз все закончилось успехом, а ведь в другой раз может и не закончится так успешно.
Что если таким же образом талибы в случае государственного переворота в Пакистане, перейдут границу с Таджикистаном и вступят в Душанбе? По времени реакции российской армии вывод можно сделать один: остановить их удастся где-нибудь в районе Ташкента в силу большого времени потраченного в командных звеньях на принятие решений.
Грузинская армии дала возможность российской прочувствовать необходимость куда более оперативного командования, а так же отказа от действий колонами бронетехники в силу не только возможности засад, но и применением противником управляемых боеприпасов. Но одно можно дополнить как явный недостаток американской военной мысли. Носясь по всему миру как дурак с писаной торбой, об идее профессиональной армии, американцы забыли, что не у всех стран на вооружении бомбардировщики B-52 и B-1, и не у всех соседи Мексика и Канада.
Американцы надо заметить имеют достаточно профессиональный подход к военному делу, однако нередко он становится уж слишком профессиональным, так как иного стимула кроме денег они не понимают. Помимо этого они не придают значения действительному слаживанию подразделений, заменяя это каким то мифическим корпоративным духом. Результат хорош виден в Ираке, где созданная ими армия Ирака с этим корпоративным духом оказалась не в состоянии решать боевые задачи даже против городских партизан.
Идеологический фактор они вообще не учитывают. Грузины в данном случае в 92 году имели отряды Мхедриони и Национальной гвардии, и возможно что сейчас с помощью таких структур Саакашвили быстрее набрал бы добровольцев хотя бы для защиты Гори.
Система всеобщей мобилизации в случае войны отнюдь не признак отсталости военной мысли. В данном случае себя показали важным фактором добровольцы с северного Кавказа и других областей России, но в первую очередь северные осетины. В данном случае речь идет о добровольческом движении о котом ныне иные пишут выпятив губу, как мол о чем то позорном. Между тем именно добровольцы, понеся немалые потери, дали возможность Южной Осетии выстоять до того пока наконец заработает машина Российской Армии. Большая оперативность и меньшее время реакции делает добровольческие милиции важным фактором современных войн. В этом отношении грузины, следуя американской модели организованного резерва, оказались в худшем положении, нежели осетины, опирающиеся на куда менее подготовленных, но более волевых добровольцев. В силу этого, в отличие от Цхинвала, под Гори сотни грузинских уже добровольцев не повалили жертвовать свои жизнями, а собрались на митинг в Тбилиси.
Не стоит недооценивать грузин, да и переоценивать свои успехи, хотя в конечном итоге реальная наступательная операция началась в Цхинвале и закончилась под Гори. Тем не менее данные уроки должны послужить изменениям как в тактике и организации российских вооруженных сил, так и в их вооружении. Все же надо заметить не только недостатки российской армии. Американская теория о небольших профессиональных армиях может и хороша для Канады, однако с Грузией эта идея сыграла злую шутку. Лишенная возможности быстрой мобилизации народа она после потерь понесенных под Цхинвалом нуждалась в передышке, в чем и причина согласия Саакашвили подписать перемирие. В данном случае России, проводя действительно необходимую военную реформу, все так следует оставить систему призыва, но не в нынешнем виде, а в виде территориального организованного резерва в частях дислоцированных по областям проживания призывников. После полутора-двух лет службы солдаты бы увольнялись и ставились на учет не военкоматов, а в частях, где они проходили службу. Данная система могла бы обеспечить нужное пополнение армии в случае больших войсковых операций.
Послесловие Веремеева Ю.Г. Думается все же, что с грузинской стороны все за и против были просчитаны очень тщательно. И просчитаны не доморощенными грузинскими политиками, а серьезными аналитиками Госдепартамента США. И оттуда же была дана команда начать эту операцию.
При любом исходе событий Запад остается в выигрыше. Тут и отличный пропагандистский материал для выставления России агрессивной страной, против которой нужно и должно выставлять ракеты и противоракеты в Польше, Литве и Чехии, и обоснование необходимости приема в NATO как Грузии, так и Украины. Да и вообще, все перспективные плюсы этой грузинской агрессии для Запада просчитать сегодня трудно.
А вот со стороны российского руководства, похоже, никаких анализов и никакого перспективного планирования не было все предшествующие годы, хотя не нужно иметь семь пядей во лбу, чтобы догадаться о том, что рано или поздно США эту карту разыграют. Похоже, что США в своей политике кавказского гнойника для России Чечню, Дагестан и Ингушетию списали, как бесперспективные, а взамен вытащили карту Южной Осетии и Абхазии. Для США, да и Евросоюза тоже, главное это вытеснить Россию с Кавказа.
А вот в российских политических кругах, похоже нет ни грамотных аналитиков, ни ответственных руководителей, ни серьезного политического перспективного планирования. Увязнув в дворцовых интригах в борьбе за власть, деньги и сладкие посты, кремлевские деятели очевидно полагают, что это и есть политика, это и есть государственное управление. До Кавказа им не было никакого дела ни в 91-94 годах, ни теперь. Заставила их всколыхнуться лишь перспектива потеряв Чечню, Дагестан и Ингушетию, потерять кавказскую нефть и нефтяные маршруты, а значит деньги. Удержав с великими трудами эти места, Кремль вновь успокоился и вновь стал сладко почивать.
Реакция российского руководства на южноосетинский пожар в точности напоминает реакцию внезапно проснувшегося человека, рядом с которым дымится его диван. Те же судорожные метания. те же непродуманные действия и заявления, то же судорожное посылание остатков Российской Армии мелкими порциями ( как очнувшийся человек метается по комнате и тушит диван, плеская на него воду из стакана).
Особенно неприглядно во всей этой истории смотрится высшее военное руководство России. Допустим, что в Кремле нет компетентных государственных деятелей (да и откуда им взяться). Но перспективное военное планирование, разведка, анализ соотношения сил, планирование боевых действий на любой случай, соответствующее размещение войск - это же первая и основная обязанность Генерального штаба. За время обучения в военном училище, дальнейшей службе, обучении в академии любой офицер приобретает необходимые для этого знания и навыки. Не думаю, чтобы сегодняшние генералы пришли в Генштаб таким же путем, как Путин и Медведев в Кремль, т.е. со стороны.
Таким образом, Генштаб мог и обязан был своевременно запланировать боевые действия и на этот вариант событий. Запланировать в наиболее выгодном для Российской Армии аспекте и проигрышном для Грузии. Однако, явно это сделано не было. Приходится делать горький, печальный вывод - Генштаб, как и вся Российская Армия находится в коматозном состоянии и на эффективное военное руководство уже неспособен. Остается надеяться лишь на то, что опять, как и в Чечне этот воз вывезут на своих плечах младшие командиры, все эти безвестные капитаны, майоры, подполковники, да пара полковников, которым по недосмотру московской элиты случайно надели генеральские погоны. А потом их вновь кинут, обманут и выбросят на улицу, как это было все предшествующие годы.
Очень хотелось бы надеяться, что Генштаб все же окажется в состоянии проснуться от многолетней спячки и озаботиться серьезнейшим анализом военной составляющей осетинских событий и выработать теорию и практику войн эпохи начала XXI столетия. И на основе этого анализа наконец то разработать военную доктрину России, которая позволит нам строить действительно эффективную армию, способную решать задачи обороны страны в изменившихся военно-политических условиях.
Но надежды на это практически нет.Не было сделано должных выводов ни из вьетнамской войны, ни из афганской, ни из двух чеченских. С упорством робота наша армия вновь и вновь наступает на одни и те же грабли, уповая на то, что лоб все же крепче грабель.
Комментарии