Месть побеждённых. Итальянец признался в уничтожении линкора «Новороссийск»

На модерации Отложенный

По словам престарелого диверсанта, гибель 600 советских моряков является делом рук итальянских боевых пловцов

Одна из самых крупных трагедий в истории ВМФ СССР, возможно, является следствием иностранной диверсии. Ветеран итальянского подразделения боевых пловцов «Гамма» Уго Д’Эспозито в интервью итальянским СМИ рассказал, что участвовал в подготовке взрыва советского линкора «Новороссийск» в бухте Севастополя 29 октября 1955 года.

Диверсия в Севастополе

Тайну, которую Д’Эспозито хранил несколько десятилетий, бывший диверсант решил не уносить с собой в могилу. Уго Д’Эспозито находится сейчас в преклонном возрасте, однако трудно сказать, что подтолкнуло его к нынешним откровениям — тщеславие или муки совести за уничтожение сотен людей.

Собственно, в интервью, данном итальянским журналистам, Д’Эспозито больше рассказывает о личности своего командира — руководителя итальянских подводных диверсантов Валерио Боргезе. Об уничтожении «Новороссийска» говорится как бы между прочим, и не до конца понятно, какова была роль самого Д’Эспозито в этой диверсии.

Линейный корабль «Новороссийск» в Севастополе, начало 1950-х годов. Фото: Commons.wikimedia.org

Уго Д’Эспозито — не первый ветеран итальянской диверсионной группы, который признал, что взрыв в Севастополе является делом их рук. Ещё в середине 2000-х годов в журнале «Итоги» был размещён рассказ некоего итальянца, который подробно рассказывал о том, как была осуществлена акция. Якобы диверсанты прибыли в Севастополь в трюме итальянского парохода, а в самой бухте перемещались на мини-подлодке. Заминировав судно, на той же подлодке итальянцы ушли в открытое море, где их ожидали сообщники.

Поводом к диверсии, согласно признаниям итальянских диверсантов, стало то, что линкор «Новороссийск» до 1948 года входил в состав ВМФ Италии под именем «Джулио Чезаре», то есть «Юлий Цезарь».

Опасный трофей

Построенный в 1910–1914 годах корабль достался Советскому Союзу в счёт репараций, которые Италия, воевавшая на стороне фашистской Германии, должна была выплатить державам-победительницам.

Корабль, находившийся в довольно запущенном состоянии, был передан советской стороне в 1949 году. Получив новое имя «Новороссийск», он был подвергнут серьёзной модернизации и официально вошёл в строй Черноморского флота СССР в мае 1955 года. Несмотря на то, что судну было уже 40 лет, на тот момент оно считалось самым мощным кораблём советского флота.

С самого момента передачи судна СССР в Италии звучали призывы не допустить нахождения гордости итальянских ВМФ в составе русского флота.

Понятно, что напасть на Советский Союз Италия из-за этого не могла. Однако опытные итальянские подводные диверсанты были вполне способны провести подрыв судна. Тем более что 10-я флотилия штурмовых средств под командованием Боргезе, в которую и входили диверсанты, в годы войны базировалась в Крыму, и этот район был итальянцам хорошо известен.

10 фактов о Черноморском флоте России >>

Ночной взрыв

Как уже говорилось, взрыв произошёл 29 октября 1955 года, когда «Новороссийск» находился на бочке номер 3 в районе Морского госпиталя. Мощность взрыва в носовой части судна оценивается в 1200 килограммов тротила. Непосредственно от взрыва погибло более 170 матросов, спавших в кубриках в носовой части судна (взрыв произошёл в 1 час 31 минуту ночи).

На судне в тот момент находилось до 1000 человек. Командование Черноморского флота, получив информацию о взрыве, не смогло оперативно выработать чёткий и последовательный план действий по спасению судна. Время было упущено, решение об эвакуации запоздало, в итоге судно опрокинулось вместе с людьми и ушло на дно. Общее число погибших составило 614 человек.

Линейный корабль «Новороссийск» в Севастополе, начало 1950-х годов. Фото: Commons.wikimedia.org

Изначально предполагалось, что произошёл взрыв боеприпасов. Однако обследование судна показало, что взрыв произошёл снаружи. Именно поэтому официальное заключение гласило, что причиной гибели «Новороссийска» стала донная магнитная мина, оставленная немцами в 1944 году. Эта версия вызывает серьёзные сомнения — к моменту взрыва мина пролежала на дне больше десятилетия. Между тем такие мины советские моряки в этот период действительно вылавливали путём траления, но все они оказывались неопасными ввиду неработоспособности взрывателей.

Версию диверсии в тот период в качестве основной не рассматривали, хотя она и витала в воздухе. Возможно, высшим чинам флота проще было смириться с донной миной, нежели с фактом успешных действий вражеских диверсантов на базе Черноморского флота.

Кары и награды

После подъёма судна в 1957 году бывший «Цезарь» и «Новороссийск» был отправлен на металлолом.

По итогам расследования взрыва линкора «Новороссийск» целый ряд  высших чинов ВМФ СССР был понижен в званиях и должностях, в том числе главком ВМФ адмирал Николай Кузнецов и командующий Черноморским флотом вице-адмиралВиктор Пархоменко.