«Мертвый сезон» российской космонавтики

с декабря 2010 года это уже девятая авария. Причем, шесть из них произошли при  запуске космических аппаратов в интересах государственных нужд. А самое  неприятное, что все эти отказы случились не с опытными, а со штатными изделиями.

Уже 10 лет, хоть, конечно, и не с такой частотой, как «Союзы», успешно летают  китайские корабли «Шеньчжоу». Эти машины концептуально основаны на трехместном  «Союзе», но при этом вместительнее, обладают большей универсальностью и  энерговооруженностью, чем российский корабль.

Через несколько лет начнет летать семиместный американский корабль «Дракон»,  к которому вскоре после этого присоединятся несколько других пилотируемых  кораблей, один из которых разрабатывается НАСА, а другие — частными компаниями  США. Даже Индия начала проектировать собственный пилотируемый корабль.

Что же касается российских модулей для МКС, то практически все из летавших на  этом комплексе космонавтов отмечают, что американские, европейские и японские  модули отличаются лучшем качеством разработки и изготовления, а также более  высоким комфортом для работы экипажа.

Проблемы российской космонавтики  в том, что неоткуда   нечего запускать, кроме бесконечно устаревшей техники, созданной еще во времена  Главного конструктора Сергея Королева.

Строительство является одной из наиболее коррумпированных сфер деятельности в  России. 8 апреля 2013 г. Роскосмос направил в правительство концепцию новой  Федеральной целевой программы развития космодромов на период 2016-2025 годов,  запросив ее реализацию более 900 миллиардов рублей, или 30 миллиардов долларов  на 10 лет. По словам независимого эксперта по космонавтике Вадима Лукашевича,  эти 30 миллиардов долларов просто «зароют в землю, преимущественно на космодроме  Восточный, стоимость которого удивительным образом выросла почти на порядок (!)  в ходе проектирования и начала строительства».

Высшая исполнительная и законодательная власть России на словах признают (как  это сформулировано в госпрограмме до 2030 года), что «состояние космической  деятельности является одним из основных факторов, определяющих уровень развития  и влияния России в современном мире, ее статус высокоразвитого в научном и  технологическом отношениях государства».

Однако на деле ни президент с правительством, ни законодатели никакой связи  между космонавтикой и благополучием государства не видят. В противном случае,  они давно поставили бы перед российской космической отраслью цели, достижение  которых способствовало подъему, как науки и техники страны, так и ее  авторитета.