Что происходит в США? Картина маслом

На модерации Отложенный

Александр Роджерс: Давно собирался дать развёрнутую картину того, что происходит в США. Отдельные цифры, отдельные факты постоянно давал, а целостной картины, необходимой для понимания, собрать никак руки не доходили. Приступим.

Макроэкономика. Долги

Национальный долг США на сегодня составляет порядка 16,9 триллиона долларов. ВВП США официально 15,85 триллиона. Реально меньше, они сейчас меняют методику, чтобы было удобнее это скрывать. Но даже официальные цифры показывают, что отношение долга к ВВП составляет около 106,6% (у находящейся в глубокой яме Украины около 90%).

Для наглядности: в пересчёте на душу населения долг составляет свыше 53.400 долларов. Но это не слишком показательно, поскольку далеко не все платят налоги. А в расчёте на налогоплательщика получается 148 тысяч долларов. Для сравнения, годовой доход среднестатистического американца примерно 33 тысячи, с тенденцией к снижению этой цифры в последние годы.

Торговый дефицит США составляет 693 миллиарда. Из них 318 миллиардов – это дефицит торговли с Китаем. Теоретически на эту цифру должен вырасти за год внешний долг США, который на начало года составлял примерно 5,6 триллиона (примерно на такую сумму держат Treasuries иностранные банки).

Кроме национального долга есть ещё муниципальные долги (долги отдельных городов и штатов), а также долги населения.

О муниципальных долгах напишу отдельно ниже, а долги населения составляют около 15,8 триллиона (ещё около 50 тысяч на душу населения), из которых 12,9 триллиона составляют ипотечные кредиты, а ещё триллион – долги за обучение.

Парад локальных дефолтов

Только ленивый не слышал о дефолте Детройта и не видел фотографий и видео из «города-призрака». Либералы пытаются возражать, что это уникальный случай, не характерный для США. Как говорил одесский классик «прыгайте головой в навоз», но это не так.

На сегодняшний день на грани банкротства находится свыше 450 городов США, среди которых Лос-Анжелес, Сан-Диего, Провиденс, Лонг-Бич и многие другие.

«Парад дефолтов» планируется на осень текущего года и на протяжении следующего, 2014-го.

Эксперт Всемирного Банка Эрик Швайцерн в интервью «Эксперт Онлайн» пишет: «В США многие социальные обязательства за последние годы были переданы от федерального на уровень штатов, а сами штаты, в свою очередь, охотно отдавали их муниципалитетам. Достаточно сказать, что из 22 социальных программ, инициированных с 2008 года в рамках Антикризисного пакта, только 3 остались за федеральным центром и 7 – за бюджетами штатов. Проблемные активы в системе госуправления тоже передаются в округа и городские поселения. Это делается для того, чтобы скрыть огромный дефицит консолидированного бюджета страны, который, если рассматривать в комплексе, уже имеет определенно дефолтные параметры. Покрывать дефициты традиционными трансферами из Вашингтона уже не получается из-за закона о секвестре. В течение ближайших 3 лет мы ожидаем лавинообразного процесса банкротств городов США, который способен поставить уже всю страну на грань суверенного дефолта».

Причём вместо расходов на бонусы топ-менеджерам и мэрам урезают численность полицейских, пожарных, врачей, учителей.

В большинстве из этих городов штат полиции сокращён на две трети, что закономерно привело к стремительному росту преступности.

Преступность

Кстати, о преступности. США занимает первое место в мире как по числу заключённых (и в абсолютных, и в относительных значениях), так и по длительности тюремных сроков.

На сегодняшний день в тюрьмах США содержится свыше 2,3 миллиона заключённых (на 316,4 миллиона жителей). Это примерно 754 человека на 100 тысяч населения. Для сравнения, в России этот показатель колеблется около 600 человек на 100 тысяч населения.

Про длительность тюремных сроков в США я вообще молчу – они могут исчисляться сотнями лет. Средняя продолжительность тюремного срока в США в 2-3 раза больше, чем в других странах.

Например, Брэдли Мэннинг, разоблачивший военные преступления США в Ираке (в частности расстрел журналистов из вертолёта) получил 90 лет тюремного заключения. А прокурор изначально требовал срока в 138 лет, и это далеко не предел.

Безработица

«Трудовые резервы» США составляют чуть более 144 миллиона человек. Официальная безработица составляет 11,46 миллиона. Впрочем, найти эту цифру оказалось нелегко, поскольку практически во всех официальных данных идут не абсолютные значения, а проценты, которыми легче манипулировать. Официальная безработица получается около 8%.

Но это те, кто стоит на учёте и получает пособия. Причём снять с учёта могут по тысяче разных причин. Например, если безработный продал что-то из имущества и об этом стало известно социальным службам – он перестаёт считаться безработным.

Помните, как при Тимошенко в Украине ВНЕЗАПНО исчезли почти все безработные? Что характерно, заводов новых не построили, рабочих мест не создали, а безработица исчезла. Смешно. Ну так она явно у американцев подделывать статистику училась.

Неофициально безработица составляет как минимум 21,8 миллиона человек (а ряд исследователей называет и более крупные цифры). Что даёт нам уже значение в 15,1%. Эти цифры уже ближе к реальности и косвенно подтверждаются другими показателями.

Бедность

Численность населения США составляет на сегодня 316,4 миллиона.

Число живущих ниже уровня бедности (или, как это у них называют «ниже уровня продуктовой безопасности») в США официально превысило психологическую отметку в 50 миллионов и составляет на сегодня 50,42 миллиона (с тенденцией к росту). Это почти 16% населения (или каждый шестой).

Получают продуктовые карточки 47,87 миллиона американцев (или всё те же 15,1% населения).

Кстати, у нас любят распинаться о «трепетном отношении к ветеранам в США». По разным данным, от 80 до 150 тысяч ветеранов различных войн, которые вели США за последние десятилетия, на сегодняшний день являются бездомными – это суровые реалии, не соответствующие розовым соплям западофилов.

Промышленность

Не взирая на сказки про «скорое возрождение промышленного потенциала США», из страны за последние 20 лет было выведено в страны третьего мира примерно 43 тысячи производственных компаний, или три четверти всего промышленного потенциала.

Ещё Адам Смит говорил, что «Процветают производящие страны». А на сегодня можно уверенно констатировать, что США уже почти ничего не производят, кроме (по словам одного Нобелевского лауреата по экономике) «пива и шлюх».

Когда Стив Джобс участвовал в слушаниях в Конгрессе, то на вопрос «Можно ли вернуть производство Apple из Китая в США?» он прямо ответил, что для этого в США нет достаточной технологической базы. И iPadы с iPodами – это отнюдь не самая сложная техника, есть много более сложных производств.

«Локхид» – банкрот. «Боинг» на грани банкротства и массовые увольнения. «Хьюлетт Паккард» – потеря значительной части рынка и массовые увольнения (зато генеральный директор не забыла выписать себе бонус в 250 миллионов за «эффективное управление»). «Дженерал Моторс» выжили только за счёт огромных финансовых вливаний за счёт государства. И эти ключевые производства только отображают общую удручающую картину в американской экономике.

Никакого «возрождения» и близко нет. ФРС и МВФ уже несколько раз корректировали прогнозы по американскому ВВП на 2013 год в сторону снижения. QE3 практически ничего не дал, и не мог дать. Домохозяйства предельно закредитованы и не могут ни увеличивать сбережения (что нужно для инвестиций), ни увеличивать потребление (что нужно для стимулирования производства).

Статистика

Выше я уже показывал на примерах, как занижают безработицу и скрывают долги, перебрасывая груз расходов с федерального бюджета на местные. Точно также раздувают ВВП (который реально меньше и продолжает уменьшаться). Для этого сейчас разрабатывают новую методику расчёта ВВП, чтобы было удобнее фальсифицировать – старая, тоже не особо правдивая, уже не может скрыть всех дыр.

Сланцевая революция или Седьмой пузырь

Компания «Голдман и Сакс» так прочно связана со всеми крупными финансовыми пузырями последних десятилетий, что если она где-то появляется, то вы можете быть уверены – там раздувается пузырь. «Голдманиты» виноваты в кризисе «доткомов», в ипотечном кризисе, в банковском кризисе, в ряде других надувательств. Недавно они засветились в раскрутке «Фейсбук», который оценили в 100 миллиардов (по нашим расчётам не более 15-16 миллиардов). Ну и в сланцевом буме они тоже засветились.

А давайте посмотрим на цифры. За первое полугодие 2013 года цены на сланцевый газ в США по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросли на 40-60%, а в Нью-Йорке и вовсе на 112%.

Во-первых, это означает, что «больше никакого дешёвого газа для промышленности». Сланцевый газ при таком росте цен уже не может считаться конкурентным преимуществом, способствующим возврату производств из Китая и прочих стран дешёвого рабского труда обратно в США.

А во-вторых, рост цен на газ должен по идее стимулировать его добычу (как в прошлом падение цен уже приводило к снижению добычи). Но этого не происходит, наоборот – идёт снижение. Если за первое полугодие 2012 года пробурили 505 скважин, то в этом году – только 369. Налицо снижение темпов добычи на 27%. Почему? Да потому что себестоимость добычи этого газа оказалась в коридоре от 75 до 175 долларов за тысячу кубометров, а это делает его добычу уже почти бессмысленным занятием (при рыночной цене продажи в 135 долларов).

В результате уровень запасов газа в американских хранилищах снизился ниже «добумового».

Военная мощь

Каждый кибернетик, когда-либо моделировавший управление государством, знает – без мощной экономики невозможна мощная армия.

Американской армии не на что опереться. Верфи для постройки новых авианосцев уничтожаются рейдерами типа Ромни. Электроника для «умных» вооружений штампуется в Китае (из китайских же редкоземельных элементов).

Окно возможностей США в военной сфере стремительно закрывается. К 2018 году Китай спустит на воду уже 10 авианосцев (которые будут новее и высокотехнологичнее устаревших американских). Россия к этому сроку также планирует закончить перевооружение армии.

Практика показала, что дроны ненадёжны, поскольку управление над ними можно перехватить (случай в Иране особо показателен). Систем перехвата крылатых ракет теперь нет только у самого ленивого. Многие американские технологии из проектов «войн будущего» оказались грантоедскими пустышками. На этом фоне бред Рогозина, что «США могут захватить Россию за 6 часов» выглядит или грубым прогибом, или убогой попыткой выжебрать побольше грантов на вооружения.

США не смогли даже убрать Асада в Сирии, и теперь срочно пересматривают планы и пытаются сохранить лицо (в очередной раз). Внутри самих США население не поддерживает дальнейших войн, не хочет военных расходов и не мотивировано посылать куда-то своих солдат. И даже очередной «Перл Харбор» может их не вдохновить, а наоборот, разозлить против правительства. Куда уж при таких раскладах думать о возможном столкновении с поднимающимся Китаем?

Впрочем, моделирование возможных военных конфликтов не является целью данной статьи.

Вывод

Происходящее в США – это не просто события в США. И дело даже не в том, что падение такого колосса отзовётся во всём мире.

США – это, прежде всего, рекламный плакат либеральной рыночной экономики. И с ухудшением ситуации там становится всё более ясно, что за ярким фантиком скрывалась гнилая начинка.

Кредитное стимулирование (а иных способов стимуляции производства в рыночной системе нет) – это разновидность наркотика, дающего временный подъём, за которым следует неизбежный спад. Так происходит везде, где «рыночники» берут верх – в США, в ЕС, в попавших под их влияние развивающихся странах. В частности мы можем наблюдать развал промышленности в странах бывшего СССР, подвергшимся либеральным преобразованиям.

Ни «эффективные собственники», ни «невидимые руки», ни «свободная конкуренция», ни прочие нерабочие мифы не смогут возродить дохлую американскую мечту. Самое смешное, что реальные бизнесмены, занимающиеся практической экономической деятельностью, это прекрасно знают и понимают (потому что постоянно с этим сталкиваются), а продолжают вещать либеральные мифы исключительно далёкие от экономики люди, преимущественно из среды нетрудовой интеллигенции. Но с каждым днём питать иллюзии относительно рыночного благополучия всё труднее.