Как лучше поделить улов?..

Неизбежность

Прошедшая Универсиада показала, что республика явно переросла тот статус, который ей отводится в современном федеративном устройстве Российской Федерации. В принципе первый «ельцинский» Договор о разграничении полномочий с Татарстаном и его десять приложений вновь востребованы не только экономической, но и социальной обстановкой в Татарстане. Объективно в Татарстане возможна только одна достаточно взвешенная и равноправная политика - возврат к «ельцинскому» договору. Все остальные отклонения будут вести к неизбежному существенному росту напряженности, так как они в принципе неравноправны, и народ Татарстана ощущает это на своей шкуре.
Только за последние 12 лет Татарстан перечислил в федеральный карман более 6 триллионов рублей. В Татарстане примерно миллион семей. То есть каждая татарстанская семья потеряла за эти 12 лет, отправив в Москву, примерно 6 миллионов рублей. Это составляет стоимость на семью приличной 100-метровой элитной квартиры, хорошей машины за миллион рублей и хорошей дачи. Этого лишилась каждая татарстанская семья. Ручеек обратных финансовых потоков из Москвы по сравнению с этими изъятиями мал, даже просто смехотворен. 50 миллиардов рублей на тысячелетие Казани, 60 миллиардов рублей на проведение Универсиады. Свой бюджет республика собирает сама на своей территории. Есть еще примерно 20 миллиардов рублей различных трансфертов в год. Но в целом весь бюджет формируется здесь, на месте.
Удивительно, потеряв на каждую семью 6 миллионов рублей, татарстанцы, как русские, так и татары, молчат. Вот где нужно проявлять инициативу Обществу русской культуры, на эти средства можно было открыть сотни элитных русских гимназий и культурных учреждений, настоящих дворцов. Если задача Общества русской культуры не поддерживать атмосферу самостоятельного гражданского общества, самоуправляющегося, демократического, так называемую «новгородскую» модель в противовес «московской», то нужно прямо признать, что обществу нужно переименоваться в общество поклонников Москвы. А его идеологическими принципами должно стать снятие последней рубахи с татарстанцев (в том числе и русских, и чувашей, и марийцев и т.д.) для обеспечения роста благосостояния москвичей.
Даже русские националисты сегодня прямо озвучивают программный призыв, что регионы должны перечислять в Москву не более 50% доходов. Потому что гиперцентрализация, сосредоточение в Москве 80% всех доходов России приводит к обескровливанию в первую очередь русских регионов. Феодальная самодержавная гиперцентрализация является экономическим анахронизмом в XXI веке. Если такая политика будет продолжаться, то распад России неизбежен - это очевидно. Можно накачать в армию 20 триллионов рублей, но дух такой армии, с дедовщиной, будет крайне низок, она не сможет противостоять Китаю. Кто будет отдавать жизнь за сохранность капиталов олигархов с Рублевки? Зачем жителям регионов воевать за процветание Москвы? Скорее наоборот, может возникнуть фронда регионов, если те же китайцы посулят более выгодные условия существования провинциальной России. Не говоря уже о США, в народе уже давно бродит анекдот, что России нужно срочно объявить войну США и на следующий день сдаться, может, американцы придут и наконец ликвидируют коррупцию.
Возникнут единые Соединенные Штаты Америки и России. Все регионы России получат статус североамериканских штатов. Собственно говоря, выбор у России в XXI веке невелик - либо интегрироваться с США, либо с Китаем. Попытки вести самостоятельную политику возможны только на короткий период времени, Россия находится в положении неустойчивого равновесия. При этом интеграция с США имеет все признаки равноправности взаимоотношений, а вот интеграция с Китаем неизбежно вызовет массовую китаизацию всей России, русские китайцам в России не нужны, у них своего населения достаточно. С этой точки зрения вызывает интерес решение в Китае разрешить иметь второго ребенка. Куда планирует направить Китай столь избыточную массу населения? В самом Китае ему места нет. Только в Россию, где населения катастрофически не хватает, и Россия может принять до миллиарда китайцев.
Демографические пропорции - сто миллионов русских, полтора миллиарда китайцев и триста миллионов американцев диктуют единственный путь интеграции России. С американцами у жителей России много общего, китайцы просто поглотят российское население уже через два- три поколения. Европа, конечно, ближе, но она традиционно настороженно относится к России.

Вся Восточная Европа, например, относится к России, как к крайне неудобному соседу, что сказать, даже Украина недружелюбно настроена к Москве. Как сказал царь, у России нет союзников, у нее одни союзники - армия и флот. Если все время пытаться расширить свои границы (это называлось добровольное присоединение), то, естественно, ты окажешься во враждебном окружении. Даже Сталин мечтал захватить проливы Турции и сделать Ливию одной из союзных республик СССР. Единственное геополитическое спасение России - это действительно добровольное присоединение к США. Выгодно ли это Татарстану?
Пока еще сохранился в недрах республики миллиард тонн нефти общей стоимостью примерно 18 триллионов рублей. Но ежегодно он тает на 30 миллионов тонн, примерно на 18 миллиардов долларов в год. Чем дольше Татарстан будет оттягивать вопрос об урегулировании отношений по равноправному перераспределению этих денег, тем меньше у него этих денег останется, а ведь счет идет на сотни миллиардов рублей. Главный проект Татарстана - это именно возвращение к первому ельцинско-шаймиевскому договору о разграничении полномочий, а не организация спортивных мероприятий. Спортивные мероприятия - это чисто тактические шаги к главной цели, они полезны, но стратегическую цель необходимо все время представлять ясно.
Даже если республика добьется передачи в Россию 50% доходов, а не 80%, как сейчас, то и тогда это будет примерно 200 миллиардов рублей дополнительных денег ежегодно (сегодня бюджет республики - 140 миллиардов рублей в год). А по ельцинско-шаймиевскому договору республика вообще платила на уровне 10%. То есть первый договор был на самом деле действительно взаимовыгодный. Отказ России от этого договора, его превращение в кусок бумаги есть политика
крайне близорукая, и она невыгодна прежде всего стратегическим интересам самой России. Она приводит к росту потенциала конфликтности. На лжи невозможно построить сильное государство. Ложь вызывает гниение государства, она подтачивает государственные устои.
Путин говорил, что ему удалось преодолеть своей политикой проблему сепаратизма в России. Ему удалось ее загнать в подполье, где она постепенно накапливает потенциальную энергию. Потому что жить и понимать, что каждая татарстанская семья теряет по 6 миллионов рублей каждые десять лет или 600 тысяч рублей ежегодно, - это неизбежно порождает противоречия.
При сохранении изъятий капиталов из Татарстана в таких масштабах у республики есть только один путь реального развития. Невозможно столь могучему региону, столь пассионарному народу все время стоять на коленях. Причем русские в Татарстане здесь естественные союзники татар. Татарстан ведет себя по отношению к Москве примерно как будущие США в период борьбы за независимость по отношению к Англии. Недовольны были английским владычеством в будущих США в первую очередь бывшие англичане. Им не хотелось платить все возрастающие налоги в Англию. Русских в Татарстане тоже обирают с помощью налогового пресса, отправляя огромные суммы в Москву. Возможно, руководству республики пора вынести на референдум вопрос о суммах выплачиваемых налогов в Москву, о справедливых пропорциях. У Москвы на это один ответ - мы введем войска. Но в XXI веке это будет расценено мировым сообществом как откровенная агрессия, как нарушение международных обязательств России.
У Татарстана кроме демократической Европы в этом вопросе есть еще один могучий союзник - исламский мир. Вся Москва обсуждает, как на празднование Ураза- байрама на проспекте Мира собралось 170 тысяч мусульман. Официально в Москве примерно 2 миллиона мусульман, неофициально еще 2 миллиона мусульман-мигрантов. Не зря Москву уже начинают называть Москвабадом. Лет через 20 мэром Москвы при свободных выборах неизбежно будет выбран мусульманин. Но пока в обыденном сознании в Москве царит пещерная исламофобия.


                                                                                                                              Рашит АХМЕТОВ

Газета “Звезда Поволжья” № 30, 14 августа 2013 года, Казань
Другие материалы газеты на сайте http://www.zvezdapovolzhya.ru/