А умище-то куда девать: почему верующие оказались глупее атеистов

На модерации Отложенный

По интернету ходит рассказ о результатах исследования, проведенного в США, согласно которому неверующие люди обладают несколько более высоким интеллектом, чем верующие. Сложно понять, насколько более высоким — но можно предположить довольно правдоподобные объяснения этому, считает публицист Сергей ХУДИЕВ.


Философы (С.Н.Булгаков и П. А.Флоренский). 1917 г. Нестеров В.М.

Собственно, наиболее правдоподобное объяснение выдвигается самими учеными: «умные люди, по-видимому, не любят авторитетов и догм. В 1992 году метаанализ семи исследований показал, что интеллектуалы чаще становятся атеистами, живя среди религиозных людей, то есть попросту выбирают нонконформизм».

В самом деле, человек, склонный к конформизму, будет рожденным свыше баптистом в Арканзасе, научным атеистом в СССР, либералом в Фейсбуке и мусульманином в Грозном. Люди, которые не думают сами, будут просто подстраиваться под свое окружение - которое в США, где проводилось исследование, в значительной степени было и остается религиозным. США и сейчас наиболее верующая из развитых стран. 

В США до сих пор слово "атеист" не очень приличное - в среде простых людей не доверяют атеистам и приписывают им (как правило, неосновательно) полную аморальность. Например, психологи из университетов Британской Колумбии и Орегона выяснили, что в США и Канаде атеисты вызывают острое чувство даже не неприязни, а в первую очередь недоверия. Исследование выглядело так: 

350 взрослым американцам и 420 канадским студентам рассказывали вымышленную историю: некто протаранил припаркованный автомобиль и скрылся с места происшествия, а потом нашел чей-то бумажник и прикарманил деньги. Им предложили троих подозреваемых; все трое преподаватели, причем один из них атеист, а другой в прошлом был осужден за изнасилование. 

Опрошенные, причем независимо от того, в насколько религиозной семье они выросли, чаще всего называли самым подозрительным атеиста. 

По мнению руководителя исследовательской группы Азима Шариффа, «Атеисты кажутся людям подозрительными: они не боятся Бога, и потому не вызывают доверия, поскольку не признают накладываемых Им нравственных обязательств». 

Такая подозрительность, как правило, необоснованна - американские атеисты, по большей части, это люди социально благополучные, белые, образованные, тырить бумажники им ни к чему.

Но недоверие - реальность, и американцы, которые решаются открыто признаться в своем атеизме, используют для обозначения этого решения термин coming out - буквально "выход из (чулана)", термин, который использовался (и используется до сих пор) в отношении гомосексуалистов, решившихся открыто заявить о своем образе жизни. 

Человек, в общем-то равнодушный к религии, в каком-нибудь небольшом американском городке просто не станет говорить о своем атеизме - зачем? Он не получит ничего, кроме косых взглядов. Образованные жители больших городов, которые будут показывать лучшие показатели на интеллектуальных тестах, это более терпимая к атеизму среда. На заводе, среди "синих воротничков" или в сельской местности, среди фермеров, человек просто не будет портить отношения с окружающими, заявляя о своем атеизме. Скорее в сего, ему ничего не сделают худого... Но кому охота, чтобы его (совершенно неосновательно) подозревали в воровстве кошельков?

А вот в академической среде быть атеистом нестрашно - и даже модно, хотя и не обязательно. Поэтому любой опрос покажет, что среди "синих воротничков", рабочего люда, особенно чернокожих, атеистов исчезающе мало, а вот в образованной среде - побольше. 

Это же положение непопулярного меньшинства вызывает и определённое поведение американских атеистов - которое с некоторых пор копируют и наши. Это поведение если и не угнетенного, то уж точно непопулярного меньшинства - не даром американские атеисты так обычно (хотя несколько неожиданно для нас) сравнивают себя с гомосексуалистами. Желание как-то компенсировать общественное неприятие и ободрить своих страдающих товарищей и приводит, нередко, к интонации закомплексованного подростка - а зато мы самые умные! Мы умные, а вы, веруны, тупые! Вот! 

На самом деле, вера едва ли прямо (или обратно) связана с интеллектом. В очах Божиих драгоценен и глубокий философ (которых было немало в истории христианства), и великий ученый (европейская наука создана христианами), и разнорабочий, и дворник, и пахарь - Бог не сноб, и Он не требует Себе интеллектуально изысканного общества. Любой человек может отозваться на Евангельский призыв покаянием и верой, и обрести жизнь вечную.