Предисловие

На модерации Отложенный

     Из глубины веков дошла до нас старинная пословица: «Всё хорошо в меру». Автор её неизвестен, да, в конце концов, и не имеет большого значения, кто он был. Важно другое – какой смысл он вкладывал в сиё изречение? Изначально можно так трактовать его: не употребляй лишнего, не желай лишнего – ничего хорошего не принесёт тебе оно. Но для того, чтобы употребить, надо сначала произвести, для того, чтобы желать, надо внушить себе иллюзию превосходства желаемого над тем достаточным, что уже есть, и всеми силами стремиться к нему, к его созданию, к его появлению на свет и получению. Кто сильно желает – готов платить, а спрос, как известно, рождает предложение. И в итоге истинный смысл некогда сказанного становится однозначен: «Не создай лишнего

     Так зачем создаём?..    

     В чём причина всех войн в истории? Те, кто мнит себя историками, в один голос закричат о воинственных амбициях правителей, склонности их к завоевательству. Это так, но… кто создаёт для утоления амбиций этих благодатную почву, кто громоподобно, тысячами голосов, поддерживает повелителя, воинственный клич которого возвещает о начале нового военного похода на чужие земли, жители которых зачастую не выказывают никаких враждебных намерений по отношению к завоевателям, кто первым хватается за оружие и бросается на того, кого господин его в качестве неприятеля указал? Даже будь вождь самым бесстрашным и искусным воином на планете – разве когда-нибудь пойдёт он воевать с тем, кого врагом объявил, в одиночку, не поддержанный народом своим? Любой король – ничто без своего королевства, и самый властный тиран и диктатор в мире никогда не сможет начать никакую войну, если вся нация едино скажет «нет» захватническим, кровавым планам его. Однако не происходит этого, более того – странное дело! – так часто добровольно облачаются ставшие ратниками его в доспехи и идут убивать себе подобных и грабить поселения их, зная, что могут и сами не вернуться обратно, однако подчиняются воле его, не противясь её воинственным устремлениям. Не противясь потому, что власть лишь подталкивает человека и слегка помогает ему в том, что он и сам хотел бы сделать – стать воином-завоевателем. Находится немало тех, кто хочет воевать – и правитель, по сути, лишь потакает желаниям таких. Разве исключительно силой, всегда только под страхом смертной казни гнал свои армии на покорение новых земель Александр Македонский, разве подневольно шли в военные походы орды Чингисхана, войска Наполеона Бонапарта, полчища Адольфа Гитлера?.. Но почему хотели и хотят они этого, чего не хватает им в мирной жизни их, в чём причина того, что любую кровавую бойню готовы поддержать они? Выходит, что только войной, напав и отняв у другого, способны чего-то добиться в жизни они? У всех войн разные причины, нередко каждый раз их несколько, но у всех, у всех до единой, есть одна общая - тот катализатор, та предтеча, без которой человечество, возможно, вообще никогда не узнало бы, что такое война, и вот именно о ней-то лояльные власти учёные мужи от истории дружно предпочитают умалчивать.

     А заключена она в следующем: когда одна нация увеличивается в численности своей настолько, что ей становится мало той территории, того жизненного пространства, которое она занимала до сих пор, начинает она захватывать территории других народов (либо же различные группировки её сталкиваются в борьбе за внутренние ресурсы, как в случаях гражданских войн). И когда случается такое – только кажется, что правитель ведёт в бой свои армии: на самом деле он лишь следует за теми, кто с воем и гиканьем бросается в атаку на чужие владения, предвкушая будущие грабёж и мародёрство. Жажда наживы гонит таких, наживы того, что столь трудно было бы заполучить им честным трудом у себя на родине – потому что теперь уже лишними, непристроенными стали они там. Как показывает история, ни низкая (что уж говорить о высокой!) плотность населения, ни обширность территорий и обилие природных богатств, как, например, в случае с Россией (казалось бы, всего вдоволь, живи и радуйся – ан нет, даже позиционирующая себя исторически чисто миролюбивой держава всё же пару раз да не удержалась от соблазна наложить лапу на чужие владения) не являются гарантами отсутствия перенаселённости: исключительно структура производительных сил, сложившаяся исторически, вбирающая в себя лишь нужных, неумолимо оставляет за бортом всех остальных – и рано или поздно встают многие из них под знамёна очередного крестового похода!.. Там, где один земледелец обрабатывает большое поле, ему ни к чему другие земли – собранного с этого поля урожая ему одному вполне хватит. Но что, если завтра на этом поле появится десятеро таких земледельцев? Поле не может дать больше, чем оно может дать, и кто-то неизбежно останется с пустой ложкой. Он будет на этом поле лишним и тогда, чтобы выжить, в поисках лучшей доли для себя, возьмётся он за меч и пойдёт войной на соседей, такие же поля обрабатывающих, чтобы отнять у них владения их, и даже против вчерашних соплеменников своих может оружие повернуть – теперь они враги его, поскольку занимают они то место под солнцем, которое он бы и себе с удовольствием присвоил. Ведь у каждого поля может быть только один обладатель…

     Война – удел лишних. Порождая таких вот лишних, общество вроде бы разумных людей выбирает ложный путь. Ущербный путь порабощения всего и вся и себе подобных, путь разрушения своей планеты и медленного, но верного убийства самого себя, путь хаоса во всём, которым мракобесы от власти пользуются безраздельно. И даже кровопролитные войны уже становятся не самым страшным спутником человечества.

     Так спросите себя: нужно ли было доводить до того, что нации так разрослись и погрязли в войнах за то, чего некогда хватало всем? И кто истинно виноват в разрастании таком?..