Раздел Каспия давно назрел?

Прикаспийские государства, уже много лет не могущие договориться о принципах раздела то ли моря, то ли озера, наращивают в регионе военно-морские силы. А российская Краснознаменная Каспийская флотилия (ККФ) пребывает в ожидании визита президента страны Владимира Путина и приведена в состояние повышенной готовности.

 Задача учений становится понятной, если вспомнить, что Путин должен проследовать вдоль береговой линии Дагестана в южном направлении, для чего данный маршрут нужно обезопасить разными средствами, включая РК «Бал». Дальность его поражения при использовании противокорабельной ракеты Х-35 составляет около 120 км.

 Но расчет делается не только на него. Корабли ККФ тоже имеют мощное вооружение. Например, поступивший в прошлом году на вооружение флотилии сторожевой корабль «Дагестан» оснащен дальнобойными крылатыми ракетами «Калибр-НК» с радиусом поражения морских и прибрежных целей до 300 км. Скорее всего, именно «Дагестан» станет головным в группе кораблей ККФ, которая будет сопровождать президента. Вероятно, войдут в нее и новейшие малые артиллерийские корабли «Астрахань» и «Волгодонск», спроектированные с применением «стеллс-технологий», что делает их малозаметными для радаров.

Каспий, как и раньше, остаётся в фокусе внимания мировых держав. Поиску компромисса в разделе моря между пятью прикаспийскими странами мешают интересы США, стремящихся сохранить за собой статус активного регионального игрока.

В определении правового статуса Каспийского моря пять прикаспийских стран никак не могут прийти к общему мнению по поводу отнесения его к озерам или морям. Если использовалось бы определение Конвенции ООН по морскому праву, то тогда на Каспии появились бы территориальные и нейтральные воды. Все, что находится в пределах территориальных вод, находилось бы под суверенитетом прибрежного государства. В этом случае у каждой страны появились бы 12-мильные территориальные воды и 200-мильные исключительные экономические зоны, определенные по методу срединной линии.

 Но для признания Каспия обычным морем не хватает естественного сообщения с Мировым океаном. Если же не признавать Каспий морем, а считать закрытым морем или озером, тогда режим использования акватории определялся бы соглашением прибрежных государств.

В таком случае акватория делится путем срединной линии - проведённая с севера на юг, она делит акваторию строго напополам, и до неё под прямым углом проводятся границы от точек выхода к побережью государственных границ прибрежных стран.

 Но прибрежные страны в споре вокруг разделения Каспия поддерживают разные точки зрения. Так, Туркмения и Иран продвигают вариант, по которому акватория разделяется на территориальное море размером не менее 12 морских миль, исключительную экономическую зону (35 миль), а также общее водное пространство. Тегеране предлагают равное распределение площади - по 20% каждой из стран, а Туркмения настаивает на более сложном способе - определение координат срединной линии методом равноудалённых точек, по широтам. Смысл заключается в том, что в этом случае ей достанутся некоторые спорные нефтегазовые месторождения, кроме того, граница будет проходить заметно ближе к берегам Азербайджана.

 Азербайджан предлагает погранично-озерный статус Каспия и считает необходимым его раздел среди прибрежных государств в соответствии с национальными секторами.

 Россия же выступает за определение границы территориальных вод в размере 12 или 24 миль и поддерживает идею «совместного владения» остальной частью акватории. В этот раздел входит и морское дно Каспия. Россия стремится решить проблему раздела акватории через договоренность с Казахстаном и Азербайджаном.

 Многие эксперты полагают, что поиск компромисса тормозят непрекращающиеся попытки ЕС и США влезть в схему. Эти двое стремятся закрепиться на Каспии, поскольку под его дном находятся богатейшие залежи углеводородов. Кроме того, Каспий во многих отношениях представляет собой ключ к огромному региону. Клубок взаимно исключающих интересов создаёт крайне неблагоприятный фон для переговоров.

Ситуация осложняется тем, что Иран не доверяет Азербайджану, который является геостратегическим партнером США в регионе, и опасается военных ударов американских сил с его территории.

 Все это отодвигает справедливый и равноправный раздел акватории Каспийского моря на неопределенный срок, что только на руку США.