Сладкая соль...

sladkaya-sol

В конце июля произошло событие, названное журналистами распадом «калийного ОПЕКа». Заявление генерального директора Уралкалия Владислава Баумгертнера о прекращении продаж калийных удобрений через БКК (Белорусскую калийную компанию) сравнивают cвыходом Саудовской Аравии изОПЕК. В результате данного заявления стоимость предприятий, занимающихся добычей калийной соли, упала на 20 миллиардов долларов США. Что же произошло, и кто в этом виноват?

Российская сторона в лице все того же руководителя Уралкалия обвинила белорусских партнеров и, конкретно, руководителя Беларуси Александра Лукашенко в том, что он их якобы вынудил к этому неожиданному для многих шагу.

Давайте попытаемся восстановить хронологию событий. В апреле 2005 годабыла создана БКК, которая объединила Уралкалий и Белкалий, договорившиеся о проведении единой политики в сфере ценообразования. Буквально за несколько лет БКК, контролировавшая около 40% рынка, смогла взвинтить цены с 250-400 долларов США до 850-1000 долларов СШАза тонну. Сейчас уже можно говорить о том, что это был пик процветания отрасли.

Однако в апреле 2011 года владелец Уралкалия Дмитрий Рыболовлев продал принадлежащие ему две трети акций данного предприятия за 5,32 миллиарда долларов США. Белорусская сторона в свою очередь отказалась продавать Белкалий дешевле 30 миллиардов долларов США, что не позволило найти покупателя. Откровенно говоря, Белкалий немного меньше Уралкалия, в связи с чем стоимость первого в 30 миллиардов долларов США выглядит завышенной в свете того, что две трети акций Уралкалия были оценены в чуть более 5 миллиардов долларов США. Но и цена контрольного пакета Уралкалия была явно занижена.

Давайте посчитаем, хотя бы примерно. По данным различных источников стоимость всей калийной отрасли упала на 20 миллиардов долларов или на 15%. На столько снизилась и стоимость акций Уралкалия. Соответственно, можно предположить, что стоимость остальных предприятий отрасли понизилась на меньшую величину. В итоге, по подсчетам, 100% калийной отрасли составляют не менее 133 миллиардов долларов США. Из них Уралкалий и Белкалий занимают примерно по 20% или около 26 миллиардов долларов США. То есть, Дмитрий Рыболовлев продал в 2011 году контрольный пакет Уралкалия по заниженной более чем в 3 раза цене.

Новыми владельцами Уралкалия стали Сулейман Керимов, получивший 25% акций, Александр Несис ‑17,7%, Филарет Гальчев‑15 % и Александр Мамут‑ 3,5 %. При этом Александр Несис вскоре продал свою часть акций Сулейману Керимову. Ответ на вопрос о фантастической «успешности» предпринимателя Керимова при желании очень легко найти в Интернете.

Сразу же после этого появились слухи о возможной продаже Белкалия. Однако, как уже отмечалось, из-за неуступчивости белорусских властей не удалось достичь договоренностей по цене сделки.

Как видно из проведенных выше подсчетов стоимость Белкалия была немного завышена, так что получить и белорусское предприятие по цене в 3 раза ниже рыночной стоимости у Сулеймана Керимова не получилось.

В это время, возможно под впечатлениями, навеянными итальянским телесериалом «Спрут», Сулейман Керимов решил, во что бы то ни стало, взять под свой контроль сферу калийных удобрений. Кстати, сериал «Спрут-4» (где ТаноКаридди берет под контроль банк) является своеобразным пособием для начинающих экономистов: как можно, обрушив рынок, скупить затем по дешевке контрольный пакет интересующего вас предприятия.

В 2012 году Уралкалий планомерно начал нарушать договоренности с Белкалием, согласно которым БКК являлась единственным трейдером, осуществляющим все продажи продукции обоих предприятий. Так, согласно собственному отчету Уралкалия, уже в прошлом году 78% сбыта велось через швейцарскую компанию «Уралкалийтрейдинг». Белорусская сторона была вынуждена адекватно реагировать на это, и 22 декабря 2012 года был подписан Указ Президента Республики Беларусь № 566, разрешивший Белкалию также заключать сделки через сторонних трейдеров.

Вот таким образом мы подошли к июлю 2013 года, когда Уралкалий расторг отношения с БКК, а Владислав Баумгертнер лицемерно обвинил Александра Лукашенко в срыве договоренностей. Да, отказ белорусской стороны от достигнутого в 2005 году соглашения был, но нынешнее руководство Уралкалия начало делать то же самое намного раньше.

К чему мы пришли в итоге? Снижение стоимости всей калийной сферы уже произошло. Однако, скорее всего, это только начало. Для получения полного контроля над этим рынком Сулейману Керимову необходимо продолжить снижение стоимости активов калийных компаний. Первые шаги для достижения этого уже делаются. Так руководство российского предприятия заявило о своем стремлениипродолжить снижение цен на калийные удобрения за счет увеличения объемов продаж. Откровенно говоря, Уралкалий имеет определенные преимущества перед другими компаниями на данном рынке, так как себестоимость добычи калийной соли на Урале минимальная среди всех основных конкурентов. Снижение цены до 250 долларов США за тонну сделает работу многих из них убыточной (и соответственно стоимость акций практически нулевой). Сам же Уралкалий практически не понесет убытков в связи с тем, что, благодаря имеющимся производственным мощностям, способен существенно нарастить объем сбыта.

БКК сыграла очень важную роль: она показала, что контролируя даже 40% рынка можно диктовать свои условия, существенно поднять цену и получить сверхприбыль. Поэтому, скорее всего, в ближайшее время калийную сферу ждут широкомасштабные ценовые войны, направленные на захват конкурентов Сулейманом Керимовым и теми, кто за ним стоит. Все-таки, для некоторых калийная соль кажется ох, какой сладкой.