Бесчинства советских войск во время ВОВ в Польше
<hr class="diff-hr"/>
Версия 18:17, 13 июня 2012
Массовые убийства в Пшишовице |
 Братская могила замученных советскими солдатами в селе Пшишовице |
Способ убийства: |
Расстрел
|
Место убийства: |
Пшишовице
|
Дата: |
26 января 1945 года - 28 января 1945 года
|
Нападавшие: |
Рабоче-крестьянская Красная армия
|
Убитые: |
~60-69
|
Оружие: |
Стрелковое оружие
|
Массовые убийства в Пшишовице в по мнению ряда исследователей в военные преступления, совершенные 27 января 1945 года солдатами Красной армии против мирных жителей села Пшишовице (польск. Przyszowice), гмина Гералтовице.
Содержание
- 1 Предыстория
- 2 Ход событий
- 3 Литература
- 4 Примечания
- 5 Ссылки
Предыстория
Село Пшишовице до 1922 года входило в состав Германии под названием Прейсвиц (нем. Preiswitz). В 1922 году по результатам Верхнесилезского плебесцита[1] было передано Польше и оказалось на польско-германской границе. После захвата Польши нацистами в 1939 году включено в состав административного округа Каттовиц[de] внутри Рейха, селу возвращено название Прейсвиц. Географическое положение села в 7 км к юго-востоку от Глейвица на пересечении железнодорожной ветки ГлейвицвЖоры и шоссе ГлейвицвМиколув предопределило его стратегическую важность.
В начале зимы 1944в45 гг. в селе были расклеены пропагандистские плакаты с надписью «Победа или большевизм» (нем. Sieg oder Bolschewismus), призванные воодушевить население Рейха на борьбу. В это время с востока уже началось наступление Красной Армии[2].
Во время войны жители Силезии, в том числе Прейсвица, подлежали мобилизации в германскую армию. Как раз в то время значительное их число находилось в отпуске. Когда вышел приказ всем отпускникам вернуться в части, многие из них, особенно местные жители, дезертировали[2].
Ход событий
После начала наступления советских войск, в январе 1945 года, Красная Армия прорвалась вперёд от линии реки Висла на Польскую территорию, которая была оккупирована нацистами. К концу января рассеянные силы Вермахта были отброшены на линию реки Одер, которая была на довоенной территории Третьего рейха. Между тем, нескольким немецким частям было приказано подготовить тактические контратаки, в особенности в районе Верхней Силезии, на польско-немецкой границе. 23 января Советские войска смогли захватить город Глейвиц, один из крупнейших промышленных центров области.
За несколько дней до подхода советских войск Прейсвиц остался без транспортного сообщения в перестали ходить автобусы в Глейвиц, Забже и Миколув. Около 9 часов утра 25 января местные жители заметили движение по шоссе в со стороны Миколува подъехали немецкие танки. Они направлялись в сторону Глейвица, но, выяснив, что город уже занят Красной Армией, остановились в селе. В это время вдоль железнодорожного полотна стали подходить отступающие немецкие части, выбитые из Глейвица и преследуемые советскими войсками. Около полудня завязался бой. Советские войска были остановлены и отброшены от Прейсвица. Им удалось войти в село лишь утром 27 января, после артиллерийского обстрела[2].
Несмотря на то, что в 9:30 в Прейсвице уже появились первые советские танки, немцы еще удерживали железнодорожный путепровод. Их танки были укрыты под ним, и продолжали оттуда контратаковать через окружающие село поля. Советские войска вели по ним артиллерийский огонь со стороны Глейвица, но ни один танк подбит не был. Этот бой однако длился недолго. Вскоре немцы капитулировали[2].
Во время боев за освобождение села Красная армия потеряла 101 человека и около 40 танков. В течение следующих двух дней войска освободителей убили ряд местных жителей. Несколько хат было подожжено, а в тех кто стал тушить огонь в стреляли.
Красноармейцы убили не менее 60[3] (по другим данным 69[4]) человек в возрасте от 10 дней до 78 лет. Среди убитых оказались и четверо скрывавшихся в селе узников Освенцима, которым удалось бежать во время марша смерти из Освенцима на территорию Рейха, в том числе итальянец и венгр. Они вышли навстречу Красной Армии приветствовать освободителей и были застрелены на месте[3]. Был убит и бывший польский военнослужащий, участник кампании 1939 года, освобожденный незадолго перед тем советскими войсками из немецкого лагеря военнопленных. Большинство жертв составляли мужчины призывного возраста, принятые красноармейцами за немцев. Однако, среди убитых была и семья Жогала в полном составе, включая женщин и детей, в том числе 10-дневный младенец. Дом семьи стоял на краю села, у самой границы[2]. Возле тела отца ребенка были обнаружены труп советского военнослужащего и топор[5]. Кроме того красноармейцы совершили массовые изнасилования жительниц села и сожгли несколько домов[4].
Одна из гипотез, призванных объяснить, почему советские солдаты пошли на убийство, исходит из того, что красноармейцы полагали, что находятся на территории Германии[6], а по мнению англ. Antony Beevor и англ. Luba Winogradow советское командование было достаточно безразлично к насилию в отношении населения вражеской страны[7]. Между тем, по мению полковника Ивана Басика, руководителя Института военной истории:
Было бы ханжеством отрицать, что случаи изнасилования, других видов жестокости на немецкой земле имели место. Но попытка, вслед за Геббельсом, представить Красную армию «ордой громил и мародеров» не соответствует исторической правде и кощунственна по отношению к памяти воинов-освободителей[8].
Польский институт национальной памяти квалифицирует этот поступок красноармейцев как преступление против человечности[9]. Подобные преступления были совершены красноармейцами и в Меховицах[источник не указан 421 день].
Комментарии