Штрихи к истории танка КВ

На модерации Отложенный
В статье немецкого издания Die Welt (за 18 марта 2013 г.) советский танк КВ-1 был описан как модель танка, которая "вооруженна устаревшей к тому времени пушкой", "уступала... американским танкам".
 

Повреждения на танке КВ-1

Семьдесят лет тому назад (с 5 июля по 23 августа 1943 г.), в эти дни завершалось самое большое в истории войн танковое сражение на «Курской дуге».  Тогда в битве схлестнулись самые большие армады танков Советской и Фашистской армий.  Это сражение завершившееся победой советских войск, и стало поворотным сражением в Второй мировой войне, когда от обороны наши войска перешли в наступление. В поисках информации об этом событии мне попался на глаза перевод статьи из немецкого издания Die Welt (за 18 марта 2013 г.) о том, как американцы тестировали советские танки в 1943 году.  В основном, в статье  говориться про танк Т-34, который, кстати, многими специалистами был признан лучшим танком той войны.

Однако, внимание в этой статье привлекло короткое высказывание о другом нашем танке КВ-1.  Американцам на тестирование дали два танка, средний Т-34 и тяжелый КВ-1.  Так вот, про КВ-1  в статье упомянуто в таких выражениях «Сверхтяжелым танком КВ-1 (вес 43,5 тонны), разработанным в 1938 году и вооруженным устаревшей к тому времени пушкой, американские эксперты, по всей видимости, особенно не занимались. Эта модель настолько уступала по своим качествам американским танкам, что сравнения были попросту неуместны».

Нужно сказать, что преимущества танка КВ-1 не ограничивались его эффективной защитой в виде сильной брони. В отличии от американских союзников, которые ставили на танки бензиновые двигатели, на нашем тяжелом танке КВ стоял дизельный двигатель (так же как и на Т-34), что для того времени было передовым новшеством. Известно, что дизельный двигатель имеет ряд существенных преимуществ перед бензиновым, так как он более приспособлен к нагрузкам, и что еще более важно, он не взрывается также разрушительно как бензиновый, в случае попадания снаряда.

Кроме того, КВ-1 был вооружён пушкой ЗИС-5 (76 мм) образца 1941 года, которую трудно назвать «устаревшей».

В статье Die Welt написано, что американцы посчитали броню наших танков «слишком мягкой».  Но, если броня жесткая, то попадая в нее, снаряд не просто пробивает броню, но и образует из разбитой брони множество осколков, которые наносят повреждение танкистам и оборудованию. Если броня как выразились наши американские союзники, мягкая, то количество осколков минимально, так как значительная часть такой брони, просто деформируется под воздействием удара.

На фотографии федерального архива Германии 1942 года, поврежденного противотанковыми снарядами танка КВ-1, можно посчитать более тридцати следов попадания снарядов в левый борт корпуса и башни. Судя по бороздам, стреляли под минимальным горизонтальным углом (то есть, положение наиболее благоприятно для стреляющего). Нужно сказать, что лобовая броня у КВ-1 была мощная и не пробивалась немецкими противотанковыми орудиями периода начала войны.  Борта танка являются более уязвимыми не только для КВ-1, но и для любого танка.  Если присмотреться, можно обратить внимание, что слева на фотографии видно несколько «застрявших» в броне снарядов. Один из них попал прямо в стык, между бортом, передней плитой и верхней плитой, так что верхняя плита несколько приподнялась от удара.  Думается, что эта фотография хорошо иллюстрирует, что танк КВ-1 имел хорошую броневую защиту, пробить которую, даже после многочисленных попаданий врагу не удавалось. А учитывая его вооружение 76-ти мм. противотанковое орудие, для своего времени этот танк был грозным оружием.

Возвращаясь к сравнению нашего КВ-1 с американским тяжелым танком, следует учесть, что первый массовый тяжелый танк у Америки, пошёл  в серию только в 1945 году, под самый конец войны. Наш же танк КВ-1 выпускался с 1940 по 1945 год. То есть на 1943 год (когда наши передали Т-34 и КВ-1 на тестирование, о чем пишется в статье) у Американской армии было несколько тяжелых танков (например 43 танка модели М6), устаревшей конструкции, которые по всем параметрам уступали нашим КВ.  

Выпущенный в 1945 году танк М26 «Першинг» имел бензиновый двигатель (сейчас, с учетом применения танков в боевых действиях, никто не ставит бензиновые двигатели на танки), 100-миллимитровое орудие, лобовую броню толщиной максимум 100 мм. С 1938 года советские конструкторы выпустили тяжелые танки: КВ-1, КВ-2, ИС-1 и ИС-2. Корректное сравнение американского тяжелого танка М26 «Першинг» можно делать с советским танком ИС-2, который выпускался с 1943 по 1945 год. Он имел дизельный двигатель, лобовая броня в максимуме 120 мм, пушка 122 мм. К тому же, конструкторы наверняка использовали боевой опыт предыдущих моделей, для улучшения конструкции танка и эффективности его использования. Боевое применение ИС-2 показало его эффективность.  Одним из недостатков танка являлась невысокая скорострельность орудия, однако, это компенсировалось мощью 122-ти миллиметровой пушки.

Писать о том, что конструкция советского тяжелого танка КВ-1 «уступала по своим качествам американским танкам», вот это действительно «неуместно», поскольку на 1943 год, у Америки просто не было такого танка, а появившийся в конце войны М 26 «Першинг», по многим параметрам уступал советским тяжелым танкам ИС-2. Кстати, сами американцы, сомневались к какой категории относить танк М26, и зачисляли его, то в категорию средних танков, то в категорию тяжелых.  Возможно, они тоже видели, что танк не дотягивает до «элиты» тяжелых танков. Оценивая высказывания о нашем танке КВ-1 в статье Die Welt, вспоминаются слова Л. Рона Хаббарда  «Многие хотят заставить вас поверить во что-то просто для того, чтобы добиться каких-то своих целей».  Кажется, что авторитетное немецкое издание Die Welt и его автор  преподнесли информацию несколько избирательно.  Возможно для того, чтобы заставить читателя поверить, что техника, которую создавали в СССР, на территории современной России, всегда была плохой.  Но это скорее пропаганда, чем подтверждаемая фактами информация.  И последствия такой пропаганды мы ощущаем тогда, когда кто-то ругает продукцию отечественного производителя.