СЕМЁН ФАРАДА: ЧТОБЫ ПОМНИЛИ.....
Как любой актер эпизода он завоевывал зрительскую любовь по крупинкам. Крошечные маленькие роли, реплики, взгляды, брошенные с экрана, сложились в образ большого и очень талантливого актера. И забыть этого актера никогда уже не получится. Он прорвался в знаменитые, конечно, благодаря кино. Комики почти не играют главных ролей...За 30 лет работы в кино любимый советскими зрителями актер снялся более чем в 70 фильмах. В числе самых известных его персонажей — герои картин "Формула любви", "Тот самый Мюнхгаузен", "Дом, который построил Свифт", "Убить дракона", "Гараж", "Мой друг Иван Лапшин"…
----------------------<cut>----------------------
Один из лучших комедийных актеров советского и российского кино, Семен Фарада родился 31 декабря 1933 года в Москве, в семье военнослужащего. Настоящая фамилия Семена Львовича – Фердман.
Отец Семена, адъютант главного маршала артиллерийских войск Лев Фердман, умер рано, и вся тяжесть воспитания детей (у Семена была сестра) легла на плечи мамы. Ей пришлось нелегко. Семен хотя и учился на «отлично», но был настоящим сорванцом. После окончания школы (с золотой медалью!) Семен хотел пойти по стопам отца и поступить в Бронетанковую академию имени Сталина. Но его мечте не суждено было осуществиться. Помимо хороших знаний, необходимо было обладать отличной физической подготовкой — иметь по легкой атлетике хотя бы второй разряд.Документы пришлось забрать. Огорченный юноша отнес их в первое, попавшееся по ходу трамвая, заведение. Им оказалось МВТУ имени Н.И.Баумана. Надо отметить, что по негласному распоряжению «сверху», в это престижное училище старались не принимать студентов с нерусской фамилией. Но Семен поступил. Правда, не без приключений. Сочинение на тему «Сталин — это мир во всем мире» юноша аккуратно списал со шпаргалки, но проверяющий забраковал сочинение, найдя в нем 11 несуществующих ошибок. Тогда мама Семена отправилась в Министерство образования и добилась пересмотра работы! Справедливость была восстановлена, юноше разрешили написать еще одно сочинение. Он получил «четверку» и поступил на энергомашиностроительный факультет... Но, надолго ли? Страсть к актерской и музыкальной самодеятельности сыграли с ним плохую шутку. Будучи отчисленным с третьего курса, он был призван на флот, где прослужил четыре года.

Впрочем, и здесь Фарада проявил свой артистический талант. Он возглавил эстрадную группу Краснознаменного Балтийского флота, которая состояла из него одного, и выступал в драматическом коллективе при Доме офицеров в Балтийске. В спектакле будущий актер играл маленькую роль матроса-анархиста. Для этой роли ему, единственному из балтийских моряков, военный комендант города письменно разрешил носить длинные волосы.
Из армии Семен Фарада вернулся с двумя рекомендательными письмами: к режиссеру Юрию Завадскому и Аркадию Райкину. Но, по настоянию мамы, в 1962 году он все же окончил МВТУ и до 1969 года работал инженером-механиком по котельным установкам в Министерстве энергетики и электрификации СССР. В свободное от работы время Семен Львович занимался в эстрадной студии-театре при МГУ "Наш дом", которым руководил Марк Розовский. На рубеже 1960-1970-х годов театр-студию закрыли, а Фараду по иронии судьбы пригласили работать в Москонцерт, где он стал дипломантом конкурса эстрадных артистов. Творческий путь актера в кино начался в 1967 году дебютом в фильме "Каникулы в каменном веке". В одной из картин — фильме Валерия Ахадова «Вперед, гвардейцы» — актер приобрел свой знаменитый псевдоним. Дело в том, что фильм снимался на таджикской киностудии, где актеру недвусмысленно дали понять, что фамилия Фердман не может быть в титрах. Так Семен Фердман стал Семеном Фарадой. Причем после изменения фамилии в паспорте он переделал и брачное свидетельство и метрики.Между прочим, многие ставят ударение в фамилии Семена Фарады на последний слог, тогда как сам актер утверждает, что это ошибка, и ударение должно приходиться на второй слог.


Ко всем виражам и причудам судьбы Семен относился философски. Он быстро привыкал к своей новой роли, будь то роль студенческая или военная. Неизменно во всех этих метаморфозах он находил что-то прекрасное, что-то уникальное, позволяющее ему, Семену, доблестно справляться с любыми невзгодами. Он никогда не унывал.
На первом же выступлении в составе артистов студии «Наш дом» Семен сорвал аплодисменты, схитрив. Зал принимал плохо. Семен вышел на сцену под продолжительный свист с галерки. Постоял, обвел всех взглядом и сказал: — После первого не выступаю. Кто-то снова свистнул. Фарада «вычислил» свистуна и, обращаясь к нему, говорит: — И после второго не выступаю. Свистун растерялся, по рядам прокатился смех... Весь монолог Фарады прошел на ура.
В любой ситуации он был счастлив. В эти же годы его впервые пригласили сниматься на телевидении. А началось все с детской передачи «АБВГДейка», где он играл самого себя — грустного клоуна Сеню. Ему понравилась идея Эдуарда Успенского через игры и шутки учить детей новым словам и правилам правописания. Но программа просуществовала не долго. Председатель Гостелерадио товарищ Лапин, как-то посмотрев один из выпусков, изрек нечто нецензурно критическое: "Где вы видели клоуна с таким носом? Я уже не говорю о фамилии". Нос загримировали, но война уже была объявлена и грустный клоун вскоре ушел из программы, хотя, дети его просто обожали.

В середине 1960-х Фарада поспорил с худруком «Нашего дома» Марком Розовским, что сможет на полном серьезе прочесть со сцены пафосное стихотворение Маяковского «О советском паспорте». «Сеня, ты что, это же такой хохот будет в зале!» — возразил Розовский. Фарада стоял на своем. Поспорили на ящик коньяка. В концерте Фарада с серьезным видом начал читать стих. Зал затих. Потом началось какое-то волнение. И наконец люди начали стонать от хохота. Фарада тут же ушел со сцены — ящик коньяка он проспорил.
Последующие годы странствий принесли Семену лишь несколько эпизодических ролей в кино. Однако то немногочисленное, что успел сыграть Фарада, было отмечено режиссером театра драмы и комедии на Таганке Юрием Любимовым, и в 1972 году он пригласил его к себе в штат.На сцене этого театра за три десятилетия актеру довелось сыграть во многих спектаклях, среди которых: «Мастер и Маргарита», «Обмен», «Добрый человек из Сезуана», «А зори здесь тихие...»…
Одной из лучших актерских работ Фарады считается спектакль «Пять рассказов Бабеля». К моменту поступления в Театр на Таганке Семен Фарада был уже дважды женат. Но оба те брака актер считает случайностью. Мария Полицеймако, потомственная актриса (ее отец – народный артист СССР Виталий Полицеймако, мама — известная ленинградская актриса Евгения Фиш), тоже побывала замужем и воспитывала сына от первого брака.
Как признается Семен Фарада, он настоял на том, чтобы Маша родила ему сына (до этого детей у него не было). После рождения Миши Семен Фарада и Мария Полицеймако поженились. Этот брак оказался долгим и счастливым.Миша вырос, взял фамилию мамы, окончил ГИТИС и стал актером РАМТа.
Настоящее открытие киноактера Семена Фарады состоялось в конце 70-х. В 1979 году вышли сразу две блистательные картины: комедия Эльдара Рязанова «Гараж», где актер сыграл музыканта-трубача, и кинопритча Марка Захарова «Тот самый Мюнхгаузен».
После этих фильмов предложения Семену Фараде посыпались как из рога изобилия. Главным образом режиссеры использовали комедийный талант актера. Он снялся в таких знаменитых картинах, как «Дом, который построил Свифт» и «Убить дракона» Марка Захарова, «Будьте моим мужем» Аллы Суриковой, «Предчувствие любви» Тофика Шахвердиева, «Чародеи» Константина Бромберга, «Миллион в брачной корзине» Всеволода Шиловского и других. Одной из самых удачных комедийных работ Семена Фарады является роль в иронической мелодраме Марка Захарова «Формула любви». А песня «Уно моменто», которую Фарада исполнял в этом фильме с Александром Абдуловым, стала на долгие годы настоящим киношлягером.
После оглушительного успеха фильма «Чародеи» на сочинском пляже Фараду замучила приставаниями незнакомая женщина. Она причитала: — Слюший, Реваз, пачему ти сбежаль? Пачему из камыссионка ушёль? Вот я в мылыция пожалуус! Женщину еле оттеснили от актера. Оказалось, что Фарада, блестяще исполнив в «Чародеях» гостя с юга, напомнил даме ее усатого жениха, который исчез перед самой свадьбой. После этого случая Фарада хотел даже в сердцах сбрить свои фирменные усы.

Сам актер самой лучшей своей ролью в кино считает доброго пожилого портного из трагикомедии Ифраима Севела «Попугай, говорящий на идиш», снятой в 1990 году.В начале 90-х ситуация в стране серьезно изменилась. В новых условиях стало сниматься много низкопробных фильмов. В некоторых таких картинах довелось участвовать и Семену Фараде. Среди них – «Русское чудо» и «Русский бизнес» Михаила Кокшенова. Позже Семен Львович признавался, что считает эти фильмы самым большим своим провалом. Его персонажи зачастую вообще лишены имен. Гость с Юга в «Чародеях». Тромбонист в «Гараже». Главнокомандующий в «Мюнхгаузене». Директор Навигацкой школы в «Гардемаринах». В его фильмографии можно найти такие роли, как Князь, Дирижер, Королевский врач, Милиционер, Губернатор, Парикмахер, Оператор, Бармен, Ресторатор, Мафиозо, Мрачный, Грузин; все эти персонажи прямо так и были обозначены в титрах. Как часто бывает в комедиях, принципиальными оказывались род занятий, должность, звание, национальность, даже выражение лица – но не имя. К тому же герои Фарады обычно проводили на экране около пяти минут и произносили с десяток реплик…

Фарада был вынужден рисовать быстрыми и смелыми штрихами – и достиг в этом мастерства, которое и отличает подлинно великих артистов эпизода. При его появлении на экране зритель не то чтобы сразу улыбался – но в душе мелькала какая-то искорка: вот сейчас будет очередной такой штрих, очередная комическая гримаса, очередная идеально выбранная интонация, которая надолго останется в памяти. Его начальники, раздутые от собственной важности и глупости, его обаятельные мошенники, его трогательные тихие маленькие люди могли идеально вписаться в фильм любого режиссера, в любой сценарий. И украшали даже шлачину вроде «Русского чуда», в которой он был вынужден сниматься в 90-е.
Это было в Турции 20 лет назад. Хозяева сети отелей показывали российским гостям свои владения, а потом усадили нашу делегацию за стол. Неожиданно из-за живой изгороди появилась красивая блондинка. Дама подбежала к отнюдь не юному усатому человеку и попросила автограф. «Чего это она?» — спросил у меня сосед-турок. «Просто это Семен Фарада. Наш известный актер». «Э, нет! — сказал турок. — Актеры не такие! Они высокие, красивые...»

В последние годы Семен Фарада отошел от работы. Причиной тому стала серьезная болезнь — порок сердца. Еще в 1988 году актеру сделали операцию на сердце, поставив искусственный клапан. Операция прошла успешно, и долгие годы Семен Львович чувствовал себя отлично и даже играл в футбол. Беда пришла в 2000 году. В июне умен близкий друг Семена Львовича Григорий Горин. На следующий день у Фарады произошел обширный инсульт, нарушилась речь. Актер прошел курс лечения в санатории, после чего начал передвигаться по квартире с тростью и разговаривать. Но испытания не закончились...
«Сеня устал терпеть боль»
— Сеня у меня второй муж, — вспоминает актриса Марина Полицеймако. — От первого брака есть сын Юра. Я его родила очень рано. А второго, Мишу, нашего с Сеней сына, — поздно, в 39 лет. Сеня был счастлив появлению на свет сыночка... Мы познакомились в театре. И полюбили друг друга.
В нашей семье Сеня всегда был заводилой. Жизнерадостный, веселый. Любил пошутить. Он человек с непростым характером. Жесткий, справедливый, категоричный, всегда общался одинаково уважительно и строго со всеми, будь то министр или вахтерша.
Сеня не был выпивохой. Но любил выпить, и это сказывалось на его сердце. В 1997 году ему посоветовали поставить в сердце клапан. Как я была против этого! Словно предчувствовала что-то нехорошее! Так и вышло. Он клапан поставил. Но выпивать продолжал. И ритм жизни не сбавил, много работал, хотя врачи его предостерегали. Потом у него умер друг Коля. Эту утрату принял близко к сердцу. Взволнованный, пошел на похороны, и ему стало плохо. Инсульт. После этого так все и пошло. Больница за больницей. Где он только не лежал. И в больнице при патриархии, и к профессорам мы обращались. И в Израиль предлагали поехать. Но как его в таком состоянии транспортировать? Я надеялась, что он будет ходить, но у него пошли проблемы с костями. Врачи говорили, что надо поставить протезы. А потом, когда уже протезы стояли, другие доктора говорили, что не надо было. Он терпел жуткую боль. Сколько он операций перенес, это просто ужас! У него бывали сильные приступы нервные — от отчаяния, наверное...
Спустя полтора года Семен Львович сломал шейку бедра. Невольной причиной увечья стал любимый пес Фарады — овчарка по имени Рик, которая случайно выбила из рук артиста палочку, с которой тот передвигался по квартире. Последовали три операции и... новый удар – второй инсульт.
За последние годы Семен Львович сменил 13 больниц. В это тяжелое для него время актера поддерживали его жена и многочисленные друзья — Владимир Ресин, Ефим Шифрин, Геннадий Хазанов, Дмитрий Харатьян, Юлий Ким, Юлий Гусман. Помогало Семену Львовичу и руководство театра, и бизнесмены (Геннадий Лазаревский и Богдан Масловец), и простые люди, которые помнили и любили его.
В середине июля 2009 года здоровье Семена Фарады опять ухудшилось. Актера госпитализировали в одну из клиник Москвы с диагнозом воспаление легких. Вечером 20 августа ослабленное сердце Семена Львовича не выдержало... Семён Львович Фарада ушел из жизни тихо, не привлекая к себе излишнего внимания. Добрый человек из Сезуана. Матрос, инженер, артист…Добрый,талантливый актёр,и очень жаль,что их ,того поколения,становиться всё меньше,но мы их любим и помним!
<pre><code>Ну, как смириться с этою бедой!? К его могиле возлагают розы… В Москве друзья простились с Фарадой. Он вызвал в первый раз не смех, а слёзы.</code></pre>
Комментарии
Комментарий удален модератором