В 1945-м Великобритания уступила Соединённым Штатам формальное лидерство в западном мире. Но при этом она смогла сберечь свою индивидуальность и отчасти – империю. Просто Лондон перевёл её в скрытую, сетевую форму, создав Британское Содружество наций.
Сегодня Лондон сохраняет колоссальное влияние на мировую политику благодаря таким чисто английским козырям, как финансы, прекрасная разведка и высокие гуманитарные технологии. Именно Англия стала одной из главных законодательниц мод в поп-музыке, дизайне, моде, кино и литературе – после победоносного шествия The Beatles и «Джеймса Бонда» британцы соблазнили весь мир своей массовой культурой. И именно лондонский Сити сохранил за собой роль главного центра глобальной финансовой системы, куда устремляются «элитарии всех стран» вместе со своими капиталами.
Собственно, величайшая заслуга Елизаветы II как раз и состоит в том, что она смогла более чем на полвека сохранить за Великобританией место в «высшей геополитической лиге», сделав закат Британской империи пусть и неминуемым, но воистину блистательным.
И во многом это удалось ей благодаря «ребрендингу» британской монархии – в годы её правления она стала модной, медийной и коммерчески привлекательной. Одна беда – то, что давало великолепный результат в краткосрочной перспективе, сейчас начинает оборачиваться против всей королевской фамилии.
Иногда приходится слышать, что монархия в Великобритании — это такая красивая виньетка, оставшаяся от средних веков. Это совершенно ошибочное впечатление. Британией управляет монарх и тайный совет. Далеко не все люди, которые туда входят, известны. Реально Британия управляется совсем не премьер-министром, так же как США управляются не президентом. И премьер-министры, и президенты — это нанятые клерки. В этом отношении монарх намного важнее, чем премьер-министр, прежний, нынешний или даже будущий.
Вообще, нужно понимать, что такое британская элита. Для неё общество — это примерно 2 тысячи семей, которые все между собой пятиюродные, четвероюродные, троюродные родственники. Именно это — общество. Ни одному британскому элитарию никогда в голову не придёт посчитать членом общества какого-нибудь докера, инженера или представителя среднего класса. Средний класс — это объект постоянных шуток британской элиты, причём не всегда добрых. Что-то вроде того: ой, люди среднего класса такие смешные, они так смешно одеваются, у них такая смешная мебель в домах.
Комментарии