Тридцать три милицейских процента
Министерство внутренних дел Беларуси в первом полугодии 2013 года провело опрос более 13 тысяч граждан. Согласно полученным данным, полное доверие белорусской милиции выразили 33 процента респондентов.
Государственное информационное агентство БЕЛТА распространило по этому поводу новость под заголовком «Более трети белорусов полностью доверяют органам внутренних дел».
Можно было, конечно, дать такую новость и под заголовком «Две трети белорусов в той или иной степени не доверяют органам внутренних дел». Но что возьмешь с пропагандистского БЕЛТА?..
Примерно за неделю до этой новости довелось, по чистой случайности, оказать содействие белорусской милиции.
Я не представляю, к счастью, официальные СМИ, которым еще до суда позволено обнародовать материалы предварительного расследования, как это было сделано в отношении нас, фигурантов «Площади-2010». Поэтому обойдусь при описании истории без фамилий причастных к ней людей – как-никак возбуждено уголовное дело и начато следствие.
В районном управлении внутренних дел, куда зашел сняться с учета в уголовно-исполнительной инспекции в связи с окончанием условного срока «за Площадь», ко мне обратился сотрудник милиции с просьбой побыть понятым при оперативно-розыскном мероприятии. При этом милиционер, не зная, кто я, и предвосхищая возможный отказ, несколько раз повторил: «Там минутное дело, распишитесь в бумагах – и все».
Согласившись, я оказался причастен к задержанию наркоторговца.
В кабинете – сцена из милицейского сериала. Молодого парня используют в качестве «подсадной утки». Оперативники выдают ему деньги для контрольной закупки наркотиков и диктофон для скрытной записи разговора с наркоторговцем. Мы, двое понятых, фиксируем в протоколе переданную сумму и номера купюр, а также маркировку диктофона. Расписываясь, еще раз подумал: раз дело связано с наркотиками, вряд ли все закончится для меня росписью понятого. Но милицейский «опер», поблагодарив за участие, снова заверил: «Не волнуйтесь, больше от Вас ничего не потребуется».
Я тоже сказал ему «до свидания» и пожелал поскорее нового Верховного Главнокомандующего. Я всегда так делаю, если случай сталкивает с людьми в погонах.
На следующий день – две, как обычно, новости. Хорошая: операция прошла успешно, наркоторговец задержан. Не без моего, заметьте, содействия – пусть теперь госпропаганда попробует сказать, что я не конструктивная оппозиция, а отморозок и пятая колонна. Плохая: «опер» меня обманул. Звонок из милиции уведомил, что по данному делу я являюсь уже не просто понятым, а свидетелем, в связи с чем необходимо явиться в РУВД для дачи показаний.
Чувствую, как понижается уровень моего доверия к органам внутренних дел и как я решительно выпадаю из тридцати трех процентов, но, естественно, в РУВД прихожу.
Следователем оказалась девушка-лейтенант. Записав мои показания, она честно предупредила: «Теперь ждите вызова в суд. В качестве свидетеля».
Перед тем, как пожелать ей поскорее нового Верховного Главнокомандующего (а я всегда так делаю, когда вижу человека в погонах), спрашиваю:
– Почему «опер» не сказал мне, что дело не ограничится одной лишь подписью?
Я нормальный гражданин, отец двоих детей-студентов, согласился бы помочь и так. Тем более, если дело касается «наркоты». Зачем было меня обманывать?
И девушка-лейтенант, без всяких соцопросов, точно охарактеризовала уровень доверия белорусов к родной милиции:
– Приходится так поступать. Вы даже не представляете себе, как неохотно люди сейчас откликаются на подобные просьбы...
Еще как представляю! И даже знаю, почему это происходит.
Когда колонну сторонников Некляева в день президентских выборов избили «неизвестные в черном», министр внутренних дел генерал Кулешов заявил, что нападавшие не были работниками милиции.
Через полгода в суде над нами офицеры-гаишники Поплевко и Игнатьев, преградившие путь колонне Некляева 19 декабря 2010 года, свидетельствовали, что нападавшие были сотрудниками МВД – у них, мол, на черной униформе была надпись «Милиция». Фактически разоблачая своего министра, Поплевко и Игнатьев сами врали: просмотр в судебном заседании видеосъемки избиения колонны на ул. Коллекторной показал, что никаких надписей и знаков принадлежности к МВД на одежде нападавших не было.
Врут, как видим, по-крупному. Что ж мне обижаться на мелкое вранье какого-то районного «опера» и удивляться, что две трети белорусов не доверяют органам внутренних дел?
Уже после того, как я стал «добровольным помощником милиции», в Бобруйске «неизвестные в штатском» похитили и вывезли в лес «на профилактику» несовершеннолетнюю дочь местного предпринимателя и гражданского активиста Вячеслава Шелега. Наверное, министр внутренних дел (уже другой) опять скажет, что лесные бандиты не были сотрудниками милиции.
В эти же дни «неизвестные в штатском» возле офиса кампании «Говори правду» напали на нашего активиста Виталия Василькова и насильно затолкали его в машину. Тут министр вынужден будет признать почерк своего ведомства, потому что задержанный получил в итоге 10 суток ареста за «неподчинение требованиям сотрудников милиции».
Можно еще вспомнить прошлогодние «хлопанья в ладоши», погром в кафе в Крупках, устроенный милицией в отношении ни в чем не повинных людей. Да много чего еще можно вспомнить...
Сейчас, когда в рамках подготовки «Народного референдума» мы анализируем предложения людей из разных регионов Беларуси о возможных вопросах будущего плебисцита, то видим, что тема восстановления справедливости между гражданином и государством, доверия граждан к государственным органам почти повсеместно попадает в топ-лист. Соревноваться с ней могут только безобразия, творящиеся в сфере образования и здравоохранения.
Люди полагают, что если референдуму быть, то хотя бы один из его вопросов должен обязать органы власти – чиновников, милицию, прокуратуру, суды, госбезопасность – действовать по закону и под контролем граждан.
МВД, само того не подозревая, уже провело свой мини-референдум. Его данные убедительно свидетельствуют о том, что у вопроса, связанного с деятельностью органов власти вообще и силовых структур в частности, есть большой шанс на успех.
Комментарии
Больше в милицию обращаться не буду...
Комментарий удален модератором
Но я о другом.
Года три назад сын соседей нашел флешку. Я посмотрел - милицейская. Немного почитал - матка боска, там только писанина и блатные и сю-сю песни. Отдали майору. Но содержание я себе скачал, кроме песенок. Я понимаю, что он - не мент, а бюрократ. Там даже дружина БРСМ с участковым должны составлять планы по дружинству. Их проверяют. Планы, планы...
Тот же парнишка нашел паспорт. Сами пытались найти - не нашли. И я сделал глупость - отдал его в милицию. Очень жалею - потаскали. В основном из-за того, что отдал в городской РОВД, а паспорт был районный.
Бюрократия страшная. Но простые менты - нормальные парни. Система на букву х
Между тем опыт реформирования МВД, и удачный опыт, есть в соседних государствах. К примеру, президент Михаил Саакашвили сумел не просто радикально обновить ведомство, а фактически создать его с нуля, до основания разрушив предыдущее.
Он начал с того, что уволил всех без исключения руководителей силовых структур, которые считались главной опорой его предшественника на президентском посту Эдуарда Шеварднадзе. Тот возглавлял МВД еще в 60-е годы в советской Грузии.
Первой структурой МВД, за которую взялся новый лидер Грузии, стала ГАИ. Выступив через несколько дней после президентских выборов по всем каналам национального телевидения, Саакашвили, по сути, предъявил гаишникам ультиматум: либо в недельный срок они перестают брать взятки и запугивать людей на дорогах, либо уволят всех без исключения.
Ровно через неделю по предложению президента парламент принял закон "О патрульной полиции", пишет Slon.ru. Новое ведомство объединило бывшую дорожную полицию и оперативную службу. Десятки тысяч полицейских были уволены из органов.
Для сотрудников новых "патрулей" были тысячами закуплены новые Volkswagen Passat, на которых они вполне успешно стали гоняться за преступниками на улицах. А расследованием преступлений занимались другие структуры МВД, где власти сохранили профессионалов, ужесточив контроль над их деятельностью.
Одновременно власти начали кампанию популяризации полиции. На улицах вывесили билборды с фотографиями улыбчивых "патрулей" обоего пола. Полицейских приглашали — на американский лад — в школы, чтобы те проводили уроки. Грузинские дети вместо преступников стали играть в полицейских, которые этих преступников ловят.
По всей Грузии отделения полиции переехали: часть — в фешенебельные виллы воров в законе, бежавших из страны после принятия законодательства по борьбе с организованной преступностью, а остальным государство построило новые здания.
Действительно, все новые отделения полиции, как и здание центрального аппарата МВД в Тбилиси, построены из стекла и бетона так, чтобы любой прохожий мог видеть, что происходит внутри.
Сейчас полиция в Грузии взяток не берет, констатирует портал. МВД пользуется доверием 87% граждан — сразу после грузинской православной церкви. А автомобильное движение, по всеобщему признанию автомобилистов и дальнобойщиков, несравнимо комфортнее, чем в других странах региона: грузовую, тем более легковую, машину патруль останавливает лишь в самом крайнем случае и только за нарушение дорожного движения. При этом проверять груз им категорически запрещено.
Новый глава МВД Вано Мерабишвили до этого назначения не имел никакого отношения к полиции — как и большинство его заместителей и начальников департаментов. Однако им удалось раскрыть многие "глухари" предыдущей эпохи, которые скапливались из-за нерешительности предыдущих милицейских властей.
Не случайно Мерабишвили считается ближайшим соратником президента и одним из его возможных преемников в 2013 году.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
есть золоьое правило: Ведь если Вас на улице облаяла собака, Вы же не становитесь на четвереньки,и не начинаете лаять в ответ.(с)
зы: ждемс очередное крэо от обиженного московского змагарка,ведущего диалог с самим собой)
там где он,тема банально превращается в склоки
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором