О птюхе. Баллада.

 

В августе 1971 года К-411 - стратегическая подводная лодка достигла точки Северный полюс. Эксклюзивность заключается в том, что она сделала это первой из ракетных подводных лодок, а не в том, что экипаж победителей в родной базе встречали жаренным поросёнком. Такова традиция Северного флота. Возможности советского аграрного сектора это позволяли. Не смеюсь. Северный флот - флот победителей. Поэтому спрос на молочных поросят велик.
  Понятно, что жаренный поросёнок не входил в ежедневный рацион подводника. Унылым перечислением потребляемых подводниками граммов и калорий я утомлять вас не буду. Покажу вам следующего командира К-411 ( первый на верхнем снимке второй справа ).

 Второй на нижнем снимке, понятно, справа.

    

     В одном из боевых походов 1976 года командир снимает пробу. Спешу сказать, что питались подводники, матросы и офицеры из одного котла. Кают-компании, естественно, разные. Ниже я вам покажу офицерскую кают-компанию стратегического подводного ракетоносца, а пока расскажу о птюхе.

 

      Не птахе, но птюхе. Название гамбургер, чизбургер и хот-дог прочно вошли в русский лексикон. О морском же подводницком бутерброде мало кто знает. А птюха, это не что иное, как бутерброд. Это основа жизнедеятельности моряка. Это его завтрак, который как известно, съешь сам. Итак.
       На берегу за столом для приёма пищи размещается десять моряков. В море - шесть. Рассказывать, для наглядности, буду о береговом варианте. В торце стола располагаются два бачка ( такие кастрюли без крышки ) с различными каждый день кашами. Сама редкая - перловая. Можно сказать - раритет. Рядом чайник с натуральным кофе с молоком. Далее - тарелки с вареньем или сгущённым молоком, копчёной или вялено-сырой колбасой, сыром, печеньем, маслом. На другом торце стола три булки ( кирпича ) белого хлеба.         Две булки разрезаются вдоль и поперёк и получаются восемь четвертей хлеба.

Половина третьей булки даёт ещё две четверти. Остальной хлеб нарезается обычными кусочками. Каждый из моряков берёт четвертину булки и приступает и изготовлению персональной птюхи. Для этого поливает хлеб вареньем или сгущёнкой. Намазывает его маслом, выкладывает мелко крошенным печеньем, выстилает сыром и венчает всё сооружение колбасой. Птюха готова. Высота сантиметров семь. Кружка горячего кофе во вторую руку и - к трапезе приступить.           За три года моей службы я ни разу не видел, чтобы кто-то ел на завтрак каши. Их бакланили бербазовцы ( это моряки не с кораблей ). А бакланили - ели.
         Птюха греет моряка до обеда. Обед, как и ужин, у подводников состоит из четырёх  блюд. Наиболее важным для понимания советского рациона является блюдо под названием нули. Это деликатесные сорта рыб, начиная с селёдки и заканчивая палтусом, различные копчёности, консервированные фрукты - отечественные и экзотические. Начинается обед ( строго в море ) со стакана сухого вина. Редко, правда, отечественного. Всё чаще болгарские и венгерские вина. Натуральные соки с мякотью и без заменяют любителям компот.
         Есть на подводном флоте и четвёртый приём пищи - так называемые чаи. Обильное количество великолепного чая скрашивается мёдом с печеньем и в утешение преподносится каждому моряку шоколадка и... вобла. Шоколадка в посылке отправится почтой младшей сестрёнке на гражданку, а вобла в чемодане поедет с подводником в дом отдыха, которого полагается одни сутки за каждые четверо, проведённых под водой. Служа на Северном флоте экипаж разъедется отдыхать на Балтику и Чёрное море, Подмосковье или отдохнёт у себя. Я же, показав вам обещанную кают-компанию, пробегусь воспоминаниями по другим сторонам жизни советского подводника.

            

Да, эта кают-компания не с К-411, но, уверяю вас, с такой же Азухи ( так ласково моряки зовут проект этих подводных крейсеров ).