Победа Маленкова

«Вот, простой человек, а насколько глубоко понимает задачи органов госбезопасности. А министр не в состоянии разобраться.»

Иосиф Сталин.3 июля 1951 года…отзыв о доносе М.Рюмина

4 июля 1951 года,правящая группа Маленкова и Берии нанесла последний и победоносный удар по министру госбезопасности

4 июля 1951 года Политбюро приняло постановление:

«Поручить Комиссии в составе тт. Маленкова (председатель), Берии, Шкирятова и Игнатьева проверить факты, изложенные в заявлении т. Рюмина и доложить о результатах Политбюро ЦК ВКП(б). Срок работы Комиссии 3–4 дня»

Способ оформления этого постановления дает основания для некоторых предположений.

В подлинном протоколе постановление было написано рукой Маленкова и не сопровождалось никакими отметками о голосовании.

Обычно это происходило в тех случаях, когда вопрос решался на встречах Сталина с его ближайшими соратниками. ….но поскольку 4 июля 1951 года в кремлевском кабинете Сталина никакие заседания не зафиксированы, можно предположить, что:

1.Данный документ подделка

2. Вопрос решался на сталинской даче и был принят единолично Сталиным безо всякого обсуждения с членами Политбюро.

Чего ранее никогда не было..

В рукописном варианте постановления, записанном Маленковым, не упоминался в качестве члена комиссии заведующий отделом партийных, профсоюзных и комсомольских органов ЦК ВКП(б) С. Д. Игнатьев.

Его фамилия была внесена секретарем в машинописный текст постановления с припиской:

«Исправление внесено по указанию т. Маленкова 5.VII».

ПОСЛЕДНЯЯ ВСТРЕЧА

Сталин принял в последний раз Абакумова в ночь на 5 июля 1951 года.

В 0 часов 30 минут кремлёвском кабинете вождя присутствовали Молотов, Булганин, Берия, Маленков, с 1 часа к ним присоединился Абакумов, а с 1 часа 40 минут — Рюмин.

Абакумов и Рюмин изложили своё видение ситуации….но приемущество было у Рюмина..

Ведь присутствующие—Маленков,Берия,Молотов и Булганин были врагами Абакумова….он причинил им много зла

Экстренное привлечение Игнатьева, который вскоре сменил Абакумова на посту министра, могло свидетельствовать как о том, что Сталин до последнего момента не определился с судьбой Абакумова, так и о том, что он оттягивал выбор нового министра.

ВЫВОДЫ ПАРТИЙНОЙ КОМИССИИ

В отведенные несколько дней комиссия Политбюро, опираясь на заявление Рюмина, провела допросы как самого Абакумова, так и его заместителей и начальников подразделений МГБ. В результате донос Рюмина был признан объективным.

11 июля 1951 года Политбюро приняло решение «О неблагополучном положении в Министерстве государственной безопасности СССР».

Обвинения против Абакумова были выдвинуты по нескольким пунктам.

1.Ему поставили в вину прекращение дела против врача Я. Г. Этингера, арестованного в ноябре 1950 года и признавшегося под пытками, что он «имел террористические намерения» и «практически принял все меры к тому, чтобы сократить жизнь» А. С. Щербакова, секретаря ЦК ВКП(б), умершего в 1945 году.

2.Абакумов, как говорилось в постановлении, «признал показания Этингера надуманными» и приказал прекратить следствие в этом направлении. Более того, в постановлении утверждалось, что Абакумов намеренно умертвил Этингера с целью пресечь следствие.

Абакумов приказал поместить больного Этингера в сырую и холодную камеру.

«Таким образом, погасив дело Этингера, т. Абакумов помешал ЦК выявить безусловно существующую законспирированную группу врачей, выполняющих задания иностранных агентов по террористической деятельности против руководителей партии и правительства»

3.Абакумов был обвинен в том, что скрыл от высшего руководства страны материалы следствия по делу Салиманова, бывшего заместителя генерального директора акционерного общества «ВИСМУТ», бежавшего к американцам, но арестованного в августе 1950 года в Германии,

4.Также по делу «еврейской антисоветской молодежной организации», арестованной в Москве в январе 1951 года, и готовившей террористические акты против руководителей Политбюро.

5.Абакумову поставили в вину нарушения в ведении следствия — составление фальсифицированных протоколов допросов и затягивание расследования дел сверх сроков, установленных законом.

СНЯТИЕ С ДОЛЖНОСТИ

В конце постановления о неблагополучном положении,выведен результат.

«На основании вышеизложенного ЦК ВКП(б) постановляет:

1. Снять т. Абакумова с работы министра государственной безопасности СССР как человека, совершившего преступления против партии и Советского государства, исключить из рядов ВКП(б) и передать его дело в суд.

2. Снять с занимаемых постов начальника следственной части по особо важным делам МГБ СССР т. Леонова и заместителя начальника следственной части т. Лихачева как способствовавших Абакумову обманывать партию и исключить их из партии.

3. Объявить выговор первому заместителю министра т. Огольцову и заместителю министра т. Питовранову за то, что они не проявили необходимой партийности и не сигнализировали ЦК ВКП(б) о неблагополучии в работе МГБ.

4. Обязать МГБ возобновить следствие по делу о террористической деятельности Этингера

5. Назначить члена комиссии Политбюро по проверке работы МГБ и заведующего отделом партийных и комсомольских органов ЦК ВКП(б) т. Игнатьева С. Д. представителем ЦК ВКП(б) в Министерстве государственной безопасности».

ПОСЛЕДСТВИЯ

Политбюро постановило снять Абакумова с работы министра государственной безопасности и передать его дело в суд

С. Д. Игнатьев был назначен представителем ЦК ВКП(б) в Министерстве государственной безопасности, что фактически предопределяло его последующее назначение новым министром.

13 июля это постановление было включено в закрытое письмо ЦК ВКП(б), предназначенное для рассылки руководителям местных партийных организаций (от республик до областей) и подразделений МГБ. В письме (помимо изложения постановления от 11 июля) содержался призыв к партийным руководителям «всемерно усилить свое внимание и помощь органам МГБ в их сложной и ответственной работе».

9 августа 1951 года Семён Игнатьев стал министром государственной безопасности СССР

ПЕРВЫЕ КАДРОВЫЕ ПЕРЕСТАНОВКИ

26 августа 1951 года, вскоре после назначения Игнатьева, было принято решение о необходимости иметь двух первых заместителей министра госбезопасности. Смысл этого решения становится понятнее, если учесть, кто конкретно был назначен на эти посты.

Равные права заместителей Игнатьева были вручены двум потенциальным соперникам — С. И. Огольцову, работавшему заместителем еще у Абакумова, а также близкому к Берии С. А. Гоглидзе. Оба они периодически перемещались из центра на местную работу, а затем возвращались в Москву.

О конфликтных отношениях свидетельствует также судьба этих руководителей МГБ после смерти Сталина.

Если Гоглидзе при поддержке Берии получил высокий пост в новом Министерстве внутренних дел, то Огольцов был арестован.

19 октября 1951 года заместителем министра и начальником следственной части по особо важным делам был назначен Рюмин.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

К власти в министерстве пришёл чекист в белых перчатках…как прозвали нового министра