Христианское имя — бесценное сокровище

 Так говорится в одном из песнопений церковных в честь и славу святителя Христова Николая. Победы тезоименитый, он и в самой вещи явился истинным победителем,побеждая благим злое, и прежде всего в самом себе победителем страстей, воюющих во удех наших. Глубоким смирением он попрал в себе свойственные падшему человеку самолюбие и гордость, воздержанием и постом победил любосластие и плотские похоти, самоотвержением и духовною нищетою попрал сребролюбие и всякое пристрастие к земному, молитвою и трезвением преодолевал уныние и леность, кротостию и незлобием обезоруживал всякую злобу и лукавство, горячею любовию к ближним попрал и искоренил зависть и недоброжелательство, неистощимым милосердием к несчастным сокрушил скупость и холодное безучастие к бедствующим.По имени его, тако и житие его.

И каждому из нас, братия, при самом появлении на свет, св. Церковь принесла в дар св. имя одного из праведников, торжествующих на небе, для того, конечно, чтобы по сему святому имени было и житие наше. Обращали-ль вы когда-либо должное внимание на этот драгоценный дар св. Церкви? Думали-ль о том, как важно и драгоценно для нас и чего требует от нас данное нам в св. крещении имя?

Подлинно драгоценно для нас это св. имя. Это первая собственность, которую приобретаем мы в мире, — собственность неотемлемая, которая одна прейдет вместе с нами в вечность. Ничем не отличает природа рождающегося на свет младенца, не отличает ничем и полагаемого во гроб мертвеца. Одна св. Церковь наречением христианского имени отличает и колыбель и могилу христианина. Под этим именем, как бы под некоею священною печатию, он живет и действует посреди миллионов подобных ему людей; под этим именем хранится память о нем в роды родов и творится воспоминание о нем в молитвах св. Церкви пред престолом Господним; с этим именем он явится и на небе, посреди собора небожителей. Наги мы приходим на свет, наги и выйдем отсюда. Ничего не приносим с собою в мир, ничего и не вынесем из мира. Сколько бы ни приобрели мы сокровищ в продолжение жизни, они все останутся здесь, по сию сторону гроба. Каких бы ни удостоились почетных титулов и отличий, они все останутся сверху земли, на памятнике надгробном. Одно небесное сокровище оправдающей благодати Божией, даруемое нам в крещении, вместе с христианским именем, пребудет нашим неотемлемым сокровищем на всю вечность, если не потеряем его сами. Одно высокое титло сынов Божиих, приобретенное нами туне, при самом вступлении в Церковь Христову, будет нашим вечным отличием, если не лишимся его по собственной вине. Уже по сему одному, христианское имя, даруемое нам св. Церковию, есть такое сокровище, драгоценнее которого нет ничего в мире и которое нам должно хранить с особенною осторожностию и вниманием.

Вспомните притом, какое это имя? Это — святое и прославленное Богом имя одного из тех блаженных небожителей, которые, окончив благочестно и богоугодно поприще земной жизни, преселились в небесные обители, где вместе с св. ангелами выну видят лице Отца небесного. Нарицая нас таким именем, св. Церковь вводит нас не только в общество верующих во Христа, причисляя к лику чад Божиих, но и в Церковь первородных, написанных на небесех, в светлое и светоносное общество духов праведников совершенных. Отселе весь неисчислимый собор святых Божиих, стоящих пред престолом Божиим на небе, становится нашими братиями и сродниками, нашими присными и друзьями, нашими покровителями и заступниками, нашими предстателями и ходатаями пред престолом Отца небесного. За дорогое ценят люди украшаться именем, прославленным в бытописаниях человеческих, унаследованным от предков именитых и славных; но может ли быть имя славнее того, которое прославлено Самим Богом и вписано в книге живота вечного, — имя пророка или апостола, исповедника или мученика, святителя или преподобного? Настанет время, когда все бытописания человеческие, со всеми прославленными в них именами, исчезнут навсегда, — останутся одна книга живота вечного и вписанные в ней святые имена избранных и друзей Божиих.

За счастие почитается в свете быть в связи с кругом людей великих и славных в общественном мнении, знаменитых происхождением рода, сильных богатством или властию; не высшее ли счастие быть в союзе и общении с целым миром духов праведников совершенных, с собором избранных и друзей Божиих, с которыми соединяет нас Церковь наречением имени одного из них? Настанет час, когда все наши земные связи пресекутся рукою смерти, когда никакое покровительство сильных земли нисколько не поможет нам.

Один союз веры и любви во Христе Иисусе пребудет вечным, одно мощное заступление и ходатайство избранных и друзей Божиих может оказать нам действительную помощь и после нашей смерти, на самом суде Христовом. Счастливым почитают человека, который имеет искреннего, нелицемерного друга, мудрого и прозорливого советника и наставника, верного и опытного руководителя в жизни; во сколько же счастливее мы все под благодатным покровом св. Церкви, которая каждому из нас дарует в соименном нам святом такого друга, которого любовь и дружба не оставит нас ни в настоящей жизни ни по смерти, — такого наставника и руководителя, который премудрее и опытнее всех мудрых земли?

В этом-то и состоит, братия мои, особенное преимущество нашего христианского имени, что с наречением его св. Церковь соединяет нас родственным, приискренним союзом с соименным нам святым угодником Божиим, вручает нас его ближайшему надзору, хранению и руководству, подобно как в семействах благоустроенных — чад юнейших поручают надзору и попечению старейших и опытнейших. С того времени соименный нам угодник Божий приемлет нас под свое особенное попечение и покровительство, становится нашим хранителем и защитником, наставником и руководителем, помощником в трудах наших, ходатаем нашим пред Богом и ближайшим для нас примером христианской жизни. Опытнейшего наставника, лучшего помощника, благонадежнейшего руководителя, могущественнейшего ходатая, безопаснейшего примера для своей жизни мы не могли бы найти нигде, как на небе. С неба гораздо виднее все, что происходит на земле, и потому небесный руководитель ошибаться не может: нам должно с полною доверенностию предаться его водительству, стараться быть достойными его благих советов и наставлений, с благоговением прислушиваться к его вещаниям в своей совести и сердце. Помощник, облеченный силою Божиею, благонадежен: нам должно с твердым упованием притекать к его заступлению и просить его помощи. Ходатайство праведного много может и на земле, когда и сам праведник обложен еще немощию плоти; тем могущественнее оно на небе, когда он приял от Господа честь и славу предстоять пред престолом Божиим и беседовать с Господом лицем к лицу. Пример святого, достигшего уже блаженства на небе, неложен: ему должно последовать неуклонно, он верно приведет туда, где сам. Для сего-то и нужно каждому из нас изучать тщательно житие святого, которого имя на себе носим, непрестанно иметь его пред собою, как зеркало, чтобы, всматриваясь в него, поверять по нему собственную жизнь свою, чтобы, подражая ему в делах благочестия и добродетели, усвоить себе, мало по малу, его богоподобные свойства, сблизиться и сродниться с ним духом и сердцем своим, чтобы явиться достойным водвориться некогда вместе с ним в небесных обителях царствия Божия.

Но эти высокие преимущества, которые даруются нам с наречением святого имени христианского, требуют, братия мои, и от нас крайней осторожности и бдительности над собою, чтобы сохранить святое имя свое чистым и непорочным, чтобы не запятналось оно безславием греха и безчестием постыдных дел, чтобы прославленное Богом имя праведника не хулилось во языцех нашею порочною жизнию. И в человеческих обществах человек, опорочивший благородное имя низкими и безчестными поступками, лишается всех прав и изгоняется из общества; тем паче лишен будет благодати и славы Божией и изгнан во тьму кромешную, кто опорочит святое имя своего небесного покровителя грехами и беззакониями. И на земле нередко даже родной отец отвергает своего сына, который порочною жизнию и безчестными делами уничижает честь своего рода, безчестит доброе имя своих родителей и предков; отвергнется и от нас и не примет нас в свои вечные кровы небесный покровитель наш, если мы своею неблагоговейною, нечестивою и беззаконною жизнию опорочим его святое имя, прославленное Богом на земле и на небе. Так, грехи и неправды наши могут лишить нас всех преимуществ и чести, которых удостоились мы туне с наречением нам святого и прославленного Богом имени христианского, и подвергнуть нас тяжкому осуждению на страшном суде Христовом. Горе нам, если на небе не узнают нас под тем именем, которым нарекла нас св. Церковь! А не узнают, если о том не засвидетельствуют дела наши: кийждо бо от своих дел или прославится, или постыдится. Аминь.

 

Архиеп. Димитрий Муретов († 1883 г.) 

Источник: Полное собрание проповедей Димитрия, Архиепископа Херсонского и Одесского. Том второй: Слова и Беседы на дни Богородичные и Святых. — М.: Типография Ф. К. Иогансон, 1889. — С. 475-480.