История с травой

Влиятельный и старейший английский медицинский журнал Lancet в марте 2007 года опубликовал новую классификацию наркотических веществ по степени их вредности. Список составлялся на основе опроса группы врачей, которые занимаются лечением наркотической зависимости, а также фармакологов, социологов, юристов и прочих.

 Получившаяся шкала вредности учитывала сразу несколько факторов, в том числе вред, наносимый приемом препаратов личному и общественному здоровью, степень физической и психологической зависимости и т.д. Результат не стал сюрпризом для специалистов, хоть он может вызвать удивление у обывателя.

 Первую строчку в рейтинге вреда по праву занял героин, второе место в списке специалистами было отведено кокаину. Третье заняли барбитураты. За ними следует так называемый уличный метадон — самодельный аналог метадона, который в одних странах используется для лечения героиновой зависимости, а в других внесен в список запрещенных препаратов, поскольку сам вызывает физическую зависимость.

 Чудеса для обывателя начинаются с пятой строчки — на ней врачи разместили алкоголь, тот самый, который без особых ограничений продается в магазинах по всему миру, исключая некоторые мусульманские страны, и обычно считается менее вредным веществом, чем ЛСД, экстези и марихуана.

 С марихуаной в списке получилось как-то неудобно — она не попала в первую десятку вредных веществ (ей отвели 11-е место), в отличие от табака, занявшего непочетное девятое место. Впрочем, ЛСД (14-я строчка) и экстези (18-я) в этом отношении тоже «не повезло».

 1. Пропаганда наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, то есть деятельность физических или юридических лиц, направленная на распространение сведений о способах, методах разработки, изготовления и использования, местах приобретения наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, а также производство и распространение книжной продукции, продукции средств массовой информации, распространение в компьютерных сетях указанных сведений или совершение иных действий в этих целях запрещаются.

2. Запрещается пропаганда каких-либо преимуществ использования отдельных наркотических средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров, а равно пропаганда использования в медицинских целях наркотических средств, психотропных веществ, подавляющих волю человека либо отрицательно влияющих на состояние его психического или физического здоровья.

Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах». Ст. 46, ч. 1—2

Специалисты по борьбе с наркоманией говорят о том, что истинное число наркоманов в большинстве стран мира в 9-10 раз выше числа наркоманов выявленных. 
Если говорить о той тенденции, которая связана с изменением числа наркозависимых лиц в России, то тенденция эта выглядит пугающе. Поистине феноменальный скачок числа наркоманов в нашей стране пришёлся на последние 10-12 лет. Если в 2001 году Министерство здравоохранения говорило о 369 тысячах наркозависимых (3,4-3,7 миллиона, вспоминая о соотношении числа выявленных и реальных наркоманов), то в 2007 году на учёте уже состояло более 530 тысяч человек (умножая на 10, получаем число реальных наркозависимых россиян).

За последние 5-6 лет рост продолжался, причём ещё более внушительными темпами. В частности, глава ФСКН Виктор Иванов, а также академик РАМН Татьяна Дмитриева заявляют, что на конец прошлого – начало этого года реальное число наркоманов в России составило порядка 9 миллионов человек. Другими словами за 12 лет рост числа наркозависимых граждан России был почти трёхкратным. Это ужасающие цифры, которые говорят о том, что система борьбы с оборотом наркотиков и наркоманией как таковой является в нашей стране неэффективной. 
Статистические данные, касающиеся исследования возрастных параметров наркомании, говорят о том, что сегодня в России наибольшее число граждан, употребляющих те или иные наркотики, относится к возрастной группе 16-30 лет (60%), 20% наркоманов – лица, не достигшие 16-летнего возраста. Ещё 20% – люди, которые, употребляя наркотики, смогли дожить до 30 и более лет. При этом с каждым годом в России растёт число наркозависимых представительниц слабого пола. Эти данные лишний раз подтверждают тот факт, что наркомания наносит сокрушительный удар по молодёжи, выкашивает людей в репродуктивном возрасте – тех, кто, будучи здоровым, мог бы создать семью, родить и воспитать здоровых детей. 

 Если верить представителям Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков, то Российская Федерация сегодня входит в печальную тройку лидеров по числу наркозависимых граждан в процентном соотношении. Первое место принадлежит (по данным ФСКН) Афганистану, второе (честно говоря, неожиданно) – Ирану. Всемирная организация здравоохранения абсолютными лидерами по числу лиц, больных наркоманией, называет Соединённые Штаты Америки и Российскую Федерацию. При этом в США высочайшие показатели в мире по числу употребляющих кокаин, в России – героин. 

С тем, какая именно страна находится на мировом пике по числу употребляющих наркотики, спорить можно очень долго, но в то же время странно было бы говорить о том, что и ФСКН, и ВОЗ представляют ложные данные о России.

Проблема наркомании в нашей стране есть, и не замечать её просто глупо. Однако если обращать внимание на деятельность правоохранительных органов, то складывается такое впечатление, что они-то как раз замечают, как минимум, не всегда… 
Изредка правоохранители (особенно перед объективами телекамер центральных телекомпаний) проводят рейды, которые обставляются по всем правилам шоу: люди в масках, автомобили со спецсигналами, штурм дома, в котором проводится фасовка и распределение наркотических средства. Шум-гам, слёзы, причитания - в общем, целый спектакль. Однако после окончания такого антинаркотического рейда хозяева домов-наркокладовых снова возвращаются к своей привычной деятельности, как ни в чём не бывало. Будто бы и не увозили их в полицейских «бобиках» или «воронках»…
Естественно, такие повороты событий у людей вызывают настоящее негодование. Сознавая то, что региональные правоохранители могут быть связаны с контролем наркотрафика, общественность готова идти на самые радикальные меры, причём по всей стране, а не только в отдельно взятом регионе. 

Россия борется с наркотиками, наркотики борются с Россией


Россия борется с наркотиками, наркотики борются с Россией


Одним из проявлений радикальных мер является деятельность такой организации как «МАС» (Молодёжный антинаркотический спецназ). В Рунете можно найти десятки различных роликов, посвящённых тому, как представители этого объединения проводят акции против торговцев так называемыми спайсами, которые, в принципе, можно считать чуть ли не легализованными наркотиками в нашей стране. Суть акций сводится чаще всего к тому, что группа молодых людей выбирает одного или двух человек, не достигших совершеннолетия, которые осуществляют контрольную закупку спайсов либо в табачном ларьке, либо в машине драгдилера. Как только товар куплен, на ларёк (автомобиль) налетают несколько человек из «МАС», которые вытаскивают наружу продавца, обливают его голову краской, а в месте его торговли выбивают стёкла, а затем авто или киоск переворачивают, прикрепляя на бок наклейку «Здесь безнаказанно убивают ваших детей» или «Я свободно торгую наркотиками». После акции молодые люди (а это чаще всего школьники или студенты) также быстро разбегаются с места событий, сжигая пакетики со спайсами. Для кого-то – это своеобразный вариант «Зарницы», развлечения, а для кого-то – реальное желание противостоять распространению наркоугрозы в стране. Кто-то совмещает… 
При этом, несмотря на достаточно экстравагантный способ наказания наркодилеров, который переступает черту уголовного законодательства, многие прохожие поддерживают представителей МАС. Главный аргумент: если правоохранители стараются не замечать того, что происходит у них под носом, и как молодёжь с новой силой превращают в наркоманов, то кто-то же это должен замечать и противостоять угрозе.
Несмотря на поддержку со стороны народа в официальной группе «МАС» в одной из соцсетей в течение последнего времени висит объявление, что организация прекращает участвовать в акциях, которые были описаны выше. Однако идею «МАС» подхватили другие. Сегодня своеобразные производные Молодёжного антинаркотического спецназа действуют в разных регионах России и ведут свою борьбу против распространения наркотиков в России и против продолжения увеличения числа наркозависимых людей. 
Сегодня ФСКН заявляет о том, что в службе есть программа, по которой к 2020 году число наркозависимых людей в нашей стране должно снизиться, ни много ни мало, в 30 раз. Число более чем внушительное, но каким же образом специалисты ФСКН планируют к нему идти? Ответ представителей службы таков – выдавать гранты тем организациям, которые занимаются реабилитацией наркоманов с последующим их ориентированием на жизнь в обществе без наркотиков. 
 Всё вроде бы хорошо, но вот только смущает, что ФСКН для реализации этой программы просит аж 150 миллиардов рублей. Нет – денег на реабилитацию наркозависимых никто не собирается жалеть, но только, памятуя о возможной коррупционной составляющей, стоит задаться вопросом: а кто будет контролировать сам Госнаркоконтроль; то, кому будут направляться эти гранты? Не найдётся ли у ФСКН своего «Оборонсервиса» с подставными структурами? Или поверить на слово, что число наркоманов уменьшится многократно, перечислив деньги на счета?.. Может быть, для начала пусть те упомянутые реабилитационные организации представят реальные результаты по снижению числа наркозависимых, а потом их за активную работу можно и многими миллионами премировать. Или у нас в стране всегда все выделенные из бюджета средства идут исключительно на реализацию намеченных планов, и авторские опасения здесь беспочвенны?..

Верить ли мифам — вопрос привычки.