Cемён Денисович Игнатьев

После отстранения В.Абакумова от должности министра ГБ,на лубянке появился постоянный представитель ЦК.

Через короткое время он стал министром государственной безопасности СССР.

Звали его Семён Денисович Игнатьев.

ИЗ ЧЕКИСТЫ В ПРОФСОЮЗНЫЕ ДЕЯТЕЛИ

Игнатьев с семьей перебрался с Украины в Среднюю Азию еще до начала первой мировой войны. Шло бурное освоение окраин империи, и рукастых мужиков из центральных губерний страны заманивали длинным рублем в восточные и южные тмутаракани.

Столкновение с абсолютно новой и незнакомой цивилизацией произвело на маленького Семена неизгладимое впечатление. Но началась война, отца, очевидно, призвали в армию, и десятилетний Семен в 1914 году начал работать на хлопкоочистительной фабрике в Термезе.

Участвовать в противоправительственной деятельности он не мог по малолетству и потому вскоре легко прошел строгую жандармскую проверку и был принят учеником в железнодорожные мастерские. Там же после революции вступил в комсомол, а в 1919-м стал комсоргом.

Весь дальнейший путь Игнатьева был вполне типичен для комсомольца 20-х. Он служил в политотделе Бухарского фронта, затем в военном отделе Всебухарской ЧК. ,—

Рссказывал бывший зампред Совета министров СССР Зия Нуриев, работавший с Игнатьевым в 40-50-е годы:

"Семен Денисович в разговорах был аккуратен до дотошности О себе не говорил почти ничего. О юности, помню, только один раз упоминал, что в ЧК работал совсем недолго, а потом перешел в милицию".

Однако борьба Игнатьева с уголовной преступностью продлилась менее года.

И в 1922 году он оказался на аппаратной работе в комсомоле, а затем в профсоюзах. За девять лет работы в Узбекистане и Киргизии Игнатьев сумел не свалиться ни в какой партийный уклон и без потерь пережил все чистки рядов ВКП(б).

И Игнатьев поступил в Московскую промакадемию. Своей специальностью он выбрал новейшее в то время авиационное производство. Но стать директором авиазавода ему так и не довелось.

ПОЛНАЯ ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ АБАКУМОВУ

Новый министр был полной противоположностью своему предшественнику.

Абакумов был высокомерен, любил роскошь,был публичной личностью и пользовался служебным положением в личных целях.

Игнатьев наоборот—был скромен и никогда не стремился выделятся из толпы..он не устраивал роскошные вечеринки и не любил еврейскую интилегенцию

По воспоминаниям очевидцев он никогда не пил…

ПУТЬ НА ВЕРХ

В 1935 году Игнатьева утвердили инструктором ЦК ВКП(б). Два года спустя его по рекомендации ЦК избрали одновременно первым секретарем Бурят-Монгольского обкома.

От других руководителей автономных республик Игнатьев отличался неподдельным интересом к монгольской культуре и тем, что пестовал и продвигал национальные кадры.


А в 1943 году его перебросили на руководство куда более важным регионом — Башкирской АССР.

ПОСЛЕ ВОЙНЫ

В 1947 году Семена Игнатьева убрали из Башкирии и отправили рулить Белоруссией, а через два года назначили секретарем среднеазиатского бюро ЦК и уполномоченным ЦК по Узбекской ССР. Игнатьев прибыл в Ташкент с целой свитой в несколько десятков человек и за короткое время настрочил записку, а по существу ложный донос о положении дел в сфере культуры, искусства и науки Узбекистана.

Бездоказательно обвинил во враждебной антипартийной и антигосударственной деятельности несколько десятков заслуженных людей. Это обвинение могло привести к громкому делу, а Игнатьеву очень хотелось проявить себя разоблачением врагов народа.

По воспоминаниям бывшего первого секретаря ЦК компартии Узбекистана Нуритддина Мухитдинова, а тогда - секретаря по идеологии, ему пришлось пробиваться на прием к тому же Маленкову и объяснять подоплеку грязной клеветы.

Маленков разобравшись в ситуации понял что обвиняемые лица невиновны…

В итоге бюро ЦК по Узбекистану ликвидировали, а Игнатьева убрали и из Ташкента.

СТОРОННИК ЖЁСТКИХ МЕР

Став главой МГБ он решительно принялся за искоринение антисоветских элементов в ведомстве.

Бывшие руководители сами оказались в лефортово…Абакумов и около сорока чекистов близко с ним общавщихся были подведены под следствие.

Игнатьев как считается сделал пытки типичной мерой следствия,в том числе и против чекистов

ДЕЯНИЯ

Нарком требовал от подчиненных «снять белые печатки», «бить и пытать» арестованных…. И заплечных дел мастера старались вовсю…

Новоиспеченный министр МГБ вынашивал то одну, то другую бредовые идеи, типа убийства бывшего премьера временного правительства России Александра Керенского, или престарелых лидеров меньшевиков, живущих в эмиграции. Естественно, вздорные предложения руководством страны отвергались.

Но именно Игнатьеву удалось раздуть позорные во всех отношениях «Дело врачей» и «Мингрельское дело» в Грузии….

Пострадал от Игнатьева в этой компании и его предшественник в Башкирии Семен Задионченко. Так удивительно пересекались людские судьбы. Фактически гонения на Семена Борисовича прекратились только в «послехрущевское» время.

Была ещё одна очень неприглядная сторона в деятельности бывшего первого секретаря обкома партии БАССР.

В ведении Игнатьева, в бытность министра госбезопасности, в его непосредственном подчинении находилась та самая «Лаборатория-х» по производству ядов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Новый министр начал методичный разгром органов госбезопасности….что стало часть плана Сталина по демократизации общества