О русском народе – 4. Идея – совесть

 

Евгений Ихлов вспомнил недавно андреевского Жругра. Так называл историософ Даниил Андреев демона российского государства. Обращаю внимание – не народа, а государства.

Главная мысль Ихлова уже давно слышна со всех сторон: что, дескать, занемог старик Жругр и вот-вот отдаст богу душу. Этого боялся Солженицын, к этому призывает Стомахин, торопят такой ход событий и русские националисты-сепаратисты, мечтающие отделить русских от России. Не отстают от остальных и либералы-антиимперцы. Добьем, дескать, гадину.

Что касается гадины, то с этим не поспоришь: Жругр и раньше редко бывал симпатичным, а сегодня выглядит уж совсем неприглядно. Спасибо еще, что когти-клыки у него подзатупились. Но запах!..  Здоровые так не пахнут.

В самом деле, у чуть ли не четвертованного в 91-м году Жругра, некоторые члены которого и сегодня соединены железными скрепами, дела обстоят неважно: того гляди рассыпется. Да и как ему не рассыпаться, когда ксенофобия рвет его на части, а ксенофобии этой с каждым днем становится все больше. И уже даже люди, претендующие на интеллигентность, перестают считать ксенофобию чем-то постыдным, и едва ли ей не бравируют. Прогрессивную общественность зовут объединиться вокруг националиста, и это тоже никого не смущает – объединяются.

Впрочем, гадать о судьбе нашего Жругра я не берусь – здесь и без меня пророков хватает. Я же хочу напомнить о двух других персонажах Даниила Андреева: демиурге русского народа Яросвете и народной душе Навне.

В отличии от персонификации русского государства Жругра, Яросвет – персонификация русского народа, можно сказать, русский бог. Яросвет работает вместе с богами других народов над воплощением замысла о человечестве, суть которого точнее всего передает слово «оБожение».

Навна же – персонификация светлой стороны души русского народа. Освобождении Навны из плена, где она находится у темных сил народной души,  – цель русской истории.  

Пока же эта цель не достигнута, хотя и всякое может случится с нашим Жругром, о Яросвете нам беспокоиться нужды нет – народ будет жить и реализовывать свою народную идею, освобождать Навну.

Идея же эта не нажраться от пуза, и не побуянить на свободе, а жить по-божески: по справедливости, по совести, по правде...  Жить наполняя воздух вокруг себя не миазмами ненависти, а любовью. В общем, жить, как сказали бы наши религиозные братья, оБожаясь, возрастая к Богу.

Я понимаю, что слушать сегодня такие речи тому, кто не утратил способность смеяться, смешно. А тому, у кого ее и не было никогда, – досадно. Еще бы не смешно и не досадно, когда мы, в самом деле, тяжело больны. Глупость, озлобление, хамство, ложь, воровство – всё это симптомы нашего недуга.

Но болезнь наша, хотя и тяжелая, но не смертельная. В частности, потому, что руский народ – часть, орган бОльшего организма, человечества, и этот бОльший организм нуждается в своем органе – нас.

Но, конечно, сами собой мы не выздоровеем. Нужно лечиться. А лечиться мы пока не слишком-то хотим. Говорим про жить не по лжи, но сами жить не по лжи не торопимся. В лучшем случае, утешаемся, что сами врем не слишком много. Но к чужому вранью вполне терпимы. Особенно – когда оно греет нам сердце. А какая же ложь не греет... Да и не хватает у нас сил души на заботы еще и о государстве – своих забот предостаточно.

Это нежелание-неспособность лечиться – тоже симптомы нашей болезни. Они-то и делают ее особенно длительной.