Как же должен вести себя мусульманин, общаясь с представителями остальных Богооткровенных религий?

На модерации Отложенный

Как же должен вести себя мусульманин, общаясь с представителями остальных Богооткровенных религий?
Он обязан говорить с ними, руководствуясь заботой об их спасении, проявляя доброту и мудрость;
он призван указывать им на неколебимую основу их собственных учений и свидетельствовать, что Коран этим учениям не противоречит, но является продолжением того же откровения, которое запечатлено в прежних священных книгах:
Призывай на путь Господа твоего мудрыми, добрыми наставлениями, и веди с ними споры о том, что добро…’’
([С] 16, 125 / 126)
Как видим, с представителями «народов Писания» дискутировать разрешено, но дискуссии должны вестись прежде всего о выборе и достижении наилучшего блага («что есть лучшее»):
"С читающими Писание вступай в споры только о том, что есть лучшее… “Скажите: мы веруем в то, что свыше ниспослано нам и ниспослано вам; Бог ваш и Бог наш един, и Ему мы покорны. “([С] 29, 46 / 45)
Таким образом, не в догматических или религиозно-философских прениях должен участвовать приверженец ислама, но в диспутах о том, как принести миру больше добра.
Только при согласии в основных положениях веры:
о единстве Бога,
о необходимости соблюдать покорность Ему,
о единой миссии всех пророков, состоящей в возвещении воли Божьей,
— становится возможным единение представителей разных конфессий в их усилиях достигнуть наибольшего блага для человечества.
О мире и сотрудничестве с собратьями по единобожию следует не только говорить — к тому и другому надо деятельно стремиться, постоянно напоминая иудеям и христианам:
…И скажи: «…Аллах — Господь наш и Господь ваш. У нас — свои дела, у вас — ваши дела, нет спора меж нами и вами.
Аллах соберет нас, и к Нему [наше] возвращение». ([Ш] 42, 15)
Под «делами» может подразумеваться тот запас добрых дел, который является заслугой той или иной общины;
но может иметься в виду и различие замыслов Всевышнего относительно разных общин и религий:
«…У нас — свои дела, у вас — ваши дела…»
Каждая община призвана идти путем, ей предначертанным, не мешая другим общинам, но дополняя их духовную деятельность своей.
Напротив, оспаривание инаковерующими догматических или ритуальных составляющих той или иной религии не одобряется:
"Для каждой общины Мы установили обряды, которые они отправляют, и пусть они не спорят с тобой по этому поводу… ([Ку] 22, 67)

Только Бог в День воскресения «разрешит споры» между верующими разных религий и направлений, ибо есть вопросы, не относящиеся к компетенции сынов человеческих.
«Аллах близок к каждой душе», т. е. Его присутствие в мире интуитивно ощущается каждым человеком…
Существование трех вариантов религии единобожия объясняется, помимо прочего, тем, что последователи разных вер должны удерживать друг друга от злых дел, причем каждая религия обязана преданно охранять свои святыни и, вместе с ними, память о Всевышнем:
“Если бы Аллах не удерживал одних людей другими, то были бы разрушены и монастыри, и церкви, и синагоги, и мечети, где постоянно призывается имя Аллаха.

Аллах… поможет тем…
…Которые… будут совершать молитву… внушать доброе и удерживать от законопреступного… ([С] 22, 41–42 / 42–43)

Как видим, слова о Божьей помощи благочестивым относятся к любым верующим, молятся ли они в церквях, синагогах или мечетях; при этом подчеркивается, что во всех этих молитвенных домах призывается имя одного и того же истинного Бога.
С неодобрением отмечается в Коране дальнейшее дробление традиционных религий на толки, секты, направления;
вина за это возлагается на взаимную неприязнь между людьми, вызванную несогласием скорее в делах человеческих (борьбой за влияние), нежели в Божественных:
Но люди разорвали свою единую религию на различные части (т. е. толки), и каждая группа ликует от того, что досталось ей. ([О] 23, 53)
Поскольку обличение в постоянно продолжающемся делении на различные конфессии не достигает своей цели, верующему дается такое наставление:
Оставь их до времени в этом их водовороте. ([С] 23, 54 / 56)
В противоположность дробящимся религиям, ислам должен оставаться единым и целостным:
Воистину, ваша религия — религия единая… ([Ку] 23, 52)
Тем не менее исторически и исламу было суждено распасться на различные направления (сунниты, шииты, хариджиты и др.).
Однако, независимо от принадлежности к той или иной конфессии, секте и т. п., всякий молитвенный дом, воздвигнутый во славу Божию, где призывают Его с чистым сердцем и учат творить добрые дела, достоин почитания и поддержки со стороны верующих:
"В домах, которые Аллах дозволил воздвигнуть и в которых воспоминается имя Его, славословят Его утром и вечером
Люди, которых ни продажа, ни купля не удерживают от призывания Аллаха, от совершения молитв, от подаяния очистительной милостыни, которые боятся того дня, в который перевернутся у них и сердца, и очи…" ([С] 24, 36–37)

О таких людях, независимо от их официального вероисповедания, далее говорится:
…Аллах посылает Свои дары кому хочет, без счета. ([С] 24, 38)
Исходя из сказанного в этих аятах, мусульмане во все времена были достаточно толерантны по отношению к христианским храмам разных конфессий, иудейским синагогам, караимским кенассам, находившимся под их властью (в отличие, например, от средневековых христианских церковных властей, проявлявших нетерпимость к иным вероисповеданиям и часто прямо запрещавших их на подвластных территориях,— достаточно вспомнить о гонениях на евреев и мавров в средневековой Испании и т. п.).
Отвечать на Последнем суде представители различных религиозных общин будут согласно тому, как они исполняли установления собственной веры, причем мерилом на этом суде станут не человеческие постановления и традиции, но веления Божьи, записанные в пророческих писаниях каждой религии:
"Ты увидишь все общины коленопреклоненными. Каждую общину призовут к ее Писанию: «Сегодня вам воздастся за то, что вы совершали»." ([Ку] 45, 28)