Ростовщичество и ислам

На модерации Отложенный

Ростовщичество и получение прибыли от процентов — считается в исламе одним из самых тяжких грехов. В Коране говорится: «Если не сделаете так (т.е. не будете остерегаться наказания Аллаха, не уверуете в то, что процент является харамом, или уверуете, но не откажетесь от процентов), тогда Аллах и ---Пророк Его объявят войну против вас...» (Сура «аль-Бакара», 2/279). 
Пророк (СААС) считал сделки с процентами страшным грехом, которого необходимо избегать и который ведет человечество к несчастью.

Запрещение процентных сделок является необходимым условием поддержания между людьми взаимопонимания и согласия. Запретив проценты и введя закят, наша религия помогает сближению между бедными и богатыми, призывает к терпимости и уважению. Благодаря закяту и предоставлению в долг денег без начисления процентов, люди не завидуют, а читают друг за друга молитвы, на место беспорядков и смуты приходят покой и мир.

Проценты препятствуют развитию ремесел, торговли и сельского хозяйства, которые являются дозволенными видами заработка (халяль), проценты снижают желание трудиться. Ведь человек, который имеет определенное количество денег и для которого не важно, является его заработок законным или нет (халаль или харам), при помощи процентов получает возможность преумножать капитал, не прикладывая для этого каких-либо усилий, что способствует развитию лени и делает второстепенными ремесла, торговлю и сельское хозяйство.

Подобное влияние процентов на человека отражается во всех сферах человеческой ЖИЗНИ, ЧТО рано ИЛИ поздно приводит к экономическим затруднениям. При осуществлении производства на средства, полученные при помощи процентного кредита, большая часть прибыли расходуется на покрытие процентов этого долга. Таким образом, лицо, взявшее кредит, становится зависимым по отношению к кредитодателю (им может быть частное или юридическое лицо). А подобная ситуация угрожает социальному согласию и миру. Экономический кризис, охвативший страны Запада в ЗО-е гг. XX в., был одним из факторов, приведших к II Мировой войне. Немаловажную роль в этом кризисе также сыграли и процентные сделки.

Простой человек кладет свои сбережения в банк, который обещает ему 40% прибыли. В свою очередь, банк эти же деньги в виде кредита предоставляет предпринимателю, продавцу или производителю, начисляя при этом 60-70% годовых. Продавец и производитель включают процент в стоимость товара. Таким образом, товар, который выпускают за счет кредита, взятого под высокие проценты, существенно растет в цене. В результате, убытки несет потребитель.

Еще одним отрицательным последствием процентных сделок является сосредоточение капитала в руках богатой элиты. В то время, когда они купаются в роскоши, бедные слои населения вынуждены брать в долг, что усугубляет их положение.

Проценты ведут к безнравственности и лени одних и побуждают к неудовлетворенности и протесту других. Поэтому человечество, стремящееся к порядку, миру и согласию, должно всеми силами стремиться находить альтернативные пути. Обязанность каждого мусульманина и каждого человека, которому не безразлична судьба общества, не пользоваться услугами учреждении и организации, работающих на основе процентов, и находить альтернативные пути заработка.

Существуют три основные причины, почему процентные операции считются запретными (харамом):
1. Процент означает бесплатное приобретение товара или беспричинное взимание платы.Мусульманин обязан охранять товар от пропажи, а безвозмездная передача товара означает совершение харама и потерю товара. 
2. Проценты ведут к дефициту и проблемам в торговле, которая должна служить интересам народа.
Таким образом, проценты снижают авторитет честного труда.
3. Беспроцентная ссуда денег, распространенная в обществе, превращаясь в процентную, теряет свое положительное значение, что ведет к нарушению существующих между людьми связей.

Как грех пьянства является не только грехом пьющего, так и проценты — грех не только того, кто пользуется прибылью от них.

Пророк Мухаммад (СААС) сказал: «Проклятие на том, кто получает прибыль от процентов, кто выплачивает проценты, кто фиксирует процентные сделки, кто является свидетелем их» (Муслим, Мусакат, 106).
Любой, кто каким-то образом участвует в сделках с процентами, не сможет скрыться от гнева Аллаха. В соответствие с принципом «Ислам запрещает любые пути, ведущие к хараму», запрет на проценты распространяется на все виды действий, побуждающих к греховному. Заблуждаются те, кто считает, что проценты увеличивают капитал взимающего их. Не стоит обманываться внешней стороной этого явления. «Аллах уничтожит прибыль от процентов, но приумножит сумму садака» (Сура "аль-Бакара",2:276)

Как видно из следующего хадиса, Пророк Мухаммад (СААС) своим примером предотвратил совершение несправедливой сделки. Биляль (да будет доволен им Аллах) предложил Пророку (СААС) финики хорошего сорта. Посланник Аллаха спросил, как эти плоды попали к Билялю. Биляль ответил: «У нас были не очень хорошие финики. Я обменял две меры этих фиников на одну меру хороших с тем, чтобы угостить ими Посланника Аллаха». На это Мухаммад (СААС) сказал: «Ты совершил сделку с процентами. Никогда больше не делай этого. Но если ты захочешь продать свои финики, то в качестве оплаты принимай все, кроме фиников. И на вырученную от продажи сумму покупай финики любого сорта» (Бухари, Вакааля, 11).

Пророк (СААС) учитывал, что при обмене плохого товара на хороший всегда существует вероятность несправедливости. Согласно другой передаче, хадис заканчивается так: «Это процентная сделка, которую вы обязаны расторгнуть. После чего продайте ваши финики, а на вырученную сумму купите нам их» (Куртуби, аль-Джами Ахкями-ль Коран, III, 232).

Из этих примеров следует, что при обмене одного и того же вида товара количество товара должно быть равным. В случае, если различия в качестве товара не позволяют совершить справедливого обмена, тогда за товар, предназначенный для обмена, должно быть выплачено денежное вознаграждение.

Другая особенность сделок, согласно Исламу, описана в хадисе «О шести товарах»: «Обмен золота на золото, серебра на серебро, пшеницы на пшеницу, ячменя на ячмень, фиников на финики и соли на соль должен быть равноценным по количеству и качеству, и товар должен быть в момент совершения обмена в наличии. Если качество, сорт и вид товаров различны, продавайте их за наличные деньги» (Бухари).

В этом хадисе объяснены условия обмена на денежные единицы того времени — золото (динар) и серебро (дирхем) шести видов товаров первой необходимости, четыре из которых являются продуктами питания. В хадисе говорится о необходимости совершения сделок за наличный расчет, что подразумевает запрет и отказ от долгосрочных видов обмена товара (денежного либо вещественного).

Во времена Пророка (СААС) нуждающиеся люди соглашались через некоторое время в будущем, например, за два килограмма ячменя отдать три или четыре килограмма. Такой вид товарообмена ведет к эксплуатации и порабощению богачами бедняков, поэтому он был запрещен Пророком (СААС).

В этом хадисе Пророк Мухаммад (СААС) разрешил свободный товарообмен в случае, если речь идет о разных товарах, например, было разрешено за 10 килограммов пшеницы отдавать 20 килограммов ячменя, но важно, чтобы обмен товарами совершался в момент сделки, а не в неопределенное время в будущем. Утверждение, что оба или один из товаров должны предоставляться в долгосрочном порядке, ошибочно.
Несмотря на то, что Пророк (СААС) запретил долгосрочные долговые обязательства при совершении сделок с разным товарами, он разрешил включать в стоимость товар разницу, которая возникнет в случае отсрочка выплаты, при условии, что оплата за товара производится деньгами. Используя современную терминологию, можно говорить о разрешении свободной торговли.

Хадис «О шести товарах» демонстрирует практическое применение запрета на совершение процентных сделок, а также компетентность Пророка Мухаммада (СААС) в вопросах экономики и финансов. 
Пророк Аллаха (СААС) 14 веков назад удивительным образом установил и претворил в жизнь принципы рыночной экономики, не нарушавшие принципов социальной справедливости, определил особенность денег как меры стоимости при купле-продаже, обратил внимание на неэффективность и несовершенство системы обмена товаром, на изменение со временем ценности денег.

Во время прощального хаджа Пророк Мухаммад (СААС) сказал: «Будьте осторожны. Все виды ростовщичества периода джахилии (т.е. доисламского) недействительны. Вам принадлежим только основной капитал. Таким образом, вы избежите несправедливости по отношению к кому- либо и сами не подвергнетесь несправедливости». (Абу Дауд).

КАК БЫЛ НИСПОСЛАН ЗАПРЕТ НА РОСТОВЩИЧЕСТВО?

В одно мгновение избавить общество от устоявшихся и укоренившихся плохих и вредных традиций, обычаев, верований, привычек — дело невероятно трудное. Это не подвластно воле и усилиям какого-либо авторитетного человека или группы людей. Может показаться, что подобные традиции стали исчезать, однако при первой возможности общество изберет возврат к ним.

Всевышний Аллах, зная особенности людей, их природу, применяет такие методы, чтобы избавление от тех или иных традиций былот наиболее действенным, устойчивым, продолжительным, прочным, стало бы их сущностью.

Айша (да будет доволен ею Аллах),говорила об особенностях переходного периода в сознании людей, о том, что сначала были ниспосланы аяты о Всевышнем, о Рае и Аде. Когда же вера людей окрепла, то Аллах стал указывать людям на то, что запрещено им совершать, а что дозволено. Если бы в самом начале были ниспосланы аяты, в которых звучал бы запрет на прелюбодеяние, на употребление спиртного, тогда люди сказали бы, что никогда не оставят этих греховных привычек. Запреты были даны постепенно, например, спиртные напитки были запрещены в три этапа, ростовщичество — в четыре.

Сначала в 39 аяте суры «ар-Рум», ниспосланном в Мекке, было сказано: «То, что отдаете вы в рост с целью увеличить (долю вашу) в богатствах людских, не умножит ничего пред Всевышним. А то, что раздаете в виде закята, стремясь к благоволению Божиему, (служит) приумножению (воздаяния вам)» (Сура «ар-Рум», 30/39).
Этот аят не запрещает ростовщичества, но в нем подчеркивается, что в увеличении количества денег через ростовщичество нет никакой прибыли и блага.

В мединский период ниспослания Корана на эту тему говорится следующее: «... Уготовили Мы неверным из числа иудеев наказание мучительное за то, что брали они лихву (проценты), хотя было это запрещено им, и расточали имущество людей без права на то» (Сура «ан-Ниса», 4/161). В этих аятах упоминаются иудеи, которым было запрещено ростовщичество, но они пренебрегли этим запретом и, таким образом, заслужили наказания в День Суда.

Первое обращение к мусульманам относительно запрета на ростовщичество было ниспослано в 130 аяте суры «Али Имран»: «О вы, которые уверовали! Не живите за счет лихвы (процентов), удвоенной или многократной, и бойтесь Аллаха, быть может, преуспеете вы».

Этот аят запрещал давать в долг с условием последующего взимания процентов. В то время подобная практика была распространена, и проценты были настолько непосильными, что жизнь бедных людей становилась невыносимой.

Однако и в этом аяте категоричного запрета на ростовщичество не прозвучало. Метод постепенности применялся и в отношении алкогольных напитков, когда в одном из аятов говорилось, что чтение намаза с помутненным рассудком не возможно, однако категорического запрета на употребление спиртного дано не было.

Через некоторое время был уже ниспослан строгий запрет на любой вид получения процентной прибыли. Смысл 275-281 аятов суры «аль-Бакара» таков: 
«Те, кто берет проценты, восстанут (из могил), как восстанет тот, кого лишает Шайтан рассудка прикосновением (нашептыванием) своим. Это — в наказание им за то, что говорили они: «Воистину, (проценты) лихва (дозволена) так же, как и торговля». Но дозволил торговлю Аллах, а лихву запретил. Если придет к нему (кому-либо из ростовщиков) увеличение Господне, и если поступит (т.е. ростовщик) согласно увещеванию этому, то простятся ему грехи его прошлые. И рассудит его Аллах. А те, кто (вновь) станут (давать в рост), - обитатели пламени адского на времена вечные. Искореняет Всевышний лихву и поощряет милостыню. Не любит Он никого из грешников неблагодарных. Воистину, тем кто уверовал и творил дела добрые, совершал намаз (салят, молитву), раздавал закят, уготовлена награда Господа. Нечего им страшится, и не будут они опечалены. О вы, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и, если вы уверовали, простите (должникам своим) ту лихву, что причиталась вам прежде. Если же не простите вы, так знайте, что будут против вас Аллах и Посланник Его. А если простите, то останется вам первоначальное достояние ваше - не обидите и не будете обижены. Если находится (должник) в положении трудном, дайте отсрочку, пока не поправятся дела его. А если простите вы (долг), то вам же (будет) лучше, если только уразумеете вы это. Страшитесь того дня, когда будете возвращены вы к Аллаху. Тогда воздается по заслугам каждому. И никто не будет обижен (незаслуженно)» (Сура «аль-Бакара», 2/ 275-281).

В этих аятах Всевышний Аллах определил ростовщичество, предоставление денег под проценты как однозначно запрещенное — харам.