Потери немецкой авиации в первый год войны на Восточном фронте.
(По данным немецких документов)
Расчёт командования вермахта был ясен: нейтрализовать советскую авиацию, обеспечить господство в воздухе и переключить основные усилия люфтваффе на непосредственную поддержку наземных войск. Реализация этого замысла привела к тому, что, по данным немцев, в первый день войны на земле было уничтожено 888, а в воздухе – 223 советских самолётов. Эти данные не намного отличаются от данных, содержащихся в советских официальных источниках: всего потеряно около 1200 самолётов, из них 800 на аэродромах.
Однако намерения нападавшей стороны одним-двумя мощными ударами разгромить советскую авиацию в приграничных районах, деморализовать личный состав частей и соединений ВВС, не были реализованы в полной мере. В первый день войны советские лётчики выполнили около 6 тысяч боевых вылетов, сбили десятки самолётов противника.
«Несмотря на достигнутую немцами внезапность, - признавали немецкие генералы и офицеры, - русские сумели найти время и силы для оказания решительного сопротивления».
Командование и штаб ВВС Одесского военного округа, например, опираясь на данные разведки, 21 июня привели авиационные части в боевую готовность и рассредоточили их на запасных аэродромах. При налётах немецкой авиации здесь на земле и в воздухе было потеряно всего 6 самолётов, вражеских же было сбито гораздо больше. И в других приграничных округах, где боевое дежурство и боевые действия авиации были организованы лучше, нападавшие встретили упорное сопротивление.
В период с 22 июня по 5 июля люфтваффе потеряли на Восточном фронте 807 самолётов (в это число входят полностью уничтоженные и требующие капитального ремонта). С 6 июля по 2 августа – ещё 843 самолёта. Всего же с утра 22 июня по 31 декабря 1941 года боевые потери немецкой авиации составили 4 543 самолёта, из них 3 827, или 82%, - на Восточном фронте.
По лётному составу потери убитыми, ранеными и пропавшими без вести – 7 666 человек, из них 6 052 или 79% - на Восточном фронте.
Командование люфтваффе в своих донесениях отмечало, что с началом войны на Востоке разрыв между потерями самолётов, лётного состава и получаемым пополнением постоянно увеличивался.
Вот данные из подлинных немецких документов. Командующий авиацией при группе армий «Юг» информировал штаб люфтваффе о потерях самолётов-разведчиков за период с 22 июня по 4 октября 1941 года: «Уничтожено противником 97 наших разведывательных самолётов. Погибло лётного состава 92 человека. Ранено 41. Эти потери в основном от истребителей противника. Кроме того, уничтожено самолётов транспортных и связи, которые подчинялись этим эскадрильям, 27. Погибли и повреждены ещё 38 самолётов без воздействия противника. Примечание: самолёты, получившие в боях повреждения и восстановленные в частях, в учёте не указаны». Штаб группы армий «Юг».
По сути дела это был провал «блицкрига» и для авиации тоже.
Сравнивая потери люфтваффе за один месяц на Восточном фронте с теми, что имелись за такое же время в период «битвы за Англию» и при захвате Германией европейских стран, приходим к однозначному выводу: в России немцы теряли больше и самолётов, и лётчиков.

И ещё две таблицы из доклада руководства вермахта Гитлеру в феврале 1945 года. Данные приведены из книги Фрица Гана «О потерях вермахта в людях и технике», изданной в ФРГ.


Комментарии
В таблице (первой) из архивов г. Фрейбурга данные не совпадают с этими цифрами...
И ещё: фашистские асы хвалились"сотнями"сбитых самолётов,а оказалось-это была их пропагандистская ЛОЖЬ и наглые ПРИПИСКИ!Сбитая одним пилотом машина"считалась"(прибавлялась)на"личный счёт"ВСЕМ УЧАСТНИКАМ БОЯ В ЭТОТ ДЕНЬ на этом участке фронта!А у наших счёт шёл ТОЛЬКО на персонально сбитых ТОЛЬКО ЭТИМ лётчиком!Так что наши десятки сбитых -это у них "сотни":-))
Профессор"Вихрь".
в приказе наркома обороны СССР № 0685 от 9 сентября 1942 г., – установлено, что наша истребительная авиация, как правило, действует очень плохо и свои боевые задачи очень часто не выполняет. Истребители наши не только не вступают в бой с истребителями противника, но избегают атаковывать бомбардировщиков»6. Еще в июле 1943-го, во время оборонительного сражения на Курской дуге, пехота, по словам командующего 16-й воздушной армией Центрального фронта С.И.Руденко, «в один голос заявляла, что истребители ее не защищают, не дерутся с бомбардировщиками, а скрываются в тыл»7. Согласно советским же документам, так было и на наступательном этапе Курской битвы – в Орловской и Белгородско-Харьковской операциях. «Ястребки» 1-й воздушной армии Западного фронта, прикрывавшие в середине июля 5-й танковый корпус, «в очень редких случаях вступали в бой с бомбардировщиками противника, вообще вели борьбу вяло, не проявляя упорства», а часть истребителей 2-й воздушной армии Воронежского фронта еще и в начале августа 1943 г. стремилась так «прикрывать» свои войска, чтобы по возможности не встретиться с немецкими бомбовозами,
Боевые безвозвратные потери советских и немецких истребителей на советско-германском фронте в 1941-1945гг.
Боевые потери истребителей
год
Всего за войну
1941
1942
1943
1944
1945
советских
5100
4400
5600
4100
1500
20700
немецких (расчетные данные)
780
780
650
750
320
3280
соотношение
6,54:1
5,64:1
8,62:1
5,47:1
4,69:1
6,31:1
Если исключить потери обеими сторонами от действий союзников, например потери советских истребителей от действий вооруженных сил Финляндии, Румынии, Венгрии, Италии и пр., а немецких от действий союзников СССР ( авиаполк «Нормандия», Польша, Чехословакия, Румыния в конце войны) соотношение потерь советских и немецких истребителей выглядит приблизительно 19600 : 3240 , т.е. примерно 6:1.
При потерях 6 к 1 говорить о героизме советских летчиков вообще смешно.
Это как сравнивать мерседес и ладу калину. Додумались же.