Негоже стонать офицерам, даже бывшим

На модерации Отложенный

Негоже стонать офицерам, даже бывшим
Недооцененная профессия

Недавно в одном из интернет-СМИ прочел уже знакомую фразу отчаяния: «Господ офицеров истребили в 1917-м, советского офицера - в 1990-м, а сейчас офицеров в широком понимании слова в Беларуси нет вообще. Ну какие это офицеры, кто идет в военные училища и академии, как вообще они себя ведут?». И тут началось бурное обсуждение того, что было в СССР и что отняли, потеряли, отобрали либералы, капиталисты, демократы… Сейчас СМИ буквально испещрены рассказами о падении престижности офицерской службы и поисками виновных. Сравнивают пенсии и денежные довольствия военнослужащих разных стран, медицинское обеспечение, заслуги перед отечеством и многое другое. Газета «Советская Россия» характеризует даже ступени этого самого падения офицерства бывшего СССР: «первая ступень – предательство страны, вторая – финансовый и квартирный обман, третья – низкие профессионализм, интеллект и культура, третья – деполитизация…» Короче говоря, все в этом роде и по очередному кругу.

Интересно и то, что подобные разговоры и публикации в истории русского офицерства имеют давнюю историю. Стрельцам не понравилась служба при Петре I, а в начале ХХ века люди в погонах сетовали, что только вторая половина XVIII и первая XIX столетия были «золотым веком» офицерства, которое не только полностью входило в состав дворянского сословия, но и было наиболее привилегированной его частью.

Советская власть вообще ликвидировала слово «офицер» и заменило словом «командир», и тогда бывшие царские офицеры тоже с ностальгией вспоминали статусное прошлое. Только в период Великой Отечественной офицерам вернули погоны и полноценные воинские звания. Но уже в 50-е Хрущев стал сокращать непосильные для послевоенной страны Вооруженные Силы, чем в очередной раз навлек на себя гнев сокращаемых и отставных офицеров. В 70-80-х поднялись, а потом 90-е и начало XXI века…

Держать удары судьбы

Вы думаете, что я как старший офицер в отставке подхвачу это знамя борьбы за престижность профессии и начну в очередной раз разоблачать исторических персонажей и современные события, которые довели армию и офицерский корпус и в этом роде. Вовсе нет, а точнее, наоборот.

С годами понял, что нас в военных училищах должны были учить не только стрелять, водить БМП или командовать взводом. Самое важное, что в будущих офицерах должны были воспитать умение выживать и держать удар судьбы. А как раз воспитать у всех не получилось. Да, той армии и той страны уже нет, да, нет бесплатных квартир, бесплатного проезда к морю для семьи, шикарных отпускных, денежного довольствия и пенсий. Но, с другой стороны, нет для белорусов службы в жутчайших гарнизонах, степях, пустынях или Заполярье, нет постоянных учений и полевых выходов на дальних полигонах, нет круглосуточной службы и войны в Афганистане. Жизнь меняется и, вероятно, не в лучшую сторону для офицера. И что дальше? Скрежетать зубами на кухнях или на лавках у подъездов, приходя на обед домой из столичного штаба, плакаться, что государство за самоотверженную службу недоплатило денежное довольствие или пенсию. Настолько часто я слышу все эти стенания из уст уже старших офицеров или отставников. Доходит порой до смешного – и папахи с воротниками каракулевыми не выдают, и паек перестали выписывать, и ткань на китель уже не та, и в поликлинике военной очереди, и в санаторий, как бывало, не отправят, и пенсию приравняли к инженеру. Пусть так, и что дальше?

Пенсионный запой

Живу в доме, который лет 15 назад заселялся только старшими офицерами. Сейчас большинство из них уволились на пенсию. Но пенсия для военного - дело относительное и по закону начинается с 45 лет. Имея выслугу, можно уйти и раньше. То есть пенсионерами в среднем стали 50-летние крепкие мужики. Тут-то и случилось. Многие не заметили пенсии и финансовых проблем, а сразу устроились на работу. Но остались те, кто буквально потерялся в этой жизни, и оттого наш дом стал лакмусовой бумажкой отставного офицерства. В каждом подъезде появилось по нескольку пьяниц из бывших и важных. От некоторых ушли семьи, некоторые стали чуть ли не бомжевать. Бутылки возле лифтов, грязные лестницы, тяжелый выдох в утреннем лифте.

Появились и просто озлобленные на жизнь бездельники, которые утверждают, что негоже в их солидных званиях пойти на рядовую работу. Некоторые однозначно приняли пенсию в 50 лет как должное и сказали, что их в очередной раз обманула родина.

Не стоит ли отставникам поработать?

В одном супермаркете увидел своего сослуживца, который работает там охранником. Он - полковник в отставке, и мне показалось, что, застеснявшись своего нынешнего положения, он тихонько отошел в сторону. А я лично проникся к нему огромным уважением. Можно в наше время до безумия «раздувать щеки» своих непонятных прошлых достижений, вспоминать 80-е годы и лежа на диване проклинать действительность за пенсию три миллиона. А можно пойти охранником в магазин на четыре миллиона, получить к этому пенсию и не скулить по поводу тяжелой судьбы отставника. Да, у многих офицеров нет профессии, но переучиваться не поздно никогда. Я знаю одного майора, который овладел на курсах деревообработкой, купил станок и делает прекрасные кухонные уголки, второй мой товарищ зарабатывает рисованием и оформлением, кто-то ставит заборы или ремонтирует машины. Что здесь постыдного? Им некогда болтать про утерянную офицерскую солидность и бесплатные путевки в Евпаторию. Они зарабатывает и покупают путевки в Грецию и внукам подарки. Даже дремлющий отставной прапорщик у нас на стоянке у меня вызывает гораздо большее уважение, нежели отставной полковник из главка Минобороны, который, сидя на лавке у дома, рассказывает, как мало ему дало государство за его 30 лет непосильной выслуги.

Было бы желание

Более того, у офицеров сильны корпоративный дух и взаимовыручка, они все же славятся дисциплинированностью, тактом и исполнительностью. Это я к тому, что каждый сильно ищущий бывший офицер всегда найдет себе работу при помощи бывших сослуживцев или просто близких по духу людей. Таких много. Ярчайшим примером офицерской и общечеловеческой порядочности может служить мой друг со времен военного училища Александр Кутченко. Развал Вооруженных Сил СССР они с братом-офицером восприняли спокойно и, уволившись, создали в Краснодаре риэлтерское агентство, которое при своей любви к футболу назвали «Аякс». Сейчас это крупнейшая в Краснодарском крае и на юге России компания, где в десятках офисов разных городов трудятся 450 сотрудников. Так вот, по решению учредителей основной приоритет в приеме на работу отдается бывшим офицерам. Думаю, не потому, что они самые лучшие, а потому, что армия у Александра и Виктора Кутченко воспитала особое отношение к своим коллегам и такие же коллеги помогли им в становлении бизнеса.

Хотя с бывшими офицерами есть проблемы. Саша со мной поделился, что многие любят работать на зарплату, а не на результат и качество. И еще одно интересное наблюдение: несмотря на большие физические и психологические нагрузки в армии, бывшие офицеры привыкли находиться в тепличных деловых условиях. Им сложно творить и напрягаться вне должностной инструкции и выделенного рабочего места. Но все это исправляется у тех, кто не кичится прошлыми погонами и должностями, а банально хочет чувствовать себя материально независимым человеком в современном обществе. Поэтому упирается в стенку судьбы и толкает ее, пока она не сдвинется, а не напивается с горя под песню «Господа офицеры».

Быть достойным жить хорошо

На мой взгляд, сейчас совсем не то время, чтобы на кого-то сильно надеяться или ожидать очередной льготы, повышения пособия и в этом роде. Это вынужденный образ жизни только для тяжелых инвалидов и дряхлых стариков. Еще смешнее выглядит злопыхательство совсем еще не пожилых и весьма крепких людей по поводу недоложенной со стороны государства ложки каши. Беларусь исторически не в самой легкой ситуации по обеспечению неработающей части населения. Так что же вы, господа офицеры, не в состоянии в 50 - 55 лет проявить силу воли, инициативу и требовательность к себе самому? Не только же портупея и блестящие хромовые сапоги признаки чести и культуры офицера, но и его умение быть достойным и в любых условиях. В том числе и в отношении к уровню жизни своих родных и близких.

Чувствую, что среди моих читателей много бывших офицеров. Согласны ли вы с моей позицией? Жду ваших мнений и комментариев по данной проблеме.

Автор публикации: Дмитрий ПАРТОН