Боялись чумы, и от этого даже исхудали

На фоне грандиозной кампании по борьбе с эпидемией африканской чумы свиней (АЧС), включающей в себя массовую ликвидацию поголовья частных подворий, столичные магазины и рынки как никогда обильно завалены свежей свининой.
Продавец на Комаровском рынке: «Уже разрешено продавать и из частных подворий. Но я не знаю, из какого района ее возят. Каждый кусочек мяса проходит проверку, посмотрите, везде стоит печать ветнадзора».

Разбираться, чем торгуют минские продавцы и может ли чумная свинина попасть на стол к столичному гурману, корреспондент «БелГазеты-online» отправилась в мясные отделы рынков Минска.

...Чтобы попасть в мясной отдел рынка ТД «Ждановичи», необходимо преодолеть яму в тоннеле, превратившуюся после дождя в огромную лужу, после чего аккуратно обойти женщин с колбасками на обочине, продавцов бумерангов и парней восточной наружности, торгующих зонтами. А вот когда восточная братия уже позади, а вместе с ней и радиомаркет с овощным отделом, только тогда можно выйти на след отдела сырого мяса. Здесь нет стеклянных холодильников, туши и их части вольготно разлеглись на металлических столах, пока их продавцы потеют, зазывая не редких, но привередливых покупателей.

Смуглый продавец свинины по имени Василий удивился, когда услышал про чуму свиней, сразу поделился своим нетривиальным взглядом на проблему: «Это какая-то ерунда, хотят просто обобрать людей. Если свинья доросла до 120 кг, так зачем ее резать из-за какой-то чумы? Люди же от нее не мрут. Через полгода про эту чуму никто даже и не вспомнит».

Во время разговора продавец то и дело задумчиво брал какой-нибудь кусок и начинал его мять, перекидывая с руки на руку, чтобы продемонстрировать все прелести своего товара: «Я продаю только проверенное мясо. Закупаем его на свинокомплексе «Заря», что в Витебской области. С частных подворий не берем, мы ведь по безналу работает, закупаем партиями по 100 тонн».

На вопрос, не стало ли в связи с эпидемией меньше покупателей, продавец отвечает: «Нет, покупают, как и прежде. В месяц удается продать 50-70 голов. Бывают, конечно, дни, когда ничего продать не могу, это случается после праздников. В обычный же день могу и пять голов толкнуть».

Увлекшись беседой с корреспондентом, продавец решил продемонстрировать, где на его столе лежит подпорченное мясо, которое он «посыпал солью, и теперь будет всем говорить, что оно очень вкусное». «Те, кто победнее, купят его, посолят еще немного солью, перчиком и будут кушать. Знаете, я его даже бесплатно могу отдать».

Каждые пять минут к прилавку подбегали все новые покупатели. Бабушка, мама и дочь ухватили шею по Br75 тыс. за 1 кг и голень по Br15 тыс. Только они отошли, продавец тут же прокомментировал купленную ими голень: «Покупатель не видит разницы между голенью и рулькой, а на самом деле она большая. Рулька мясистая, стоит дороже, из нее можно сделать и рулет, и запечь в духовке, а из голени - только если холодец. Но люди, как обычно, выбирают, что дешевле».

Следующий покупатель долго не мог определиться, что ему нужно: кумпяк или крестец. Продавец, размахивая крестцом во все стороны, убедил покупателя, что «это самое лучшее мясо» и продал несколько килограмм по Br53 тыс. каждый.

Не успел покупатель стащить с весов свою покупку, как тут же, около прилавка, возникла семейная пара. Постоянные покупатели пожаловались, что давно не ели мяса: «Боялись чумы, и из-за этого даже исхудали». Когда страх прошел, они мигом примчались к своему продавцу, чтобы взять за Br192 тыс. шею, которую «очень любят», 3 кумпяка за Br160 тыс. и огромную поджарку за Br450 тыс, которая нужна только ради кожи. «Хочу из этой кожи сделать ветчину», - прокомментировала выбор хозяйка.

Пока покупатели сбегались на свежатину, помощник продавца Саша рубил рагу. Ошметки мяса разлетались в стороны, свиные кости трещали, а топор, казалось, сейчас вырвется из Сашиных тонких рук и вопьется в чью-нибудь голову. Продавщице Вере надоело за этим наблюдать, и она точным движением выхватила у Саши топор и начала сечь крестец своего кабана.

Тут у прилавка замельтешил лысый мужчина. Выбрал себе два куска, один на обжарку, а второй на фарш: «Чумы свиней я не боюсь. У этого человека покупаю уже не в первый раз. Кроме того, я уверен в работе ветеринарной службы, и не думаю, что здесь могли бы торговать дохлятиной». На прощание продавец дал совет корреспонденту никогда не покупать брюшину, потому что там «сиськи, которые будут тянуться и даже пожарить их не удастся».

Взяв на вооружение этот дельный совет, корреспондент отправился на Комаровский рынок, где в холодильных камерах лежали одинокие кусочки мяса, а продавцы под вывеской «домашняя свинина», не знали, из каких краев она поступила: «Уже разрешено продавать и из частных подворий. Но я не знаю, из какого района ее возят. Каждый кусочек мяса проходит проверку, посмотрите, везде стоит печать ветнадзора». Девушка посмеялась над предположением, что даже чумное мясо можно «отмыть» и заверила, что покупателей меньше не становится.

В разговор вмешалась продавец Галина, с зелеными тенями вокруг глаз: «Это глупости, что свинину поставляют из зараженных районов. Я, когда проезжала Столбцовский район, меня там дважды проверяла милиция. Даже в Клецком районе, где нет чумы, запрещено ввозить и вывозить мясо. Мое мясо с фермерского хозяйства из-под Минска, как и прежде, продаем по две туши в день».

...Рынок «Заходний» в шесть вечера встретил полупустыми витринами и уставшими лицами продавщиц. Одна из них доложила, что ее свинина из агрокомплекса N6, который находится в Минском районе: «До конца моего рабочего дня еще два часа, а у меня осталось всего 5 кусочков». Вторая продавец рассказала, что ее мясо от какого-то фермера из Логойска, но «нет никаких сомнений в его качестве, потому что даже администрация питается нашей свининой». По словам женщин, проверяют на Заходнем не туши, а именно разделанные кусочки: «На каждый кусок по пять ветеринаров». Кроме того, по просьбе любого покупателя могут выдать сертификат с этой самой проверки. «Поэтому не бойтесь, мясо у нас отличное!»

Елизавета Клоцкевич