Белорусы, которые были на Площади, отдыхают на моей агроусадьбе бесплатно

Хозяйка агроусадьбы «Родной угол» Юлия Бука заманивает к себе гостей "бацвинннем" по рецепту Вацлава Ластовского и возможностью пожить настоящим деревенским жизнью, а не той, которую нам показывают по БТ. 

Более двадцати лет назад Юлия Бука вернулась на землю своих дедов - в деревню Володьково в Глубокском районе.

- Меня считали неудачницей, мол, приехала в деревню с высшим образованием. У наших людей такое правило - ребенка выпихнуть из деревни в город, тогда считается, что жизнь удалась ... И с мужем не повезло - выпивал. Мне нужно было доказывать всем, чего я стою. Недаром в моем роду женщинам давали прозвище «козы», - смеется Юлия. - Сегодня я ни от кого не завишу, и у меня удачные дети.

Юлию можно назвать помещицей. Женщина выкупила в деревне восемь домов, и очевидно, на этом не остановится. В четырех домах принимает гостей.

- Я покупала их, чтобы в моем родном селе не заселялись чужие люди. Было такое время, когда приезжали люди из Полоцка и Витебска, приобретали здесь дома и устанавливали свои законы. А это моя территория, и мне было неприятно, когда кто-то здесь мог позволить себе власть, - объясняет собеседник. - Здесь жили мои деды, это родина моих предков.

- Может, вы тут все село скупить и крепостное право введете, - шутит коллега.

- Нет, не кого уже привлекать, - отзывается хозяйка. - Очень сложно найти работника ответственного, поэтому надеюсь, что сестры пойдут на пенсию и присоединяться ко мне. Но гордости слишком много у нас, и как мы на одной территории уживёмся - неизвестно.

Отдых в усадьбе «Родной угол» стоит 40 тысяч с человека в сутки, 20% - скидка для белорусскоязычных. С трехкратной питанием стоимость возрастает до 140 тысяч.

А если гость был на Площади - отдых бесплатный.

- Когда однажды молодежь приехала, я спрашиваю, может, вы на Площади были. - "Да, почти все". - Ну, тогда за электричество заплатите, попросила я их. Они там стояли, гибли, мерзли, как я им скажу: "Заплати за то, что ты пожил в моем доме?". Боже упаси!

Жить гостям усадьбы придется в простой деревенской избе.

Нет здесь ни сайдинга, ни пластика, ни лепнины.

-Те, кто к нам приезжает - видят, как на самом деле живет сегодняшняя белорусский деревня, а не та по телевизору, - с восторгом рассказывает Юлия про свой семейный бизнес.

Одна журналистка спросила: «А где у вас сохранение традиций?». То я говорю, что, должна прялка в углу стоят? Нет у меня этого. Я собираю эти вещи, возможно когда-нибудь, будет домик этнографический. Но сохранение традиций - это и есть белорусский язык, наш вклад, что мы остались здесь, не уехали.

Хозяйка предлагает своим гостям обычные деревенские блюда.

- Обязательно будет мясо, ну и все, что есть на дворе, - уточняет Юлия. - Угощает борщом по рецепту Вацлава Ластовского - с листьями и стеблями свеклы, ребрышками или ушами и, конечно, картофелем и яйцом. Мы же были ботвинниками, не бульбашами. Это были характерные блюда жителей Великого Княжества Литовского. А Ластовский, кстати, наш земляк. Место, где была его усадьба, в 22 километрах от нашего дома.

  Как прибыльно это дело - агротуризм? Юлия считает, что да, так как научила своих детей работать и не нуждается в найме людей.

- Дети знают, что нужно встать и пойти, хоть навозить воды или поработать с клиентом, или покатать его на лошади ... Мы живем с туризма и своего хозяйства. В прошлом году купили дом за двадцать миллионов. Все деньги, которые мы зарабатываем - вкладываем в дело, в детей. В ящике не лежат они. Как говорит моя дочь, хорошо чтобы были деньги, но не повезло родиться в семье олигарха, поэтому нужно зарабатывать их.

Сегодня желающие приехать погостить на ее усадьбе в Володьково должны занимать очередь. «У нас все дома заняты, мы вынуждены отказывать людям», - говорит хозяйка.

В деревне у Юлии Бука прозвище - бэнээфовка - за взгляды.

«Некоторые считают, что кто-то мне помог, а не своим трудом я всего добилась. Зависть наша национальная черта. Поэтому я не обижаюсь. Главное - я независимая и занимаюсь своим делом ».

Татьяна Гусева