Воронежский никель. Санкционированная экологическая катастрофа в Черноземье

На модерации Отложенный

Эта статья была размещена на сайте "Эхо Москвы" в блоге политика и эколога Елены Васильевой 02.07.2013г. В связи с тем что протест против разработки этих месторождений не утихает, хотелось-бы узнать и мнение участников сообщества. Статья с незначительными сокращениями.

Мертвая зона

Добыча менее концентрированных руд влечет за собой значительное увеличение объема пустой горной породы. Окрестности вокруг рудников превращаются в лунный пейзаж. При отработке месторождения нередко используется открытый способ добычи. Вспомните отрабатываемые месторождения в Курской, Белгородской областях и Павловске – это значительные пространства недр, уйма сопровождающих отработку явлений и большое количество промышленных отвалов. К карьерам будут протянуты железнодорожные ветки. Проходить они будут в соответствии с удобством добытчиков. То есть, больше половины деревень и поселков в окрестностях будут стерты с лица земли. Говорить о каких-либо компенсациях не приходится. Достаточно вспомнить, как сгоняли жителей из Имеритинской низменности у Адлера в угоду Олимпстрою.

Новые технологии, даже если они будут внедрены, коснутся лишь перерабатывающих комбинатов и добычи внутри земли, никак не затрагивая решение экологических проблем на земле.

Еланское и Елкинское месторождения находятся  в пределах Новохоперского района с известными природными заповедными объектами и одной из чистейших в Европе рекой Хопер, впадающей в Дон.  Техногенная катастрофа не минует и реку Дон.  Каким будет способ добычи? Шахтный или открытый? Необходимо понимать, что шахтный способ – это не прорывание подземных ходов под землей, а постоянное сопровождение подземных действий на поверхности.  И зарплата от 50и тысяч рублей и выше. Открытый способ намного дешевле с зарплатой рабочего в 15 000 рублей. И даже гадать не стоит, какой из способов выберут власти. Поэтому есть смысл посмотреть на  карьер гранитов в Павловске, на Лебединское, Стойленское и другие месторождения в Старом Осколе (Белгородская область) или Михайловское месторождение в районе Железногорска (Курская область), чтобы сказать: нет ребята, не выйдет.

Убитая вода

 Рудные тела имеют крутое, близкое к вертикальному залегание и перекрываются осадочными породами, несущими шесть водоносных горизонтов с естественным водопритоком более 3000 куб. м в сутки. В их числе – основной источник водоснабжения вод плиоценового горизонта и залегающие непосредственно над рудными телами рассолы с содержанием около 70 г на литр разных элементов – это очень большой показатель. Прежде всего, они богаты бромом и йодом. Все это требует разработки защитных мероприятий при добыче медно-никелевой руды. В частности, постоянно придется  извлекать бром и йод и опреснять рассолы. Они обязательно будут выводиться на поверхность, что приведет к  неизбежному осолонению почв.

 Откачать такую воду почти невозможно, поскольку это течение - естественное. Ее попадание в шахты неизбежно. А будучи реактивом, все металлическое в этом рассоле потеряет экономическую ценность.

Также необходимо осознавать, что для промывки потребуется огромное количество чистой воды, забор которой планируется осуществлять из близлежащих рек. А для утилизации технических вод, водоотводящих систем связанных с прохождением шахт (цементация, замораживание, закачка вод в песчаные горизонты и др.), добычей руд, производством концентрата потребуются очистные сооружения для слива загрязненной технической воды. К сожалению, практика показывает, что абсолютно везде реки и озера загрязняются, и становятся непригодными для прямого использования ниже по течению всех техногенных производств. И угроза смерти нависает над реками Елань, Савала, Хопер, Дон. Очистные сооружения практически нигде на деле не функционируют и строятся в последнюю очередь.

А для промывки породы необходимо очень огромное количество воды, которая после этого загрязняется и требует специальной очистки.

Привет, я мышьяк!

Особый сюрприз от матушки Природы – присутствие в породах мышьяка. О нем также стыдливо умалчивают.  В рудах Еланского месторождения содержание мышьяка составляет 0,05%, а в концентрате – 0,1%.

Разбавлять мышьяк до необходимой концентрации, а затем утилизировать, т.е. сбрасывать в ближайшую реку – один из важных этапов добычи медно-никелевых руд.

Строительство перерабатывающего комбината также в планах. Для сравнения. В Мурманской области комбинат Североникель (Норникель) на головы жителей и близлежащие земли в год выбрасывает из труб  более 240 тысяч тонн сернистого ангидрида. Едкий желтый смог, оседающий на поля и дороги в виде грязно-желтых осадков. Как следствие заболевания органов дыхания, женское облысение, другие болезни  – вот первые последствия такого воздействия. Растения начнут гибнуть, и земля превратится в выжженную пустыню.

По розе ветров все канцерогены будут разноситься на расстояния не менее 100 км, убивая леса, посевы. Людям просто придется покидать дома.

Хвостохранилища – бич любого добычного комплекса. Потребуются дополнительные зоны не менее 10 км каждая для строительства специальных площадок, для складирования отходов – хвостов обогащения, в которых будут содержаться концентраты тяжелых и других металлов. Осадки будут способствовать попаданию в почву ртути, мышьяка, сурьмы…

Из добытой  руды руководство планирует получение концентрата в виде окатышей с высоким содержанием никеля. Для этого будет построен горно-обогатительный комбинат. Затем окатыши в особых контейнерах будут отправляться на заводы (скорее всего в Мурманскую область на Кольский полуостров – не дешевое занятие), где и планируется извлекать никель, кобальт, медь, платину, золото.

Под все это авантюрное мероприятие предстоит перевести почти все пахотные земли из статуса сельскохозяйственных в земли промышленного назначения с перемещением плодородного слоя почвы. Начнется переселение людей, схожее с массовой эвакуацией.

Чистые заповедные места канут в Лету. В качестве дешевой рабочей силы в Воронежскую область вахтовым методом хлынут представители иных национальностей, в т.ч. китайцев.

Несмотря на столь огромный и авантюрный прожект до сих пор не известно, какое количество никеля будет добываться!!! Количество добываемых драгметаллов остаются вообще за скобками этой адовой сметы. Пока чиновникам ясно, что вложенные в уничтожение Природы деньги Елани будут отрабатываться несколько десятилетий. Никель пойдет на продажу, и только тогда начнется прибыльный период!

Инвестор планирует заложить на промышленную разведку строительства комбината 52 млрд руб. Вообще-то говоря, этого хватит только на первый этап, причем без социалки… А вспомните, что обещают, что уже вначале геологоразведочных работ социальные нужды начнут решаться.

Ну все верно. Людей, их здоровье, благополучие никогда не берут в расчет. И везде одна ложь.

Эпилог

Расчитывать на то, что власти изменят свое решение и откажутся от драконовского проекта с освоением никеля – не стоит. У них в планах еще и другие регионы Черноземья. Именно поэтому они и не заинтересованы развивать сельское хозяйство, фермерство. Сказки о новых школах, кинотеатрах…словом, сами понимаете.

Уже сейчас в отношении тех, кто посмел поднять руку на геологоразведочный лагерь заводят уголовные дела. Репрессивная машина подавления и усмирения включена.

Над Черноземьем нависла беда, которую и в страшном сне сложно представить. Разрушения Природы будут сопоставимы с взрывом атомной  бомбы.

Очень сложное решение предстоит принять всем жителям Черноземья. И еще более ответственное решение предстоит принять казакам 

PS  Пока писалась эта статья, пришло известие, что 7 сотрудников полиции и местного омона подали заявления на увольнение, не желая участвовать в репрессиях нах земляками. Местные жители понимают, что к ним на подавление пригонят омон из других регионов. Лозунг жителей Черноземья "Ни пяди родной земли!" жители готовы претворять в жизнь.

А пока на 20 июля готовится народный фестиваль, догадайтесь на каком месте! Приглашаются все желающие, а на 10 августа женщины Черноземья готовы приехать в Москву для участия в протестном мероприятии с названием "Бабий бунт".