Люди, которые боятся математики

На модерации Отложенный

 

От одной только мысли, что придётся выступать перед большим скоплением народа или оказаться запертым в тесной комнатке, некоторых из нас бросает в холодный пот. Есть люди, которые точно так же боятся математики, и, как ни удивительно, их много. Исследование, проведённое в 2005 году, показало, что около 20% населения США, столкнувшись с необходимостью решения математической задачи, демонстрирует соответствующие симптомы: потные ладони, учащённое сердцебиение, беспокойство, страх.

Хорошие отметки по математике вовсе не свидетельствуют о том, что у девочки «мужской ум». (Фото woodleywonderworks.)

Исследования, посвящённые эмоциям, которые обуревают школьников и студентов в классах и аудиториях, говорят о том, что чувство тревоги настигает человека в том случае, если он высоко ценит способность решить поставленную задачу, но чувствует при этом, что может не справиться. Результатом становится гиперчувствительность ко всему, что связано с чем-то подобным, то есть при одном упоминании о математике у человека автоматически возникает неконтролируемый страх.

В краткосрочной перспективе неспособность подавить тревогу приводит к падению успеваемости по математике. В дальнейшем развивается негативное отношение ко всем предметам, курсам, карьерным возможностям, которые с ней связаны. В основе этой психологической реакции лежит древний принцип «Борись или убегай». Поскольку на борьбу нет сил, проще сделать ноги — в гуманитарные области, например.

Математика сложна, спору нет. Тем не менее большинство специалистов склоняются к тому, что причины боязни этой науки коренятся в многочисленных мифах, блуждающих по умам родителей (и, соответственно, детей) и порой, к сожалению, пропагандируемых самими преподавателями.

Самый, пожалуй, гнусный из них гласит, что девочкам от природы не дано познать математику: женский пол якобы алогичен, не способен к абстрактному мышлению и манипулированию символами.

Да и не нужно это ему: пусть выходит замуж и воспитывает потомство. Более того, математика неженственна, она только для мужчин.

Другие мифы идиотичны примерно в той же степени, хотя и не связаны с гендерной дискриминацией: математика пригодится только тому, кто будет учёным, инженером, программистом или учителем математики; математика только для людей с особым складом ума (если ты «гуманитарий», оставь надежду).

Самое главное — это то, что в западной культуре, как ни крути, наука ценится выше духовности, поэтому математические способности считаются важнейшим показателем общего интеллектуального развития ребёнка. Не успевает по родной речи? Не беда: Эйнштейн тоже плохо писал и с трудом читал, а Ландау не написал ни строчки из своего знаменитого курса теоретической физики. Не справляется с математикой? А вот это уже не очень хорошо. В 1982 году (буквально вчера!) Яков Зельдович и Исаак Яглом с сожалением отмечали в предисловии к курсу высшей математики для начинающих физиков и техников, что обывателю кажется, будто легко понять «Преступление и наказание» или «Войну и мир», но овладеть дифференцированием и интегрированием практически невозможно.

Что чувствует ребёнок, напичканный подобными идеями на контрольной по математике? Груз ответственности, который он не в силах нести. Даже некоторые отличники вспоминают о математике с содроганием. Чтобы защититься от обвинений в тупости, выдумывается миф о двух складах ума, а тот, кто любит математику, порой в тех же целях дискредитируется одноклассниками, награждается званием «заучки» или «ботаника», как будто успевать по математике — значит быть оторванным от жизни аутсайдером.

Как всегда, забота о том, чтобы ликвидировать эти стереотипы, ложится на плечи прежде всего родителей, а потом уже учителей.