Иранская наука: Развитие, которое поражает воображение

На модерации Отложенный


Исламская Республика Иран, несмотря на режим чудовищных экономических санкций, весьма неблагоприятное внешнеполитическое положение и искусственно созданный негативный имидж среди значительной части населения стран Европы  и Америки, продолжает поражать беспристрастного наблюдателя своими успехами в различных сферах. Одной из таких сфер, возможно, важнейшей для будущего страны, является наука. Последние годы можно признать исключительно успешными для разного рода научных исследований в Исламской Республике.

Нанотехнологии – гордость Ирана
Пожалуй, наибольший успех ИРИ может праздновать в сфере нанотехнологий.  В данной сфере Иран занимает первое место среди всех мусульманских государств и восьмое – в мире. По состоянию на март 2013 года ученым Исламской Республики принадлежит 4% мировых научных разработок в области нанотехнологий. Успехи Ирана в развитии данной области выглядят поистине удивительными, учитывая, что с 2000 по 2012 годы страна поднялась на 50 пунктов в рейтинге лидеров. Во многом это объясняется исключительным вниманием правительства страны к развитию нанотехнологичной отрасли. В 2003 году был создан Специальный штаб по развитию нанотехнологий при администрации президента (тогда эту должность занимал бывший президент Мохаммед Хатами), в задачу которого входит разработка и внедрение программ по развитию данных технологий.

Усилия иранского правительства привели к созданию в стране к настоящему времени 57 лабораторий и 852 организаций, занимающихся исследованиями в области нанотехнологий. В них трудятся около 15 тысяч ученых. Дисциплины, связанные с данными технологиями, преподаются в 17 ВУЗах ИРИ.  На их магистерских программах обучаются 5043, а в аспирантурах – еще 1325 человек.  По данным на 2012 год в Исламской Республике ежемесячно публиковалось 10 научных статей по нанотехнологиям. Для сравнения – в 2000-м году подобных исследований в стране появилось лишь 8 за весь год. На долю Ирана приходится 43% нанопродукции всего мусульманского мира. Далее с большим отрывом следуют Турция (12%), Малайзия (11%) и Египет (8%).  На территории Исламской Республики 25 компаний производят нанопродукцию для строительства, 10 фирм обеспечивают нанотехнологиями автомобильную промышленность.

Из последних достижений можно отметить изобретение транзистора, с протяженностью канала 75 нанометров, скорость которого превышает скорость обычного транзистора в 100 раз, сделанное учеными Технологического университета имени Хадже Насреддина Туси. Специалисты Института новейших нанометрических материалов Технологического университета имени Шарифа Тахере  смогли синтезировать наночастицы со структорой «ядро-оболочка» железо-золото с полимерным покрытием высокой биосовместимости с организмом человека. В результате, наночастицы могут быть использованы для адресной доставки лекарства в организме, что станет серьезным фактором в лечении онкологических заболеваний.

Исламская Республика собирает международные конференции, выставки и фестивали по нанотехнологиям, куда приглашаются именитые иностранные ученые. В их числе – и российские специалисты. К примеру, на пятом международном фестивале нанотехнологий «Iran Nano 2012», российские компании, работающие в сфере нанотехнологий, представляли свои разработки на специально предоставленном стенде. Примечательно, что в данном фестивале участвовали и специалисты из стран, инициировавших и поддерживающих санкции против Ирана, например, Соединенных Штатов и Японии.

Иранская медицина: развитие вопреки санкциям
Не менее яркими выглядят успехи Ирана и в других областях науки, например, в медицине. В частности, в ИРИ с недавних пор стали проводить глазные операции с использованием передовой технологии бесшовной трансплантации. Данные операции делаются при помощи фемтолазера, которым делается надрез, равные одному нанометру. Подобное не может осуществить ни один хирургических скальпелей. Операции с бесшовной трансплантацией  делаются для удаления участков помутневшей роговицы и замены их взятыми у доноров здоровыми тканями.

Важнейшее значение для всего мира имеют успехи иранских ученых в борьбе со СПИДом (синдромом приобретённого иммунного дефицита). На стадии ВИЧ (вирус иммунодефицита человека) в Иране с данным заболеванием борются довольно эффективно. Специалисты из ИРИ смогли смоделировать трехмерную структуру протеинов, что может стать новой вехой в борьбе с ВИЧ-инфекцией – одним из наиболее опасных заболеваний в наше время. Иранцы могут создавать искусственную мембрану протеинов CCR5, которая имеет основное значение в проникновении в организм человека ВИЧ-инфекции, а также связей вируса с клетками заболевшего.

А еще раньше успехом завершилось сотрудничество иранских ученых с их российскими коллегами в разработке лекарства против СПИДа. Созданный в результате препарат IMOD укрепляет иммунную систему больного ВИЧ, в результате чего человек становится резистентным к проблемам с иммунитетом.  После регулярного приема IMOD больные не только чувствуют улучшение состояния здоровья, но и не нуждаются в каком-либо лечении на протяжении 30 месяцев. Учитывая низкую стоимость данного средства, можно предположить, что IMOD уже в скором будущем станет первым массовым лекарством от СПИДа.

В последнее время в Иране стал выпускаться препарат «Factor VII», предназначенный для коррекции дефектов свертывания крови, что стало весомым вкладом в лечение рассеянного склероза.

Следует отметить, что проблема лечения раковых заболеваний стоит перед Исламской Республикой весьма остро. Поистине бесчеловечные санкции, наложенные на Иран, касаются, в том числе и медикаментов, применяемых при профилактике онкологии. К примеру, теперь ИРИ не может закупать препарат «Docetaxel».  Это привело к тому, что в стране ежегодно диагностируется 60 тысяч случаев раковых заболеваний, при этом умирают от рака каждый год около 50 тысяч человек. Показатель выживаемости при онкологических заболеваниях на территории Исламской Республики не превышает 30%. В некоторых европейских странах тот же показатель – в 2 раза больше. Однако иранские специалисты уже приступили к самостоятельной разработке «Docetaxel», что дает надежду на скорое улучшение ситуации.

Помимо препаратов от рака, ИРИ остро нуждается в лекарствах от диабета, заболеваний центральной нервной системы и некоторых других. Для производства таких препаратов необходимы радиоактивные изотопные элементы, которые производятся, благодаря обогащению урана. Именно цели производства лекарств от онкологических заболеваний служит Тегеранский исследовательский реактор, вызывающий столь много нареканий со стороны МАГАТЭ и политиков США и Европы. Между тем, на данный момент сложилась парадоксальная ситуация – Иран не получает необходимых медикаментов для лечения людей из-за санкций, а производству их внутри страны инициаторы санкций также запрещают. Тем не менее, как видно из представленных данных, иранская медицина продолжает стремительно развиваться.

Иран и передовые технологии
Одним из ярких индикаторов развития иранской науки является запуск Ираном первого за историю страны космического аппарата с животными на борту. Речь идет о космическом зонде «Пишгам», снабженный капсулой  с обезьяной. Аппарат успешно вышел на околоземную орбиту, после чего вернулся обратно. Целью запуска «Пишгама» являлось изучение поведение живого организма в космосе. Данный запуск стал серьезным шагом Тегерана в освоении космического пространства и использовании передовых космических технологий.

Еще одна передовая отрасль – робототехника, также весьма успешно эволюционирует в Исламской Республике. Если раньше иранские команды роботов одерживали победы на престижных международных форумах, то с 5 по 7 апреля международный чемпионат среди роботов «RoboCup IranOpen» прошел в Тегеране. В данных соревнованиях силами мерялись роботы целого ряда полезных «профессий» - спасатели, помощники по дому, миноискатели, и др. Параллельно чемпионату в иранской столице состоялась и научная конференция по робототехнике.

Иран и новейшие виды вооружений
Не следует забывать и о военной составляющей иранской науки, которая также развивается исключительно успешно.
Весной иранским ученым удалось модернизировать состоящие на вооружении войск ПВО страны зенитно-ракетные комплексы С-200. Модернизированные комплексы могут поражать цели на дальности до 350 километров, а время их реакции стало существенно меньше, чем раньше. Кроме того, теперь иранские С-200 могут передавать параметры замеченных целей другим зенитным расчетам.

Однако подлинным успехом иранской науки и военной промышленности стала разработка комплекса Bavar-373, аналогичного российскому С-300. Ожидается, что данные устройства поступят в армию ИРИ уже в следующем, 2014 году. Трудно переоценить значение подобного прорыва иранских ученых, учитывая до сих пор не разрешившуюся ситуацию с поставками в Иран российскую систему С-300.

Еще одно яркое изобретение иранского ВПК  - истребитель Qaher-313, представленный еще 2 февраля 2013 года. Примечательно, что информация о разработке данного самолета была встречена со значительной долей скепсиса на Западе. Сначала американские военные специалисты заявили, что самолета на самом деле не существует, имеется лишь его макет, а затем «поправились» и высказали мнение о том, что Qaher-313 не способен выполнять поставленных перед ним официально задач, а разработан лишь для уничтожения вертолетов. Между тем, согласно заявлению  руководителя иранской Организации авиационной промышленности, непосредственно руководившего разработкой Qaher-313, эта машина способна летать на малых, средних и больших высотах, что не способен делать ни один самолет в мире. Кроме того, истребитель может применять весьма широкий спектр высокоточного оружия иранского производства. Способность Qaher-313 к решению указанных задач подтвердил и заместитель министра обороны Исламской Республики Иран бригадный генерал Маджид Бокей.

А 9 мая 2013 года ИРИ объявила о создании нового беспилотника, невидимого для радаров. Данный аппарат, получивший название Epic, согласно информации иранского министерства обороны, может летать на дальние расстояния и не только заниматься разведкой, но и поражать цели. Ранее, 18 апреля, Иран объявлял о появлении на вооружении своей армии также невидимых для радаров беспилотников Throne.

Сухопутные силы страны недавно получили баллистические ракеты новейшего поколения «Назиат», запускающиеся с мобильных платформ и имеющие дальность поражения до 150 километров. Кроме того, вскоре ожидается выпуск военной промышленностью Исламской Республики новых управляемых ракет воздушного базирования, а также подводной лодки. Такую информацию огласил еще в мае министр обороны Ирана Ахмад Вахиди. Фактически, потенциал иранской науки в настоящее время таков, что специалистами ИРИ не только быстро осваиваются, но и творчески совершенствуются, различные виды зарубежного вооружения, а также разрабатываются собственные.

Иранская наука и военная промышленность уже успешно конкурирует даже с американской. Иллюстрацией данного тезиса может служить получение иранскими военными неповрежденного новейшего американского беспилотника Lockheed Martin RQ-170 Sentinel в декабре 2011 года. Средствам радиоэлектронной борьбы Исламской Республики удалось получить управление летательным аппаратом, после чего спокойно посадить его на территории страны. Данный факт вызвал серьезный резонанс во всем мире, так как Lockheed Martin RQ-170 являлся на момент его захвата новейшим и засекреченным беспилотником.  Не удивительно, что, как США, так и ряд других стран высказали тогда сомнения в успехе иранских специалистов, однако в итоге им пришлось признать данный факт. Технологии, полученные Ираном после изучения американского аппарата стали важным фактором в развитии национальной программы развития БПЛА.

По праву могут считаться гордостью иранского ВПК и средства киберборьбы, так как им раз за разом удается сравнительно успешно отражать атаки американских и израильских вирусов. Вирусам Stuxnet и Flame и недавно появившемуся Duqu, имевшим целью уничтожить, либо серьезно подорвать инфраструктуру страны, в частности, внести помехи  в работу электростанций, промышленных предприятий и остановить ядерную программу ИРИ, в целом не удалось достичь поставленных целей. Основным фактором такого успеха Исламской Республики, по заявлениям ее официальных представителей, являются своевременно принимаемые меры киберборьбы, а также наличие необходимых технологий и специалистов.

Одной из мер по борьбе с кибератаками извне является создание в ИРИ национального интернета – для внутренних нужд. Данная сеть разрабатывается в настоящее время. При этом, согласно заявлениям иранских официальных лиц, доступ во всемирную паутину гражданам страны также закрыт не будет, однако появление собственного интернета всерьез уменьшает вероятность проникновения в его просторы вражеских вирусов. Предполагается, что на внутренний интернет перейдут промышленные предприятия страны и другие объекты инфраструктуры. Стоит отметить, что в Иране уже сейчас существуют ряд аналогов крупнейших сервисов – видеохостинга Youtobe (иранский аналог называется Mehr), почтовых и поисковых систем. Помимо соображений безопасности, иранские программисты имели целью создания указанных проектов и соображения защиты нравственности и религии – на иранских хостингах отсутствуют материалы эротического, антиисламского и просто оскорбительного содержания. Исламская Республика намерена продолжать идти по пути создания своего интернета – уже заявлено о скором введении в эксплуатацию нового сервиса – аналога картографического ресурса Google Earth.

Система образования – залог успехов иранской науки
Во многом успех иранской науки обусловлен таким важным фактором, как высокий уровень общего и профессионального образования. Особенностью иранской ментальности является отсутствие такого хорошо известного в России понятия, как шпаргалка. Каждый иранец с детства приучается к тому, что сданный экзамен или тест – необходимое условие его высокой самооценки. В этой связи, такое явление, как списывание в Иране, фактически, невозможно. Достоинства подобного подхода красноречиво демонстрируют успехи иранских школьников на международных олимпиадах и конкурсах. Так, на 44-й всемирной олимпиаде по физике иранцам достались 3 золотые, одна серебряная и одна бронзовая медаль.

Общее число обучающихся на разном уровне в ИРИ составляет 18,9 миллиона человек. Из них 1 миллион 300 тысяч – студенты высших учебных заведений, которых насчитывается 440. Среди них – 87 университетов, 23 института, 115 исламских университетов, 120 университетов «Пейаме нур»,  70 очных институтов и 6 центров высшего образования. Интересным фактом является то, что более 60% студентов в Иране – женщины.

К слову, последние достигают высот и в науке. Например, молодая иранская специалистка по экосистемам Атыя Каземи Моджарад выиграла в мае премию ЮНЕСКО за исследование в области устойчивого развития биосферных заповедников путем защиты ключевых экосистем. Интересным фактом является и то, что значительная часть ученых Европы и Америки – также родом из Ирана. К примеру, 20% ведущих программистов знаменитой Силиконовой долины в Калифорнии – эмигрировавшие и этнические иранцы.

***

Исламская Республика Иран все стремительнее превращается в мирового лидера в области науки и техники, уже далеко оставляя за собой государства Ближнего Востока и исламского мира. Иранские специалисты идут в ногу со временем в таких важных сферах как нано и биотехнологии, атомная, космическая  промышленность и разработка новейших видов вооружения. При этом страна существует в режиме наложенных на нее международных экономических санкций. Будучи направленными на остановку прогресса ИРИ, они, тем не менее, зачастую стимулируют развитие ряда научных направлений в ней. Учитывая темпы развития науки в Иране, а также несомненные достижения его ученых, похоже, в ближайшем будущем Исламская Республика Иран превратится в один из ведущих центров мирового прогресса.

Сергей Никитин,
Специально для Иран.ру