Предание ( священное, православное, старины ). Заповеди человеческие
На модерации
Отложенный
Христианские конфессии на протяжении веков, раскалываясь, отсоединяясь и разъединяясь, всегда при этом оставляли у себя и хранили Библию. К Богодухновенной Книге многие христианские течения впоследствии прибавляли свои дополнительные вероучительные источники: предания, правила, постановления, катахезисы, жития, послания, пророчества и т.д. и т.п., идущие зачастую вразрез друг с другом, а иногда и с учением Священного Писания.
Однако, Бог неоднократно обличал людей, отошедших от Его Слова, и погрязших в своих человеческих мудрствованиях, преданиях и заповедях:
«И стало у них словом Господа: заповедь на заповедь, заповедь на заповедь, правило на правило, правило на правило, тут немного, там немного» (Ис. 28:13).
«И сказал Господь: так как этот народ приближается ко Мне устами своими, и языком своим чтит Меня, сердце же его далеко отстоит от Меня, и благоговение их предо Мною есть изучение заповедей человеческих; то вот, Я … поступлю с этим народом … так что мудрость мудрецов его погибнет, и разума у разумных его не станет» (Ис. 29:13,14).
Господь прямо упрекал израильтян, за то, что они соблюдали постановления своих отцов, игнорируя заповеди Его закона:
«И говорил Я сыновьям их в пустыне: не ходите по правилам отцов ваших, и не соблюдайте установлений их … Я Господь Бог ваш: по Моим заповедям поступайте, и Мои уставы соблюдайте, и исполняйте их» (Иез. 20:18,19).
Иисус по поводу человеческих постановлений категорично говорил:
«Зачем … вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего?» (Мф. 15:3).
«Хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание?» (Мар. 7:9, см. также Мар. 7:13).
«Тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим» (Мф. 15:9, см. также Мар. 7:7).
Обратите внимание, что упомянутое в Библии понятие «предание» часто используют православные христиане и католики. Как уже было отмечено в главе «Библия и церковь», церковным преданием католики называют учение церкви, не вошедшее в Священное Писание. А православие - все источники своего вероучения письменные и устные, где Библия составляет лишь малую часть письменного предания, а большая – это описание жизни святых, труды отцов церкви, решения соборов, древняя практика церкви, обряды и церемонии. И, как мы уже отметили, к сожалению, письменам людей в популярных церквях зачастую уделяется больше внимания, чем исследованию прямого Слова Божьего - Библии.
На вопрос представителям исторически распространенных церквей: «Почему вы игнорируете запрет Иисуса и уделяете большое внимание человеческим преданиям»? Часто можно услышать ответ: «У нас не иудейские предания, которые запрещал Иисус. Предания христианской церкви появились уже при апостолах, что хорошо видно из Нового Завета».
Действительно, термин «предание» упоминается в Новом Завете не только в отрицательном, но и в положительном свете. Прежде чем разобрать эти тексты, давайте посмотрим, что обозначает слово «предание» по мнению знаменитых языковедов.
«Предание - рассказ о былом, переходящий от поколения к поколению в устной форме; устар. - традиция, традиционное установление, порядок, правило» (новый толково-словообразовательный словарь русского языка Т. Ф. Ефремова).
«Предание» - передать, завещать, передать потомству обычаем или законом. «Живем, как предали нам отцы и деды». «Заповеди преданы нам чрез Моисея» (В. И. Даль).
Мы видим, что слово предание обозначает как устоявшуюся традицию, так и переданные заповеди, закон, правила. В тексте Нового Завета «предание» имеет те же значения. Это слово переведено с греческого «παραδοσις», которое означает передача, преподавание, передача учения. Иисус критиковал предания в виде человеческих традиций, то есть установленные людьми религиозные правила. А апостолы отзывались одобрительно о предании только в том его значении, как его видел В. И. Даль - «заповедей, преданных через» вестника Божьего. Посмотрите, говоря о предании в положительном свете, апостолы всегда отождествляли его исключительно с преподаванием своего учения, поясняя, что они, как Моисей и пророки, передают Слова Господа:
«Чтобы вы помнили слова, прежде реченные святыми пророками, и заповедь Господа и Спасителя, преданную Апостолами» (2 Пет. 3:2).
«Хвалю вас, братия, что вы все мое помните и держите предания так, как я передал вам» (1 Кор. 11:2).
«Братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим» (2 Фес. 2:15).
«Мы уверены о вас в Господе, что вы исполняете и будете исполнять то, что мы вам повелеваем. Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас» (2 Фес. 3:4,6).
«Лучше бы им не познать пути правды, нежели, познав, возвратиться назад от преданной им святой заповеди» (2 Пет. 2:21).
«Напоминаю вам, братия, Евангелие, которое я благовествовал вам, которое вы и приняли, в котором и утвердились, которым и спасаетесь, если преподанное удерживаете так, как я благовествовал вам» (1 Кор. 15:1,2).
«О, Тимофей! храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания» (1 Тим. 6:20, см. также 2 Тим. 2:2, 2 Тим. 3:13,14).
То есть апостолы призывали держаться их учения, так как они передавали его от Бога:
«Посему и мы непрестанно благодарим Бога, что, приняв от нас слышанное слово Божие, вы приняли не как слово человеческое, но как слово Божие, - каково оно есть по истине» (1 Фес. 2:13).
«Слово Господне пребывает вовек; а это есть то слово, которое вам проповедано» (1 Пет. 1:25).
«Возвещаем не от человеческой мудрости изученными словами, но изученными от Духа Святаго» (1 Кор. 2:13).
«Вот благовестие, которое мы слышали от Него и возвещаем вам» (1 Ин. 1:5).
«Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа» (Гал. 1:11,12).
«Если кто почитает себя пророком или духовным, тот да разумеет, что я пишу вам, ибо это заповеди Господни» (1 Кор. 14:37, см. также 1 Фес. 4:2).
При этом, апостолы, продолжая наставления Иисуса и Бога Отца, прямо предупреждали людей остерегаться человеческих преданий (преподаваемого людьми собственного учения):
«Смотрите, братия, чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщением, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» (Кол. 2:8).
Поэтому они запрещали что-либо прибавлять к переданному через них Богом учению:
«Это, братия, приложил я … чтобы вы научились от нас не мудрствовать сверх того, что написано» (1 Кор. 4:6).
«Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема» (Гал. 1:8,9, см. также 1 Кор. 15:1,2, Тит. 2:7,8, Откр. 2:25,26, Откр. 22:18,19).
Как мы видим, упомянутые в положительном аспекте в Новом Завете апостольские «предания» представляли собой переданное через них церкви учение от Бога, а не введение в христианство института преданий старцев, что наоборот, как мы рассмотрели выше, порицалось Богом Отцом, Его Сыном Иисусом, а затем и апостолами.
Итак, никоим образом нельзя путать два разных «вида» преданий (передаваемой информации) «с небес» и «от человеков» (см. Мф. 21:25), то есть, первый - от Бога к людям через вестников; второй - от людей друг другу:
В Ветхом Завете: первый «вид» предания - переданная через Моисея, а затем через пророков, информация от Самого Бога, тщательно записанная и сохраненная по Воле и при помощи Создателя (см. Иоль 1:1-3, Деян. 6:14, Мал. 4:4, 1 Пар. 16:15, 2 Пет. 3:2, Втор. 28:58-61, Втор. 30:10-15, Дан. 9:10, Ос. 6:5, Зах. 7:7,12, Рим. 1:2, 2 Пет. 1:21). Второй «вид» – человеческие предания – правила сверх записанных пророками Божьих откровений и наставлений, придуманные иудейскими мудрецами и старцами, которые порицались Богом, а затем Иисусом Христом и апостолами (см. Ис. 28:13, Ис. 29:13,14, Иез. 20:18,19, Втор. 4:2, Прит. 30:6, Мф. 15:2,3,9, Мар. 7:7,9,13, Гал. 1:14, Кол. 2:8).
В Новом Завете: первый «вид» предания - это переданная через апостолов информация от Бога Отца, Сына и Святого Духа, записанная и сохраненная благодаря Создателю (см. Лук. 1:2, 1 Фес. 2:13, 1 Кор. 2:13, 1 Кор. 11:2,23, 1 Кор. 14:37, Гал. 1:11,12, 2 Пет. 3:2, Ин. 14:26, 2 Тим. 3:16). Второй «вид» - человеческие предания - правила и каноны отцов церкви и соборов, добавленные впоследствии сверх ветхозаветного и новозаветного Писания, что категорично запрещалось апостолами (см. 1 Кор. 4:6, Гал. 1:8,9, 1 Кор. 15:1,2, Откр. 22:18,19).
Если присмотреться, то несложно увидеть аналогию в поступках ветхозаветных иудейских старцев и иерархов ставшей государственной христианской церкви по отношению к Священному Писанию.
Как в ветхозаветное время, так и в новозаветное, священство пыталось дополнить учение Бога, записанное пророками и апостолами, своими правилами, уставами, заповедями и постановлениями. Конечно, духовные лидеры утверждают, что добавления сверх Священного Писания – это новые откровения Бога «святым» людям, либо, это древние предания, которые идут прямо от Бога через пророков, и соответственно, апостолов, посредством устной передачи информации, то есть, якобы, эти «знания» передаются Божьими служителями из уст в уста из поколения в поколение пока их не запишут.
Странно, что никто не задается вопросами: «Зачем Бог в Писании строго-настрого запрещал вносить дополнения и изменения в Его Слово?», «С чем связано разделение Богом информации на ту, которую Он поручил записать, и ту, которую Он либо не просил фиксировать, либо завещал передавать устно?», «Почему «устную» информацию впоследствии служители вопреки первоначальным указаниям Бога все-таки записывали?», «Могла ли весть пророков и апостолов, провозглашаемая людям устно, противоречить их записанному учению?», «Почему последующие устные предания иногда противоречат тому, что было ранее записано в Священном Писании?», «Не порождают ли «тайные знания» в человеке гордость?»
Проанализировав себя и близких, которых мы хорошо знаем, не сложно понять, что значительная часть людей подсознательно считают себя особенными, исключительными, - не такими как все остальные. А ведь сатане легче всего воздействовать на людей через их гордыню. Именно так лукавый обольстил Адама и Еву: «Вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3:5). Многие радикальные секты и экстремистские течения построены на человеческой гордости. Там людям дается то, чего они хотят – ощущение избранности. Человеку приятно считать себя более умным, так как он понимает то «самое важное», что не в силах осознать другие. Либо человеку льстит, что он, являясь особенным, имеет право знать «тайную истину», недоступную для прочих…
Однако, Библия указывает только на одну скрываемую до пришествия полноты времени (см. Гал. 4:4) тайну – это воплощение Бога в человеке и жертвенную смерть Бога за людей.
«Беспрекословно - великая благочестия тайна: Бог явился во плоти, оправдал Себя в Духе, показал Себя Ангелам, проповедан в народах, принят верою в мире, вознесся во славе» (1 Тим. 3:16, см. также 1 Кор. 2:7, Еф. 1:9, Еф. 3:3-9, Кол. 1:25-27, Рим. 11:25,26, Кол. 2:2-4).
Других «Божьих тайн», нужных человеку, но сокрытых от него, Священное Писание не упоминает.
Создатель Свое учение провозглашал всем без исключения людям. Именно поэтому 10 заповедей были рукой Бога начертаны на скрижалях (см. Исх. 24:12), а закон по повелению Творца записан на свитках (см. Исх. 34:27). Именно поэтому, Бог дал повеление принимать в число Своего народа всех пришельцев - иноплеменников, поселившихся между ними, и готовых исполнять Его заповеди:
«Если же поселится у тебя пришлец и захочет совершить Пасху Господу … один закон да будет и для природного жителя и для пришельца, поселившегося между вами» (Исх. 12:48,49, см. также Чис. 15:15,16,29, Втор. 31:12).
Именно поэтому, Создатель поручил зачитывать закон перед всем народом (см. Втор. 31:11,12, Иис. Нав. 8:35, 2 Пар. 17:7-9, Иер. 36:6, Ездр. 7:10, Ос. 4:1), а царям, вступающим на престол, переписывать себе закон, постоянно читать его, чтоб не забыть и не отойти от заповедей Бога самому и не увести за собой в заблуждение и отступление страну (см. Втор. 17:18-20).
К сожалению, мало кто задумывается, что не напрасно Творец запрещал дополнения к Своему Слову (см. главу «Библия самодостаточна»). Неслучайно во всем Писании не сказано, что Творец мудрецам давал для устной передачи дополнительные тайные знания, священству - скрытые ведения…
Даже простая человеческая логика подсказывает, что передаче информации «из уст в уста» очень опасно доверять. Чтобы это осознать, достаточно проиллюстрировать устное «предание» через житейскую ситуацию. Наверное, многие в своей жизни сталкивались с тем, что полученная ими из вторых уст информация, как затем выяснялось, не совсем соответствует оригиналу. И это понятно. А что будет, если история пройдет через несколько уст? Уже при первой передаче услышанной истории, что-то в ней приукрашается, а что-то забывается. Это зависит от многих факторов: прошедшего от события времени, индивидуальных особенностей характера человека, который передает информацию – для одного важным кажутся одни составляющие элементы истории, для другого - другие, а третий хочет прибавить истории поучительности... При второй передаче истории ситуация повторяется: из рассказа пропадают одни элементы, но появляются в нем другие. И так далее. То есть перед тем как историю, наконец, запишут, она успеет претерпеть десятки интерпретаций и от оригинала в ней останется лишь малая часть.
Официальные представители исторически распространенных конфессий навряд-ли станут опровергать тот факт, что многие сложившиеся традиции церкви (например, окрашивание яиц на Пасху, выпечка Пасхальных куличей, некоторые праздники с их постами и др.) базируются лишь на легендах – церковных преданиях, и не имеют исторических документальных подтверждений того, что события, которые послужили причиной их возникновения, имели место на самом деле. А некоторые церковные устои имеют не одно, а сразу несколько различающихся между собой преданий об их происхождении.
Перегибы, связанные с чрезмерным почитанием преданий и недостаточным уделением внимания Писанию, признают и некоторые уважаемые богословы. Вот так об этом писал известный православный деятель архиепископ Михаил Мудьюгин (1912 - 2000 гг.) доктор богословия, профессор, ректор С.- Петербургской духовной академии в своей книге «Русская православная церковность. Вторая половина ХХ века» («Предисловие», глава «Иконопочитание»):
«Людям свойственно свыкаться со своими грехами, тем более с ошибками и отклонениями, притом не только не замечать, но даже любить их. Вот почему церковные люди часто предпочитают проходить мимо церковных недостатков, мимо отрицательных сторон церковной жизни… И тогда апокриф, т.е. сказание или предание … становится более популярным чтением и пользуется большим доверием и авторитетом, чем Священное Писание. И тогда великий, святой, спасительный, божественный облик Христа Спасителя заслоняется обличиями и заповедями человеческими (Мф. 15:9).
Можно сокрушаться, что этот апокриф (об иконах Евангелиста Луки. - Прим. авт.) преподносится со многих амвонов священниками, которым лень и равнодушие к духовному состоянию паствы позволяют насыщать проповедь не Словом Божиим, не нравственным поучением, ... а подобного рода измышлениями. Для спасения душ, они совершенно бесполезны, но бездарные проповедники охотно к ним прибегают: можно, не напрягая мысль, в сотый раз повторять не затрагивающие ни у ма, не сердца выдумки и тем заполнить минуты, ...отводимые для проповеди».
Протоиерей православной церкви Александр Борисов (1939 г.), кандидат богословия, президент Российского библейского общества в своей книге «Побелевшие нивы» (гл. 3) пишет:
«Удивительно мало внимания уделяется самому главному — Слову Божию, для которого просто уже не остается ни времени, ни внимания за всеми рекомендованными «батюшкой» акафистами, канонами, кафизмами. Людям вообще свойственно постоянное, часто бессознательное стремление заменить или подменить внутреннее внешним, общий принцип конкретным правилом, заповедь Божию — преданием человеческим. Явно недостаточное внимание к Священному Писанию никак не может компенсироваться чтением бесчисленных акафистов и канонов поскольку они не что иное, как предание человеческое, религиозная поэзия...
Сама Библия в таком случае оказывается лишь фоном, а основное внимание направляется на святых Отцев, Добротолюбие, Феофана Затворника, Игнатия Брянчанинова, иконы, пение, Учителем становится не Писание, а Предание. Писание в этом случае объявляется слишком возвышенным и духовным — «до него еще надо дорасти», причем не иначе как через упомянутых авторов. На деле же Библия оказывается забытой на отведенном ей почетном пьедестале, а духовная жизнь строится на Феофане Затворнике и Игнатии Брянчанинове».
Сделаем вывод: не напрасно на протяжении 1500 лет пророки, а затем и живые свидетели Христа - апостолы и их сподвижники - не просто передавали людям, но и аккуратно записывали учение Бога Отца и Его Сына Иисуса Христа, чтобы без каких-либо искажений донести эту бесценную информацию до потомков. Именно поэтому Господь хранит под своей опекой текст Библии, не давая Его существенно изменить или уничтожить.
Стоит отметить, что апостол Павел предсказывал, что в дальнейшем в церкви будут популярны предания - легенды, сказания, другими словами – басни:
«Будет время, когда здравого учения принимать не будут, но по своим прихотям будут избирать себе учителей, которые льстили бы слуху; и от истины отвратят слух и обратятся к басням» (2 Тим. 4:3,4).
Комментарии